Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
статья

Дуброва Наталья Николаевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании призваны решать одну из приоритетных задач современного дошкольного воспитания и образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье субъектов педагогического процесса в ДОУ (дети, педагоги, родители).

Целью применения здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях образования относительно ребенка является попытка обеспечить высокий уровень реального здоровья у воспитанника дошкольного учреждения и развитие в нем валеологической культуры, представленной совокупностью осознанного отношения ребенка к собственному здоровью и жизни человека. Формирование знаний о здоровье и навыках его сбережения, поддержания и охраны, становление валеологической компетентности, которая позволит ребенку эффективно и самостоятельно решать задачи безопасного поведения и здорового образа жизни, приобретение навыков оказания первой медицинской, психологической помощи и самопомощи. Относительно взрослого здоровьесбережение проявляется в содействии становлению культуры здоровья, включая культуру профессионального здоровья воспитателя дошкольного учреждения и в валеологическом просвещении родителей.

Относительно доминирующих целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса, выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережение педагогического состава дошкольного учреждения;

- валеологическое просвещение родителей;

- применение технологий сдоровьесбережения на занятиях в детском саду.

На современном этапе ведущие психологи, педагоги и специалисты медицинской сферы разработали массу здоровьесберегающих методик, которые успешно применяются с целью развития и сохранения здоровья детей.

Для реализации здоровьесберегающей модели развития детей, необходимо:

- направленность процесса воспитания и образования на физическое развитие детей и их просвещение в области валеологии;

- комплекс оздоровительных мероприятий, включенный в режим дня детей и связанный по интенсивности и форме со временем года;

- создание оптимальных педагогических условий пребывания детей в дошкольном учреждении;

- формирование взаимодействия с семьей и развитие партнерства в социальной сфере.

Все перечисленные технологии должны обеспечить воспитание физически и психологически здоровых детей. При этом обоим типам здоровья необходимо уделять одинаково большой объем внимания, на данный же момент в детских садах основной упор делается на физическое развитие детей.

На данный момент практически каждый детский сад имеет в штате детского психолога, который проводит с детьми занятия в коллективе и, при необходимости, индивидуально. Если отмечаются отрицательные изменения поведения ребенка, воспитатель должен поставить родителей в известность и работать в направлении поддержания психического здоровья воспитанника.

Основными направлениями работы по здоровьесбережению детей являются следующие:

- лечебно-профилактическая работа, включающая витамино- и фитотерапию. При наличии соответствующего медицинского разрешения у детей допускается прием настоек и отваров трав-адаптогенов, в условиях дошкольного учреждения, соответствующих комплексному плану оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий.

- психологическая безопасность и комфорт детей, прибывающих в группе детского сада. Реализовать данный пункт можно посредством организации психологически комфортного режима дня, правильного распределения физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательного стиля общения воспитателей и детей, применение релаксационных приемов в режиме дня и т.д.

- направленность воспитательной и образовательной деятельности на оздоровление. При этом учитываются гигиенические требования к максимально допустимой нагрузке для детей данной возрастной группы при запланированных формах работы, разработка оздоровительного режима, направленность образовательного пространства на валеологизацию, оберегание нервной системы ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов, представление возможности выбора, формирование условий самореализации воспитанника и т.д.

- формирований знаний по валеологии, формирование основ валеологического сознания, то есть закрепление знаний о здоровье, способох его поддержания, сохранения и сбережения, формирование сознательного отношения к жизни и здоровью).

Внедрение данной технологии в детском саду подразумевает прохождение нескольких этапов:

- Определение уровня состояния здоровья (физическое развитие, валеологические навыки, психологическая устойчивость) на первоначальном этапе, а также исследование здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения.

- Организация воспитательно-образовательного пространства ДОУ в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.

С целью реализации данного пункта, в режиме дня можно применять:

  • Некоторые формы работы с целью сохранения и укрепления здоровья детей различных групп здоровья;
  • Формирование оздоровительных режимов для разных периодов года – каникулярный, летний период, зимние спортивные упражнения и игры.
  • Разработка комплекса мероприятий по закаливанию – «дорожки здоровья», профилактика мероприятий, босохождение, полоскание рта и горла, обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Физкультурно-оздоровительные занятия;
  • Разработка оптимального двигательного режима. Необходимо включать в режим дня, кроме традиционных двигательных упражнений (гимнастика, физкультура, прогулки, игры, танцы), технологии оздоровления и профилактики болезней. К таким мероприятиям можно отнести пятиминутку здоровья, двигательные разминки в перерывах от занятий, дни и недели здоровья, физкультурные праздники в зале и на открытой площадке, ЛФК под руководством тренера.

- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблемам сохранения и укрепления детского здоровья.

Информационные стенды для родителей должны содержать  рубрику, затрагивающую проблему оздоровления воспитанников без лекарств. Необходимо предлагать родителям комплексы упражнений направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, глаз, на развитие общей и мелкой моторики, нестандартные пальчиковые игры.

Также необходимо привлекать родителей к участию в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

- Предполагаемые результаты проделанной работы:

  • Сформированность нормативно-правовой базы в вопросе оздоровления воспитанников ДОУ;
  • Апробация научно-методических подходов в организации работы по формированию здоровьесберегающего пространства ДОУ;
  • Сформированность у детей валеологического сознания, понимание необходимости заботы о своем здоровье;
  • Составление программы по развитию движений и особенностей двигательной активности детей;
  • Улучшенные показатели здоровья воспитанников.
  • Сформированная система профилактики и коррекции здоровья дошкольников.

В качестве профилактических мер можно применять:

  • Точечный массаж методом Уманской
  • Комплексы профилактических упражнений нарушения зрения во время занятий
  • Гимнастика с элементами хатха-йоги
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки, включая сон без подушек
  • Дыхательные упражнения
  • Снижение умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки и динамический час

Закаливающие процедуры:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Чистка зубов и полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе и полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

Чаще всего дети дошкольного возраста страдают плоскостопием, поэтому будет актуально внедрить в ежедневные занятия упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия.

В осенне-зимний период актуально проведение мероприятий профилактике заболеваемости гриппом и ОРЗ:

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок в обед
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой

Особенное внимание при формировании режима дня нужно уделить проведения процедур закаливания с целью укрепления здоровья и снижения заболеваемости.

Закаливающие процедуры будут иметь эффект только в случае обеспечения их в течение всего времени, которое ребенок пребывает в детском саду.

В связи с этим необходимо следить за:

- четкой организацией теплового и воздушного режима в помещении;

- рациональной неперегревающей одеждой детей;

- соблюдением режима прогулок в любое время года;

- занятиям босиком на утренней гимнастике и физкультуре.

Можно проводить закаливание носоглотки чесночным раствором с целью профилактики ОРВИ и гриппа и санации носоглотки при ангине и других воспалительных процессах. Для этого нужно приготовить следующий раствор: 1 зубчик чеснока размять и залить 1 стаканом охлажденной кипяченой воды, дать настояться в течение часа. В течение 2х часов после приготовления раствором можно пользоваться. Данный раствор можно эффективно применять на начальных стадиях ОРЗ и ОРВИ, а также для профилактики данных заболеваний, полоскать рот детям перед выходом на прогулку.

В качестве примера здоровьесберегающей технологии можно привести следующий конспект физкультурно-оздоровительного занятия:

Занятие с применением элементов дыхательной гимнастики, степ- аэробики, подвижных игр и стопотерпии.

Старшая группа

I. Вводная часть

– Ходьба на месте возле степа,

– Ходьба на внешней стороне стоп вокруг степа, руки согнуты перед грудью, локтями выполнять круговые движения.

– Ходьба на месте, взять мяч, поднять вверх над головой, встать на носки, выполнить поворот на носках на 180°, положить мяч на степ (4 раза).

– Прыжки с мячом вверх на 2-х ногах вокруг степа, ходьба (4 раза).

– Лёгкий бег по кругу, с чередованием прокатывания мяча по полу.

– Дыхательное упражнение:

  • «К нам залетел теплый ветерок»;
  • Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха»;
  • «На нас подул холодный зимний ветер»;
  • Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у»
  • «К нам в окно влетела пчела»;
  • Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»;
  • «Щенок хочет с нами поиграть». Вдох одной половиной носа, выдох- громко «р-р-р», шею вытянуть вперёд.

– Построение у степов, ходьба.

II - Основная часть

1. Носок правой ноги на степ, мяч поднять вверх, шаг назад.

2. То же левой, /упражнение 1, 2 повторить 4 раза/

3. Приставные шаги: П - на степ, руки с мячом вытянуть вперёд, Л – на степ, мяч вверх /4 раза/, то же выполнить с левой ноги.

5. Шаг П – на степ, Л – касание носком на степе, Л – шаг назад, П – шаг назад (во время точки перекладывать мяч из одной руки в другую, голову поворачивать в сторону мяча)-по 4 раза с каждой ноги;

6. Шаг П - на степ (мяч в правой руке), Л - поднять вперёд - вверх, мяч переложить под левой ногой в левую руку, Л - шаг на пол, П - шаг со степа на пол, по 4 раза с каждой ноги;

7. П – шаг на степ (мяч за головой), Л – колено, мяч вытянуть вперёд, Л – шаг назад, П – шаг назад (мяч в и.п.), по 4 с каждой ноги;

8. П – шаг на степ (мяч внизу в 2 руках), Л – захлёст, мяч отвести влево, Л – шаг на пол, П – на пол (мяч в и.п.), с каждой ноги по 4 раза;

9. П – шаг на степ (мяч в вытянутой правой руке), Л – мах вверх-влево, мяч переложить в левую руку, Л – шаг на пол, П – шаг на пол, (мяч в и.п.) /по 4 раза/

10. П – шаг на степ (мяч внизу), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг влево со степа (мяч вниз), П – приставить на пол к левой ноге (мяч вперёд), П – шаг на степ (мяч вниз), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг на пол назад, П – приставить к левой ноге (мяч вниз) ; то же с левой ноги, по 4 раза;

11. Приставные шаги вправо - влево, выполнить захлёст ногой, (мяч вытягивать вперёд, обратно к себе в двух рука, /по раз в каждую сторону/

12. Дыхательное упражнение:

«Ветер наполняет паруса» - очистительное дыхание

Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох с сопротивлением.

13. Повторить упражнения №5,6,7,8,9,10 – по 2 раза с каждой ноги.

14. Мяч на степе, поочерёдно выполнять круговые движения ступнями на мяче (ступни должны быть плотно прижаты к мячу).

15. Сидя на степе, ноги выпрямлены вперёд. Перенести правую ногу над левой влево, носок вытянуть, мяч протянуть в противоположную сторону.

16. Лёжа на степе на животе, мяч на полу в вытянутых вперёд руках. По сигналу поднять мяч вверх, ноги вверх, плавно покачаться на животе, упражнение «Лодочка» / 6 раз/.

17. Лёжа на спине на степе, руками держаться за край степа, мяч зажат между ступнями, ноги выпрямлены. Поднять ноги вверх, согнуть в коленях, вернуться в исходное положение. /8 раз/

16. Исходное положение: одна нога на степе, другая на полу, сбоку от степа. Выполнять прыжок со сменой ног, мяч резко во время прыжка вытягивать вперёд. /10x2 раз, в чередовании с ходьбой/

17. Дыхательное упражнение:

«Трясучка» - сильный вдох через нос, выдох вверх с легким движением рук, кистей.

18. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (дети-куры перебегают со степа на степ, лиса ловит тех, кто на полу, степы выкладывают в форме квадрата-курятника, пойманные выходят из игры).

19. Упражнение на растяжку.

20. Креативная подвижная игра «Нарисуем картину» (ходьба врассыпную, под музыку дети лёжа на полу все вместе выстраивают общую фигуру, например: озеро, буква Х, снежинка и т.д.)

III. Ходьба по «дорожке здоровья» (6-8 дорожек с разным покрытием):

– 1 круг обычная ходьба,

– 2 круг: ходьба с упражнением «Бабочки» (плавные движения руками вверх вниз)

– 3 круг: ходьба с упражнением «Замок» (руки сзади в замке).

– 4 круг: ходьба с дыхательным упражнением «Мыльные пузыри» (имитация движений).

Примечание: Степы расположены в шахматном порядке (60-70 см друг от друга)

П – правая нога, Л – левая нога.


Список литературы:

  1. М. В. Васильева ''Программа воспитания и обучения в детском саду".
  2. «Программа Степ - Рибок» Д. Миллер, Л. Френсис, П. Френсис www. infanata.org/2007/03/17/step_rbok_vvodnyjj _kurs.html.
  3. И. Кузина «Мастер - класс с элементами практических занятий по степ - аэробике для детей».
  4. Видеозапись 6-го Московского педагогического марафона учебных предметов 2007.
  5. И. Кузина «Степ - аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал «Обруч» №1 - 2005г. Газета «Дошкольное образование» №12 - 2007г.
  6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» Волгоград: Учитель 2009.
  7. Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в ДОУ» Ростов на Дону: Феникс, 2009.
  8. Крючек Е.С. «Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий». Учебно-методическое пособие - М., 2001.
  9. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2007.
  10. Вареник Е.Н. «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». М.:ТЦ Сфера 2009.
  11. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...