Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
статья
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании призваны решать одну из приоритетных задач современного дошкольного воспитания и образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье субъектов педагогического процесса в ДОУ (дети, педагоги, родители).
Целью применения здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях образования относительно ребенка является попытка обеспечить высокий уровень реального здоровья у воспитанника дошкольного учреждения и развитие в нем валеологической культуры, представленной совокупностью осознанного отношения ребенка к собственному здоровью и жизни человека. Формирование знаний о здоровье и навыках его сбережения, поддержания и охраны, становление валеологической компетентности, которая позволит ребенку эффективно и самостоятельно решать задачи безопасного поведения и здорового образа жизни, приобретение навыков оказания первой медицинской, психологической помощи и самопомощи. Относительно взрослого здоровьесбережение проявляется в содействии становлению культуры здоровья, включая культуру профессионального здоровья воспитателя дошкольного учреждения и в валеологическом просвещении родителей.
Относительно доминирующих целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса, выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение педагогического состава дошкольного учреждения;
- валеологическое просвещение родителей;
- применение технологий сдоровьесбережения на занятиях в детском саду.
На современном этапе ведущие психологи, педагоги и специалисты медицинской сферы разработали массу здоровьесберегающих методик, которые успешно применяются с целью развития и сохранения здоровья детей.
Для реализации здоровьесберегающей модели развития детей, необходимо:
- направленность процесса воспитания и образования на физическое развитие детей и их просвещение в области валеологии;
- комплекс оздоровительных мероприятий, включенный в режим дня детей и связанный по интенсивности и форме со временем года;
- создание оптимальных педагогических условий пребывания детей в дошкольном учреждении;
- формирование взаимодействия с семьей и развитие партнерства в социальной сфере.
Все перечисленные технологии должны обеспечить воспитание физически и психологически здоровых детей. При этом обоим типам здоровья необходимо уделять одинаково большой объем внимания, на данный же момент в детских садах основной упор делается на физическое развитие детей.
На данный момент практически каждый детский сад имеет в штате детского психолога, который проводит с детьми занятия в коллективе и, при необходимости, индивидуально. Если отмечаются отрицательные изменения поведения ребенка, воспитатель должен поставить родителей в известность и работать в направлении поддержания психического здоровья воспитанника.
Основными направлениями работы по здоровьесбережению детей являются следующие:
- лечебно-профилактическая работа, включающая витамино- и фитотерапию. При наличии соответствующего медицинского разрешения у детей допускается прием настоек и отваров трав-адаптогенов, в условиях дошкольного учреждения, соответствующих комплексному плану оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий.
- психологическая безопасность и комфорт детей, прибывающих в группе детского сада. Реализовать данный пункт можно посредством организации психологически комфортного режима дня, правильного распределения физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательного стиля общения воспитателей и детей, применение релаксационных приемов в режиме дня и т.д.
- направленность воспитательной и образовательной деятельности на оздоровление. При этом учитываются гигиенические требования к максимально допустимой нагрузке для детей данной возрастной группы при запланированных формах работы, разработка оздоровительного режима, направленность образовательного пространства на валеологизацию, оберегание нервной системы ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов, представление возможности выбора, формирование условий самореализации воспитанника и т.д.
- формирований знаний по валеологии, формирование основ валеологического сознания, то есть закрепление знаний о здоровье, способох его поддержания, сохранения и сбережения, формирование сознательного отношения к жизни и здоровью).
Внедрение данной технологии в детском саду подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Определение уровня состояния здоровья (физическое развитие, валеологические навыки, психологическая устойчивость) на первоначальном этапе, а также исследование здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения.
- Организация воспитательно-образовательного пространства ДОУ в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.
С целью реализации данного пункта, в режиме дня можно применять:
- Некоторые формы работы с целью сохранения и укрепления здоровья детей различных групп здоровья;
- Формирование оздоровительных режимов для разных периодов года – каникулярный, летний период, зимние спортивные упражнения и игры.
- Разработка комплекса мероприятий по закаливанию – «дорожки здоровья», профилактика мероприятий, босохождение, полоскание рта и горла, обязательные прогулки на свежем воздухе.
- Физкультурно-оздоровительные занятия;
- Разработка оптимального двигательного режима. Необходимо включать в режим дня, кроме традиционных двигательных упражнений (гимнастика, физкультура, прогулки, игры, танцы), технологии оздоровления и профилактики болезней. К таким мероприятиям можно отнести пятиминутку здоровья, двигательные разминки в перерывах от занятий, дни и недели здоровья, физкультурные праздники в зале и на открытой площадке, ЛФК под руководством тренера.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблемам сохранения и укрепления детского здоровья.
Информационные стенды для родителей должны содержать рубрику, затрагивающую проблему оздоровления воспитанников без лекарств. Необходимо предлагать родителям комплексы упражнений направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, глаз, на развитие общей и мелкой моторики, нестандартные пальчиковые игры.
Также необходимо привлекать родителей к участию в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Предполагаемые результаты проделанной работы:
- Сформированность нормативно-правовой базы в вопросе оздоровления воспитанников ДОУ;
- Апробация научно-методических подходов в организации работы по формированию здоровьесберегающего пространства ДОУ;
- Сформированность у детей валеологического сознания, понимание необходимости заботы о своем здоровье;
- Составление программы по развитию движений и особенностей двигательной активности детей;
- Улучшенные показатели здоровья воспитанников.
- Сформированная система профилактики и коррекции здоровья дошкольников.
В качестве профилактических мер можно применять:
- Точечный массаж методом Уманской
- Комплексы профилактических упражнений нарушения зрения во время занятий
- Гимнастика с элементами хатха-йоги
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки, включая сон без подушек
- Дыхательные упражнения
- Снижение умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки и динамический час
Закаливающие процедуры:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- Чистка зубов и полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе и полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
Чаще всего дети дошкольного возраста страдают плоскостопием, поэтому будет актуально внедрить в ежедневные занятия упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия.
В осенне-зимний период актуально проведение мероприятий профилактике заболеваемости гриппом и ОРЗ:
- Луковый напиток
- Лук, чеснок в обед
- Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой
Особенное внимание при формировании режима дня нужно уделить проведения процедур закаливания с целью укрепления здоровья и снижения заболеваемости.
Закаливающие процедуры будут иметь эффект только в случае обеспечения их в течение всего времени, которое ребенок пребывает в детском саду.
В связи с этим необходимо следить за:
- четкой организацией теплового и воздушного режима в помещении;
- рациональной неперегревающей одеждой детей;
- соблюдением режима прогулок в любое время года;
- занятиям босиком на утренней гимнастике и физкультуре.
Можно проводить закаливание носоглотки чесночным раствором с целью профилактики ОРВИ и гриппа и санации носоглотки при ангине и других воспалительных процессах. Для этого нужно приготовить следующий раствор: 1 зубчик чеснока размять и залить 1 стаканом охлажденной кипяченой воды, дать настояться в течение часа. В течение 2х часов после приготовления раствором можно пользоваться. Данный раствор можно эффективно применять на начальных стадиях ОРЗ и ОРВИ, а также для профилактики данных заболеваний, полоскать рот детям перед выходом на прогулку.
В качестве примера здоровьесберегающей технологии можно привести следующий конспект физкультурно-оздоровительного занятия:
Занятие с применением элементов дыхательной гимнастики, степ- аэробики, подвижных игр и стопотерпии.
Старшая группа
I. Вводная часть
– Ходьба на месте возле степа,
– Ходьба на внешней стороне стоп вокруг степа, руки согнуты перед грудью, локтями выполнять круговые движения.
– Ходьба на месте, взять мяч, поднять вверх над головой, встать на носки, выполнить поворот на носках на 180°, положить мяч на степ (4 раза).
– Прыжки с мячом вверх на 2-х ногах вокруг степа, ходьба (4 раза).
– Лёгкий бег по кругу, с чередованием прокатывания мяча по полу.
– Дыхательное упражнение:
- «К нам залетел теплый ветерок»;
- Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха»;
- «На нас подул холодный зимний ветер»;
- Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у»
- «К нам в окно влетела пчела»;
- Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»;
- «Щенок хочет с нами поиграть». Вдох одной половиной носа, выдох- громко «р-р-р», шею вытянуть вперёд.
– Построение у степов, ходьба.
II - Основная часть
1. Носок правой ноги на степ, мяч поднять вверх, шаг назад.
2. То же левой, /упражнение 1, 2 повторить 4 раза/
3. Приставные шаги: П - на степ, руки с мячом вытянуть вперёд, Л – на степ, мяч вверх /4 раза/, то же выполнить с левой ноги.
5. Шаг П – на степ, Л – касание носком на степе, Л – шаг назад, П – шаг назад (во время точки перекладывать мяч из одной руки в другую, голову поворачивать в сторону мяча)-по 4 раза с каждой ноги;
6. Шаг П - на степ (мяч в правой руке), Л - поднять вперёд - вверх, мяч переложить под левой ногой в левую руку, Л - шаг на пол, П - шаг со степа на пол, по 4 раза с каждой ноги;
7. П – шаг на степ (мяч за головой), Л – колено, мяч вытянуть вперёд, Л – шаг назад, П – шаг назад (мяч в и.п.), по 4 с каждой ноги;
8. П – шаг на степ (мяч внизу в 2 руках), Л – захлёст, мяч отвести влево, Л – шаг на пол, П – на пол (мяч в и.п.), с каждой ноги по 4 раза;
9. П – шаг на степ (мяч в вытянутой правой руке), Л – мах вверх-влево, мяч переложить в левую руку, Л – шаг на пол, П – шаг на пол, (мяч в и.п.) /по 4 раза/
10. П – шаг на степ (мяч внизу), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг влево со степа (мяч вниз), П – приставить на пол к левой ноге (мяч вперёд), П – шаг на степ (мяч вниз), Л – касание степа (мяч вперёд), Л – шаг на пол назад, П – приставить к левой ноге (мяч вниз) ; то же с левой ноги, по 4 раза;
11. Приставные шаги вправо - влево, выполнить захлёст ногой, (мяч вытягивать вперёд, обратно к себе в двух рука, /по раз в каждую сторону/
12. Дыхательное упражнение:
«Ветер наполняет паруса» - очистительное дыхание
Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох с сопротивлением.
13. Повторить упражнения №5,6,7,8,9,10 – по 2 раза с каждой ноги.
14. Мяч на степе, поочерёдно выполнять круговые движения ступнями на мяче (ступни должны быть плотно прижаты к мячу).
15. Сидя на степе, ноги выпрямлены вперёд. Перенести правую ногу над левой влево, носок вытянуть, мяч протянуть в противоположную сторону.
16. Лёжа на степе на животе, мяч на полу в вытянутых вперёд руках. По сигналу поднять мяч вверх, ноги вверх, плавно покачаться на животе, упражнение «Лодочка» / 6 раз/.
17. Лёжа на спине на степе, руками держаться за край степа, мяч зажат между ступнями, ноги выпрямлены. Поднять ноги вверх, согнуть в коленях, вернуться в исходное положение. /8 раз/
16. Исходное положение: одна нога на степе, другая на полу, сбоку от степа. Выполнять прыжок со сменой ног, мяч резко во время прыжка вытягивать вперёд. /10x2 раз, в чередовании с ходьбой/
17. Дыхательное упражнение:
«Трясучка» - сильный вдох через нос, выдох вверх с легким движением рук, кистей.
18. Подвижная игра «Лиса в курятнике» (дети-куры перебегают со степа на степ, лиса ловит тех, кто на полу, степы выкладывают в форме квадрата-курятника, пойманные выходят из игры).
19. Упражнение на растяжку.
20. Креативная подвижная игра «Нарисуем картину» (ходьба врассыпную, под музыку дети лёжа на полу все вместе выстраивают общую фигуру, например: озеро, буква Х, снежинка и т.д.)
III. Ходьба по «дорожке здоровья» (6-8 дорожек с разным покрытием):
– 1 круг обычная ходьба,
– 2 круг: ходьба с упражнением «Бабочки» (плавные движения руками вверх вниз)
– 3 круг: ходьба с упражнением «Замок» (руки сзади в замке).
– 4 круг: ходьба с дыхательным упражнением «Мыльные пузыри» (имитация движений).
Примечание: Степы расположены в шахматном порядке (60-70 см друг от друга)
П – правая нога, Л – левая нога.
Список литературы:
- М. В. Васильева ''Программа воспитания и обучения в детском саду".
- «Программа Степ - Рибок» Д. Миллер, Л. Френсис, П. Френсис www. infanata.org/2007/03/17/step_rbok_vvodnyjj _kurs.html.
- И. Кузина «Мастер - класс с элементами практических занятий по степ - аэробике для детей».
- Видеозапись 6-го Московского педагогического марафона учебных предметов 2007.
- И. Кузина «Степ - аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал «Обруч» №1 - 2005г. Газета «Дошкольное образование» №12 - 2007г.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» Волгоград: Учитель 2009.
- Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в ДОУ» Ростов на Дону: Феникс, 2009.
- Крючек Е.С. «Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий». Учебно-методическое пособие - М., 2001.
- Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Воронеж: ЧП Лакоценин С.С, 2007.
- Вареник Е.Н. «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». М.:ТЦ Сфера 2009.
- Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...
Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...