Картотека дидактических игр, направленных на формирование ЗОЖ и интереса к занятиям физкультурой и спортом
методическая разработка
Автором подобраны игры, направленные на формирование ЗОЖ и интереса к занятиям физкультурой и спортом, которые можно использовать в ежедневной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1107023.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Картотека дидактических игр, способствующих формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.
«Угадай вид спорта»
ЦЕЛЬ: расширять представления детей о видах спорта и названиях спортивного оборудования.
Оборудование: иллюстрации и фотографии людей, занимающихся разными видами летнего и зимнего спорта и спортивного оборудования.
Содержание игры.
Вариант 1. Педагог даёт описание действий участника соревнований по определённому виду спорта, дети находят соответствующую картинку.
Усложнение: игра проводится без наглядного материала. Дети определяют вид спорта по описанию и называют его.
Вариант 2. Дети подбирают пары: картинка с изображением спортивного предмета и спортсмена, которому он необходим.
Усложнение: один из детей описывает спортивный предмет, остальные называют вид спорта, к которому он относится.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
ЦЕЛЬ: закрепить названия видов спорта и соответствующих действий спортсменов, развивать координацию движений.
Содержание игры.
Водящий выходит из комнаты, дети договариваются между собой, движения каких спортсменов будут имитировать. Водящий, зайдя в комнату, спрашивает: «Где вы были, что вы делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и выполняют движения. Если водящий угадывает вид спорта, он присоединяется к остальным играющим и выбирается другой водящий.
«Четвёртый лишний»
ЦЕЛЬ: закреплять умение сравнивать физические упражнения, классифицировать их. Оборудование: карточки с изображением трёх упражнений для одних групп мышц и одного упражнения для других; трёх упражнений с предметами и одного без предметов и т. д.
Содержание игры.
Детям предлагаются карточки с четырьмя изображениями. Из них нужно выбрать изображение упражнения, которое не подходит к остальным и объяснить свой выбор.
«У каждого своя зарядка»
ЦЕЛЬ: закреплять представления о пользе физических упражнений.
Оборудование: картинки с изображением предметов, с которыми можно выполнять физические упражнения.
Содержание игры.
Воспитатель раздаёт детям предметные картинки и предлагает придумать упражнение с этим предметом. После выполнения упражнения ребёнок рассказывает, для чего предназначено это упражнение.
«Малыши-крепыши»
ЦЕЛЬ: закреплять знания о здоровом образе жизни, понимание того, что занятия физкультурой и спортом, закаливание, правильное питание и соблюдение режима способствуют хорошему физическому развитию.
Оборудование: картинки с изображением зарядки, прогулки, посещения стоматолога, занятий спортом и т. д.
Содержание игры.
Вариант 1. Водящий показывает картинки, дети описывают их и объясняют, чем полезна для здоровья та или иная ситуация.
Вариант 2. Ведущий зачитывает стихотворения, дети выбирают картинки, отражающие их содержание, и объясняют, чем это полезно для здоровья.
Вариант 3. Детям раздаются картинки с изображением режимных процессов. Дети выкладывают их в соответствующей последовательности, объясняя свой выбор и предлагая изменения и дополнения, которые могут быть внесены в режим дня.
«Полезные продукты»
ЦЕЛИ: формировать у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Закрепить у детей представления о продуктах питания, их влиянии на организм человека. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: вывеска «Магазин полезных продуктов», набор из 8 карточек-символов «Полезно для мышц», «Полезно для укрепления скелета, костей», «Полезно для сердца», «Полезно для глаз», «Полезно для зубов», «Полезно для роста», «Продукты красоты», «Пища для ума» — и набор карточек с изображениями продуктов питания.
Содержание игры.
Вариант 1. Перед детьми выкладывается вывеска «Магазин полезных продуктов». Педагог предлагает детям подумать и ответить: почему важно употреблять в пищу полезные продукты, в чём их польза, какие органы и системы человека они укрепляют?
Ответы детей педагог сопровождает показом карточек-символов. Если дети не смогли назвать некоторые полезные свойства продуктов, педагог сам дополняет целевой ряд, выставляет и называет карточки-символы.
Вариант 2. Педагог отбирает три карточки-символа (например, «Полезно для мышц», «Полезно для глаз (зрения)», «Полезно для зубов») и выставляет их поочерёдно возле каждой продуктовой полки в магазине (на наборном полотне). Затем он выкладывает перед детьми карточки с изображениями продуктов питания (морковь, черника, творог, молоко, рис, яблоко, сыр, лук, зелень, зелёный горошек, тыква). Дети рассматривают карточки, называют их и расставляют на полки в соответствии с карточкой - символом.
В случаях затруднений педагог объясняет полезные свойства продуктов, а также обращает внимание детей на то, что некоторые продукты укрепляют сразу несколько органов и систем — например, творог укрепляет и зубы, и скелет человека.
Вариант 3. Детям предлагается разложить предметные картинки с изображением продуктов на три стола: полезные, не очень полезные и вредные для здоровья.
В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, что разделение продуктов на группы по степени полезных свойств на организм человека очень условно!
Полезные свойства продуктов
Полезно для мышц | Молоко, кефир, творог, рыба, зелень, крупы |
Полезно для укрепления костей | Молоко, творог, сыр, кефир, йогурт, фасоль, горох, крупы, зелень |
Полезно для сердца | Яблоко, груша, орехи, черника, малина, клубника, фасоль |
Полезно для глаз (зрения) | Морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, творог, черника, абрикос |
Полезно для зубов | Яблоки, капуста, огурец, сыр |
Полезно для роста | Морковь, зелень, лук, сырые овощи, фрукты, крупы, чёрный хлеб |
Полезно для красоты | Орехи, рыба (морепродукты), кефир, йогурт, сыр, овсянка, пшено, банан, грейпфрут |
Полезно для ума | Клюква, черника, орехи, рыба, свекла, капуста |
«Реклама»
ЦЕЛИ. Продолжать развивать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты. Учить детей связному рассказу по опорным карточкам-символам с выделением существенных признаков. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Развивать творческие, артистические способности.
Оборудование: вывеска «Магазин полезных продуктов», 6 карточек-символов и 15 маленьких карточек с изображениями полезных продуктов (например: помидор, тыква, яблоко, банан, апельсин, творог, молоко, греча, рис, черника, чёрная смородина, хлеб, земляника, слива, грецкий орех).
Содержание игры.
Педагог выставляет на наборное полотно вывеску «Магазин полезных продуктов» и объявляет о том, что сегодня в магазине проводится День рекламы полезных продуктов. Прорекламировать продукт предлагается по определенной схеме:
- Название продукта, принадлежность к группе (фрукты, овощи, крупы, молочные продукты…и т. д.).
- «Адрес продукта» (где растёт, откуда привозят…).
- Описание внешних качеств (размер, форма, цвет…).
- Вкусовые качества (сладкое, солёное, кислое, ароматное…)
- Как можно употреблять в пищу (сырое, вареное; какие блюда можно приготовить).
- Чем полезно человеку (улучшает зрение, полезно для сердца и т. д.).
Перечисляя пункты схемы, педагог размещает на наборном полотне карточки-символы. Затем педагог пример рекламы моркови: «Уважаемые покупатели! Разрешите представить вашему вниманию морковь! Морковь — это овощ, она растёт на грядке в огороде. Морковка яркого оранжевого цвета, сладкая на вкус, очень сочная и хрустящая. Её можно есть и сырой, и вареной, делать из неё вкусные салаты, добавлять в супы. Из моркови также можно приготовить: морковное пюре, запеканку и даже пирог! Ах, какой полезный и вкусный из моркови получается сок! Морковь очень полезна: она укрепляет наши зубы, зрение, делает красивой кожу лица, а ещё морковь ценят за то, что она помогает детям быстрее расти. Покупайте морковку, растите на здоровье!»
Затем педагог раскладывает перед детьми карточки с изображениями различных продуктов питания, предлагает рассмотреть их и выбрать те, которые они хотели бы прорекламировать. Дети по очереди рекламируют полезные продукты. Лучшие рекламы отмечаются призами.
«Поварята»
ЦЕЛИ: Развивать навыки здорового питания. Закреплять знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Упражнять детей в сравнении, обобщении, классификации. Закреплять знания о полезных продуктах питания. Развивать коммуникативные способности. Формировать представления об алгоритме действий.
Оборудование: карточки с изображениями готовых блюд (суп, каша, салат, компот, винегрет, запеканка, ватрушка, варенье, пюре, сок, пирог, омлет, голубцы, плов, котлеты, мюсли) и карточки с изображениями продуктов питания.
Содержание игры.
Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара Поварёшкина и предлагает детям отгадать загадку:
Дайте повару продукты —
Сахар, ягоды и фрукты, —
И тогда без промедленья
Сварит он для вас…(варенье)!
Педагог предлагает детям стать помощниками повара Поварёшкина — поварятами. Он раздаёт детям карточки с изображением готовых блюд: суп, каша, компот, ватрушка. Затем педагог или ведущий (который выбирается по считалке) показывает поочерёдно карточки с изображениями продуктов питания: молоко, яблоко, мука, картофель, капуста, творог, сливочное масло ,яйцо, лук, груша, брусника, огурец, кефир, морская капуста, рис. Если один из поварят считает, что этот продукт необходим для приготовления его блюда, он называет продукт, изображённый на карточке, и берёт её себе. После того как нужные карточки будут отобраны, поварята рассказывают о своих блюдах, раскладывая карточки и называя их.
«Меню для сказочных героев»
ЦЕЛИ. Закреплять у детей представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на организм человека. Продолжать формировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье. Воспитывать у детей желание оказывать помощь.
Оборудование: игрушка или плоскостная фигура повара, 8 карточек с изображениями сказочных персонажей и набор карточек с изображениями продуктов питания.
Содержание игры.
Педагог показывает детям игрушку или изображение повара и объясняет, что на этот раз к нему придут необычные гости — сказочные герои. Повар Поварёшкин хочет угостить их не только вкусными, но и полезными блюдами. Детям предлагается помочь повару составить меню для сказочных героев.
Первой приходит Дюймовочка: выставляется её плоскостное изображение, дети вспоминают и называют сказку с участием главной героини.
Педагог предлагает детям подумать, какие продукты питания будут особенно полезны Дюймовочке, и выкладывает карточки с изображением продуктов питания: морковь, шоколадный батончик, зелень, лук, крупы, чёрный хлеб, чипсы. Дети высказывают свои предположения, предлагают различные варианты продуктов, выставляя карточки с их изображениями напротив сказочного персонажа. Пример рассуждения: «Дюймовочка — очень маленькая девочка. Чтобы подрасти, ей нужно есть больше таких продуктов, как морковь, зелень, лук, крупы, чёрный хлеб, сырые овощи, фрукты.
Затем детям предлагается рассмотреть образовавшуюся рядом с Дюймовочкой группу продуктов и составить меню, то есть назвать блюда, которые можно из них приготовить. Например: «На завтрак можно приготовить гречневую кашу. На обед — суп с морковью, зеленью, луком, и не забыть подать к супу хлеб. Вечером можно потушить овощи, а из фруктов сварить компот».
Следующий гость — Кролик из сказки про Винни-Пуха. Детям снова предлагается выбрать продукты для сказочного героя. Дети рассуждают: «Кролик плохо видит, он носит очки. Значит, ему будут полезны продукты, укрепляющие зрение. Например: морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, абрикос, черника, творог».
Затем дети составляют меню для Кролика, педагог помогает в случаях затруднений. По аналогии составляется меню для Ильи Муромца (из продуктов для укрепления мышц).В ходе игры можно выполнить гимнастику для глаз (поможем Кролику), небольшой комплекс упражнений с гантелями (зарядка Ильи Муромца).
В последующем в игру можно вводить других сказочных персонажей и усложнять игровые задания.
«Загадки повара Поварёшкина»
ЦЕЛИ. Развивать у детей интерес и положительное отношение к здоровому питанию. Развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными. Обогащать и активизировать словарный запас. Закреплять знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Воспитывать любознательность.
Оборудование: плоскостная фигура или игрушка-повар; карточки с изображениями готовых блюд, карточки с изображениями продуктов питания.
Содержание игры.
Педагог объясняет детям, что на этот раз повар подготовил для них загадки, и предлагает попробовать их разгадать.
- Игровое задание «Как называется?». Перед детьми выкладываются карточка с изображением готового блюда — «каша», вокруг неё раскладываются карточки с изображениями разных круп: «греча», «рис», «перловка», «геркулес», «пшено». Затем детям предлагается ответить, как будут называться каши из этих круп? Примеры ответов: «Каша из гречи — гречневая», «Каша из риса — рисовая» и т. д.
Затем педагог предлагает детям вспомнить, какие ещё крупы они знают, и просит их ответить, как будут называться каши из этих круп.
Далее педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового люда — «суп», а вокруг неё — карточки с изображениями разных продуктов: «свёкла», «рыба», «капуста», «огурец». Детям предлагается ответить, как будет называться суп, если в него добавить каждый из этих продуктов. (Борщ, уха, щи, рассольник).
- Игровое задание «Какой? Какая? Какое?» Педагог выкладывает перед детьми карточки с изображениями готовых блюд: «пирог», «варенье», «сок», «ватрушка», «пюре», предлагает рассмотреть и назвать их.
Далее педагог демонстрирует карточку с изображением черники и предлагает детям ответить, как могут называться блюда из черники. Например, «черничный пирог, черничное варенье, черничный сок». Игра продолжается по тем же правилам с изображениями яблока, груши, клубники, клюквы и т. д.
Усложнение. Педагог выкладывает карточки с изображениями готовых блюд: «пюре», «сок», «салат», «запеканка», «пирог». Затем, демонстрируя карточку с изображением свеклы, он предлагает ответить, как могут называться блюда из этого овоща. Педагог просит детей быть внимательными и не называть несуществующих блюд, например, свекольного пирога! Дети отвечают: «Свекольное пюре, свекольный сок, свекольный салат». Далее педагог предлагает назвать бдюда из моркови, тыквы и т. д.
- Игровое задание «Продолжи пословицу, поговорку».
Педагог называет первую часть пословицы или поговорки, а дети заканчивают её.
Примеры пословиц и поговорок:
- Кашу маслом…(не испортишь);
- Аппетит приходит…(во время еды);
- Когда я ем…(я глух и нем);
- Без капусты…(щи пусты);
- Был квас, да не было…(вас);
- Дорога ложка…(к обеду);
- За обедом хлеб всему…(голова);
- Не красна изба углами, а…
(красна пирогами).
- Игровое задание «Зашифрованное слово».
Педагог последовательно выкладывает перед детьми карточки с изображениями фруктов, овощей, орехов и ягод (слива, клюква, абрикос, земляника, капуста. арахис) и объясняет, что этот ряд карточек — зашифрованное название любимого торта повара Поварёшкина. Для того, чтобы расшифровать это слово, нужно выделить первые звуки в названиях изображений на карточках и составить из них слово («Сказка»).
Затем педагог добавляет карточки с другими изображениями и предлагает детям самостоятельно «зашифровать» какое-нибудь слово. Например: коса, сом, зола, кот, сок.
- Игровое задание «За покупками».
Перед игрой педагог выставляет на наборное полотно карточки с изображениями различных продуктов питания и устанавливает над ними вывеску «Магазин полезных продуктов». Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение:
Поварята-малыши
Собрались готовить щи.
Принесли бананы,
Гречи полстакана,
Мармелад добавили,
Перцем всё заправили!
Сели ждать у котелка,
Когда сварится еда.
Зря так ждали малыши —
Не понравились им щи.
Только зря старались —
Голодными остались!
Педагог выясняет у детей, почему щи у поварят не получились, какие продукты нужны для правильного приготовления этого блюда. Затем детям раздаются карточки с изображениями готовых блюд для того, чтобы они по очереди «покупали» в «магазине» нужные для их приготовления продукты. Правильность выбора обсуждается вместе с детьми. Педагог может подбирать карточки исходя из уровня подготовленности детей.
«Витамины»
ЦЕЛЬ. Конкретизировать знания об основных витаминах и продуктах, в которых они содержатся.
Оборудование: предметные картинки со стилизованными изображениями витаминов и продуктов, в которых они содержатся.
Содержание игры.
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением продуктов, показывает картинки с обозначением каждого витамина, уточняет их названия, предлагает поднять картинки с изображением продуктов, в которых содержится каждый конкретный витамин, и назвать их.
«Угадай на вкус»
ЦЕЛИ: закрепить представления о своём организме; способствовать формированию знаний о роли вкусовых ощущений для человека.
Оборудование: кусочки различных фруктов и овощей, которые можно употреблять сырыми.
Содержание игры.
Воспитатель предлагает ребёнку закрыть глаза и кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща, нанизанного на шпажку. Ребёнок отгадывает название и говорит, в каком виде этот продукт употребляется: сырым или варёным и что из него можно приготовить.
«Туалетные принадлежности»
ЦЕЛЬ: закрепить названия и назначение принадлежностей для соблюдения чистоты тела.
Оборудование: карточки с изображением предметов ухода за телом и соответствующие предметные картинки.
Содержание игры.
Игра проводится по общим правилам игры в лото.
«Режим питания»
ЦЕЛИ. Закрепить у детей знания и представления о режиме питания, его значении в жизни и здоровье людей. Закрепить знания о полезных продуктах питания. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: циферблат «Режим питания», карточки с изображениями готовых блюд: каша, суп, запеканка, винегрет, плов, салат, ватрушка.
Содержание игры.
Игру предваряет беседа о значении режима питания в жизни и здоровье людей. Педагог выясняет у детей, знают ли они, сколько раз в сутки человеку необходимо есть, какой временной промежуток должен быть между приёмами пищи, почему важно соблюдать режим питания. Затем педагог предлагает послушать загадки и отгадать последнее слово.
Утром солнышко встаёт,
Мама нас к столу зовёт.
Не откладывай на завтра
Вкусный и полезный…(завтрак).
Днём играем и гуляем,
Но поесть не забываем.
Суп, котлеты, винегрет
Подают нам на…(обед).
В белоснежном колпаке
И с подносами в руке
К нам приходит повар-модник,
Угощает кексом в…(полдник).
Ну и всем, конечно, нужен
Вечером приятный…(ужин).
Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара и циферблат «Режим питания» и говорит: Есть у нашего повара волшебные часы, показывают время, когда мы есть должны». Показывая на циферблат, педагог объясняет детям, где и каким цветом на циферблате выделены завтрак, обед, полдник и ужин. (Жёлтым цветом выделен завтрак, оранжевым — обед, зелёным — полдник, синим — ужин).
«Валеология для малышей»
ЦЕЛЬ: знакомить детей с правилами личной гигиены и бережным отношением к своему здоровью
Оборудование: поля, разделенные на квадраты и комплект карточек-картинок с изображениями позитивных и негативных позиций.
Содержание игры.
Вариант 1. Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена позитивная или негативная картинка. Ребёнку предлагается поиграть лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями — «что такое хорошо и что такое плохо».
Вариант 2. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей.
Вариант 3. «Объяснялки». Предложить детям выбрать картинки, которые им понравились либо не понравились, и попросить объяснить свой выбор.
Литература:
- Белая К. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». «Мозаика-синтез», М. 2012 г.
- Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2012 г.
Инструктор по физкультуре: Косица Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой, спортом и приобщение к здоровому образу жизни»
Диссеминация опыта работы по теме:«Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой, спортом и приобщение к здоровому образу жизни»ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:1. О...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.
Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве относительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Картотекадидакти...
КАРТОТЕКА Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Картотека .Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОСМОСЕ
Игры о космосе направлены на обогащение и расширение представлений и знаний детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о созвездиях, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных спосо...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы«Найди предмет»Цель: формировать умение сопоставлять формы предм...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарныхматематических представлений у детей второй младшей группыПодготовила: Недошивина О.Е....