Статья "Игры, которые лечат"
статья (старшая группа)
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_igry_kotorye_lechat_2.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Мордовия, город Саранск,
МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида»,
воспитатель - Маркина Наталья Алексеевна
Игры, которые лечат
Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнями. Однако психика ребенка устроена так, что практически невозможно заставить ребенка целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Играть и одновременно лечить ребенка. Играючи можно справиться с такими проблемами как ОРЗ, плоскостопие, нарушение осанки и т. д. Большое количество игр по каждому виду заболеваний позволят добиться лечебного эффекта различными способами и не наскучат детям. 1 – 2 раза в месяц проводятся, как таковые лечебно – профилактические занятия. Их можно проводить в веселой, занимательной форме. Именно непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь. В результате использования лечебных игр не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. Лечебные игровые упражнения используются не только на занятиях но и в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду. Легкие игры можно чередовать с более сложными играми. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно игры проводить несколько раз в день. Материал должен быть ярким. Голос воспитателя заинтересовывающим.
Игры при заболевании верхних дыхательных путей.
В своей практике используем игры при болезни носа и горла. При заболевании верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. При проведении игр необходимо контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Игровое упражнение «Дыхание».
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И. п. – стоя, туловище выпрямлено. 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой делать тихий продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий, продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы вверх.
Игра «Пастушок дудит в рожок». Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, чтобы созвать всех коров. Показать, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
Игра «Король ветров». Взрослый говорит: собрались как-то ветры с разных сторон света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех. Ребенку дают 3 шарика, связанные на ниточке. По команде ребенок вдыхает через нос и резко выдыхает через рот. Провести в форме соревнования. Кто победил, становится «королем ветров».
Игра « Разноцветные бабочки». Дети держат на веревочке силуэт бабочки. Они должны глубоко вдохнуть воздух носом, выдохнуть резко на бабочку через рот. В этой игре очень важно интригующее поведение воспитателя, заинтересовывающий ее голос. «Полетели – полетели бабочки, а теперь они полетят в другую сторону (дети поворачиваются и продолжают играть).
Игра «Веселые снежинки». Дети делают глубокий вдох и медленно выдыхая воздух через рот, сдувают бумажную снежинку со стола.
Все эти игры восстанавливают носовое дыхание, формируют углубленное дыхание, прочищают носовую полость.
В утренние часы также проводим игровые упражнения с использованием точечного массажа: «Носик балуется», «Погреем носик» и др. Они помогают при насморке.
«Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Оздоровительные упражнения для горла:
«Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем язычком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
«Ворона». Села на забор и решила всех развлечь своей веселой песней. Произнести протяжно «ка-а-а-аар» (5 - 6 раз). Так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно с закрытым ртом (5 – 6 раз).
«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка.
«Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот, вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о», позевать.
«Смешинка». Попала в рот смешинка, и невозможно от нее избавиться. Глаза радостно прищурились, губы радостно приоткрылись и послышались звуки ха – ха – ха, хи – хи – хи, гы – гы – гы.
Игры и формирование правильной осанки.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная и др. Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. На первоначальном этапе обучения в играх и упражнениях для предотврашения и исправления отклонений в формировании осанки, таких как «Встань прямо», «Потянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи как я», «Проверка осанки», дается подробное объяснение и показ правильной осанки.
Игровое упражнение «Проверка осанки»
И. п. лежа на спине, расслабиться.
Хватит спинушку тянуть, нужно лечь и отдохнуть.
Ну-ка, правильно лежу? Я на это погляжу:
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.
Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто ограничиваемся замечанием: «Не горбись! », «Не сутулься! »- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки.
Игры. «Аист». Учить детей стоять на одной ноге, сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота. По команде «Аист» - дети становятся на одну ногу и стоят 8-10 минут. Повторяется 3-4 раза.
«Самолет». Лежа на полу ребенок одновременно поднимает голову, ноги от пола. Руки разводит в сторону не касаясь пола. Это ребенок выполняет под рифмованные строчки : «Руки в сторону в полет полетел наш самолет», затем они делают глубокий вдох и выдыхают воздух через рот со звуком уууууууу.
Подвижная игра «Жуки». Жук упал с ветки (дети лежа на спине барахтаются ногами и руками под рифмованные строчки).
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Именно выполнение упражнений под рифмованные строчки вызывает у детей интерес и эмоциональный отклик к игре.
«Ласточка». Тренируется вестибулярный аппарат ребенка, укрепляет связочно-мышечный аппарат.
«Регулировщик». Формирует правильную осанку.
Для формирования правильной осанки используем нестандартное оборудование (обруч разделен на несколько частей резинкой). Создается игровая ситуация «Мышка прячется в свою норку от кошки». Дети пролезают в одну из открытых зон, прогибая позвоночник.
Игры, направленные на исправление плоскостопия.
Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно - мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков». Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены». При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.
Используемые игры в практике: «Донеси, не урони» (пальцами ног), «Резвый мешочек», «Поймай комара», «Самый стойкий» и др.
Игры включаем в содержание утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, в индивидуальную работу с детьми.
Игра «Пройди – не ошибись». Дети проходят по намеченной линии на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.
Игра «Кто быстрее». Дети стоят в шеренге. По сигналу воспитателя стараются схватить пальцами ноги скомканную бумагу и допрыгать до намеченной линии.
Часто проводим игры под музыку в сопровождении речи. Они более интересны и увлекательны.
Игра «На лесной полянке».
Здесь лисичка пробегала
И следы хвостом сметала. Вот так вот так
И следы свои сметала (дети идут на носочках).
А потом прошел медведь-
Любит мишенька шуметь.
Мишка важно так шагает,
Набок лапы расставляет (ходьба на наружных краях стоп).
Лучшие качели-
Гибкие лианы,
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Вот так обезьяны,
Ловкие, какие (ходьба по канату боковым приставным шагом).
Вышли гуси на прогулку
И идут по переулку (ходьба с перекатом с пятки на носок).
Ёж тихохонько бежал,
Никому он не мешал (легкий бег на носочках).
Для профилактики плоскостопия используем также нестандартное оборудование. Игровое упражнение «Волшебная дорожка».
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры – ценнейшее средство укрепления организма ребенка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно-двигательный аппарат, создают благоприятные условия для воспитания правильной осанки. Для выработки правильной осанки важно использовать игры, в которых требуется выпрямления туловища, сведения лопаток, расширение грудной клетки. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка.
Подвижные и спортивные игры проводятся как на занятиях, так и на прогулке и в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В нашем детском саду мы уделяем огромное внимание подвижным играм, стараясь чаще использовать игры с движениями, ведь гораздо интереснее поиграть в игру, чем просто выполнять упражнения. Умение играть с детьми, и играть именно в подвижные, спортивные игры, полезно для гармоничного развития ребенка. Наша главная задача – как педагога: научить родителей играть со своими детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое движение можно сделать интересной, полезной для здоровья, объяснить, что играя, ребенок постоянно что-то познает и открывает. Доказано, что они тем самым улучшают физическое развитие у детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Часто проводятся подвижные игры с правилами, где по сигналу воспитателя дети должны быстро изменить игровые действия. В игре «Космонавты» по сторонам зала кладутся обручи. Каждый обруч на 2 ребенка-космонавта. Общее количество должно быть меньше, чем играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по ракетам и стараются скорее занять место в любом обруче- «ракете». Опоздавшие на «рейс» становятся в круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космос». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те дети, которые быстрее займут место в «ракетах». Эта игра требует быстрой реакции детей. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
Игры, направленные на коррекцию агрессии
Часто у детей наблюдаем негативное эмоциональное поведение. Чтобы изменить эмоциональный фон в положительную сторону, часто выбираем такие игры, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
«Добрая кошка». Ребенок встает на колени и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать, как добрая кошка. Взрослый в это время гладит по спине.
«Сердитая кошка». Полезно чередовать с позой «доброй кошки». И. п. то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Задается ребенку вопрос «Кто его сердит и злит?». Можно «поцарапать коготками об пол», «порычать». Удерживать позу 10-15 сек.
«Сражение» (с двух лет). Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Боксер» (с трех лет). Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
Цель всех этих игр это снятие физической агрессии.
Игра "Шалтай - Болтай"
Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы дети лучше вошли в роль, вспомнить стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. Кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака, а ребенок изображает героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай - Болтай
Свалился во сне.
Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и, расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол.
Дидактическая игра «Театр настроений». Дети надевают маски и показывают ту же эмоцию, что изображает маска.
Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее, чем ее отсутствие. Чаще играйте с детьми – это самая лучшая форма выражения любви и заботы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Растения которые лечат"
Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...
Упражнения, которые лечат
Занятие для детей и взрослых, подготовлено по программе Л Латохиной...
"Сибирские ягоды которые лечат"
Лечебные свойства ягод....
Консультация для родителей "Игры, которые лечат"
Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболе...
картотека инр, которые лечат для детей с нарушением зрения
картотека инр, которые лечат...
Игры которые лечат
Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...
Игры, которые лечат.
Дыхательная гимнастика....