Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников через театрализованную деятельность.
материал (младшая группа)
Отчет по самоообразованую, с планом работы над темой на два года.Охватывает возраст детей с 2 до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста через театрально-игровую деятельность» (2017-2018г.г.)
Воспитатель : Смолянинова М.Ю.
ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
●Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания.
● Побуждать детей к самостоятельности
● Оснастить предметно - развивающую среду комплексом пособий по воспитанию культурно -гигиенических навыков у детей младшего возраста.
● Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста культурно -гигиенических
навыков и навыков самообслуживания.
Прогнозируемый результат:
● Овладение культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми данной группы
● Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Срок
Данная тема выбрана мною из расчета работы над ней два года.
Пояснительная записка
Я выбрала тему по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей первого младшего возраста», в связи с тем что считаю эту тему наиболее актуальной.
Актуальность заявленной темы объясняется тем, что являются основой санитарной культуры, необходимым условием формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.
Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, формируется потребность в чистоте и опрятности.
Также складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием ребенка.
План работы ( 2017г- 2018г) – первый год работы
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, |
Изучение литературы. | В течение года | Сбор информации о данной теме | ||
Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности. | В течение года | Подборка тематических игр по теме, а также консультативного материала для родителей. | Предоставление информации для родителей, составление картотеки | |
Сюжетно-ролевые игры, закрепляющие приёмы КГН: | Ноябрь | Составление сценариев сюжетно-ролевых игр | Приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре | |
Консультации для родителей | В течение года | Подборка консультативного материала для родителей. | ||
Дидактические игры | Декабрь | Составление картотеки игр. | Рекомендовать родителям книгу -Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991 | |
Подборка художественной литературы для детей. | Январь | На основе проработанного материала составить примерный список рекомендуемой литературы по теме. | примерный список рекомендуемой литературы по теме. | |
Разучивание потешек, частушек.по КГН. | Разучивание потешек, частушек | |||
Игры театрализации. | Составление картотеки игр. | Опубликовать картотеку на сайте. | ||
Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста после проведения мероприятий по воспитанию культурно-гигиенических навыков с помощью театрально-игровой деятельности | май | Выявить уровнь сформированности культурно-гигиенических навыков у детей | Составить таблицу и выявить процентный показатель. |
Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с
5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с
6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12
7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с
Тема по самообразованию:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста через театрально-игровую деятельность» (2018-2019г.г.)
Воспитатель : Смолянинова М.Ю.
Цель: Продолжить формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи;
- закрепить навыки детей в умывании, одевании, в поведении во время еды, в знании предметов туалета и их назначении.
- формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
- развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
План работы ( 2018г- 2019г) – второй год работы
№ | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Изучение литературы. | В течение года | Продолжить сбор информации по данной теме | ||
Разработать мероприятия по закреплению культурно-гигиенических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности. | В течение года | Подборка тематических игр по теме, а также консультативного материала для родителей. | Предоставление информации для родителей. Продолжить составление картотеки по выбранной теме | |
Консультации для родителей | В течение года | Подборка консультативного материала для родителей. | ||
Первичные представления - «О человеке» | октябрь | Беседы, ситуативные разговоры. Цель: дать детям первичное представление о строении человека, о необходимости соблюдения гигиенических норм. | Консультация для родителей « | |
Дидактические игры | В течение года | Составление картотеки игр. | Для пополнения методического кабинета. | |
Игры – эксперименты С водой, пеной и т.д. | декабрь | Составление картотеки игр. | Выступление на педсовете с кратким обзором игр. | |
Подборка художественной литературы для детей. | февраль | Составить примерный список рекомендуемой литературы по теме с учетом возраста детей | Примерный список рекомендуемой литературы по теме.*для родителей. | |
Игры театрализации. | март | Составление картотеки игр. | Для пополнения методического кабинета. | |
Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста после проведения мероприятий по воспитанию культурно-гигиенических навыков с помощью театрально-игровой деятельности | май | Выявить уровнь сформированности культурно-гигиенических навыков у детей | Составить таблицу и выявить процентный показатель. Сделать сравнительный отчет с прошлым годом и сделать вывод об усвоении детьми данного аспекта. |
*Рекомендуемый список литературы для чтения по теме –
воспитания культурно-гигиенических навыков:
М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
И. Бурсов «Галоши»
С. Михалков «Я сам»
И. Ищук «Мои ладошки»
С. Махоткин «Завтрак»
Д. Крупская «Чистота»
Д. Грачев «Обед»
Е. Винокуров «Купание детей»
А. Жигулин «Потеряла в траве заколку»
О. Григорьев «Варенье»
Я. Аким «Неумейка»
С. Михалков «Все сам»
Т. Кожомбердиев «Все равно»
Критерии оценки культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста
Критерии оценки навыков культуры еды
1. Знание своего места.
2. Правильная посадка.
3. Умение правильно держать ложку.
4. Умение правильно держать чашку.
5. Умение пользоваться ложкой.
6. Умение пользоваться чашкой.
7. Умение пользоваться салфеткой.
8. Аккуратность.
9. Поведение за столом.
Уровни развития:
Высокий уровень – самостоятельное выполнение всех действий (знание своего места, правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, аккуратность, поведение за столом).
Средний уровень - самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение правильно держать ложку, умение правильно держать чашку, умение пользоваться чашкой, поведение за столом);
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение пользоваться ложкой, умение пользоваться салфеткой, аккуратность)
Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение пользоваться чашкой).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой, салфеткой, аккуратность, поведение за столом).
Критерии оценки навыков умывания и вытирания
- Закатывание рукавов.
- Намыливание рук.
3. Мытье рук.
4. Умывание лица.
5. Отжимание воды с рук.
6. Знание места своего полотенца.
7. Умение пользоваться полотенцем.
8. Опускание рукавов.
9. Аккуратность.
Уровни развития:
Высокий уровень - самостоятельное выполнение действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, знание места своего полотенца, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)
Средний уровень - самостоятельное выполнение действий (мытье рук, умывание лица, знание места своего полотенца, опускание рукавов).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, аккуратность.)
Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание места своего полотенца).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)
Критерии оценки выполнения действий туалета и личной гигиены
1. Своевременное посещение туалета.
2. Знание своего горшка.
3. Умение поставить горшок на удобное место.
4. Умение снять необходимую одежду.
5. Одевание после результата.
6. Пользование носовым платком.
7. Пользование расческой.
Уровни развития:
Высокий уровень - самостоятельное выполнение действий (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).
Средний уровень – самостоятельное выполнение действий (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой).
Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (своевременное посещение туалета, знание своего горшка).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).
Критерии оценки навыков одевания и раздевания
1. Знание своего шкафчика.
2. Натягивание (колготки, шорты и др.).
3. Надевание (майка, платье, рубашка и др.).
4. Надевание головного убора.
5. Снятие (колготки, брюки и др.).
6. Раздевание (кофта, рубашка и др.)
7. Соблюдение последовательности надевания.
8. Аккуратность.
Уровни развития
Высокий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок шорт и др., надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).
Средний уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др.).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).
Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др.).
Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).
Список литературы
1. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Томск: ТГУ, 2000. – 58с.
2. Арушанова, А. Г., Коннова, В. В., Рычагова, Е. С. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников. Детский сад от А до Я: науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2014. - 22-38с.
3. Веракса, А. Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2014. - 38с.
4. Игуменова, Н. А. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре [Текст] //Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
5. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005 467с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Васильевой, М.А.Гербовой, В.В. Комаровой, Т.С. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.
7. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку [Текст] // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
9. Ипатова, Ю. Н. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст] / Ипатова, Ю. Н. // Дошкольное образование. – 2008. – № 11. – С. 35 – 39.
10. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (игровой комплект) [Текст] / Конина, Е. Ю. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 12 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у младших дошкольников через театрализованную деятельность
педагогический проект...
Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обу...
Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»
Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...
Буклет " Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"
Буклет "Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"...
Развитие социальной уверенности у младших дошкольников через театрализованную деятельность
Социальная уверенность предполагает гармоничное взаимодействие с самим собой, с социумом, внешним миром. Обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям.Она влияет на эмоциональный фон любой деят...
Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...