Методическая разработка "Значение оздоровительных игр для детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Шустрова Ольга Александровна

В домашних условиях дети часто предоставлены сами себе. На основании анкетирования выявлено, что большинство взрослых лишь создают ребёнку условия для игр, но сами не принимают в ней участие.
К сожалению, полноценному росту и развитию ребёнка часто мешают социальные ограничения свободы его действий. Эти ограничения приводят к нездоровью.
При поступлении в детский сад значительное число детей от 20-50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.

С древних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии и др., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека, еще Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения по ассоциации вызывают определённое психическое состояние.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались также многие учёные России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. А физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей « идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_0.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методическая разработка.

 Значение  оздоровительных игры для детей дошкольного возраста.

В домашних условиях дети часто предоставлены сами себе. На основании анкетирования выявлено, что большинство взрослых лишь создают ребёнку условия для игр, но сами не принимают в ней участие.
К сожалению, полноценному росту и развитию ребёнка часто мешают социальные ограничения свободы его действий. Эти ограничения приводят к нездоровью.
При поступлении в детский сад значительное число детей от 20-50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии
.

С древних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии и др., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека, еще Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения по ассоциации вызывают определённое психическое состояние.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались также многие учёные России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. А физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей « идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

             В своей работе педагоги должны ставить перед собой, и решать задачи:

  • Оздоровительные задачи:
  • Сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движении.
  • Образовательные задачи:
  • Развивать знания об основах здорового образа жизни и приобщать детей к физической культуре.
  • Познакомить с многообразием физических и спортивных упражнений, о назначении и способах использования разных видов движений, о сходстве и различии в скорости, силе, направлении в их практической значимости
  • Учить детей ставить задачу и находить наиболее рациональные способы решения
  • Отрабатывать техники основных видов движений: бегу, прыжкам, метанию, лазанью, бросанию и ловле предмета.
  • Развивать через подвижные игры (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества).
  • Воспитательные задачи:
  • Развивать физические, интеллектуальные и духовные способности детей в их полном объёме
  • Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность)
  • Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность

При выполнении вышеизложенных задач в своей работе, использовать такие методы и приёмы как: описание, пояснения, беседы «О видах спорта», «Как и где можно использовать прыжок», «Какие бывают прыжки», использую рассказ «Как появился мяч».
Приёмы: слуховые и зрительные ориентиры, для развития творчества и самостоятельности использую карточки: с видами общеразвивающих упражнений, карты – схемы для круговой тренировки, карточки с предметами (дети должны назвать предмет и придумать с ним либо упражнение, либо игру).

Можно использовать такие игры, как :

«Едем в зоопарк»
Цель. Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.
Материал. Обручи, стулья, мел.
Ход. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою клетку-обруч, в клетке может быть и несколько зверей. Не занятые в роли дети встают за ведущим, садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк. Приехав и прогуливаясь по зоопарку, ведущий, подходит к клетке, спрашивает: « Какой зверь проживает в этой клетке? Сидящие там звери должны показывать движения, мимикой. Звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так от клетки к клетке. Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

«Стойкий оловянный солдатик».
«Плывёт по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать такими же стойкими и сильными, как солдатик?»
Дети встают на колени, руки плотно прижаты к туловищу. Дует сильный ветер. Наклоны назад, вперёд. Это упражнение развивает мышцы спины, живота, ног.
Либо в начале занятия используются игры, направленные на развитие правильного дыхания.
«Золотая осень» тренинг
Цель. Развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшения функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребёнка.
Ход: дети стоят широким кругом. Ведущий чётко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит: «Осенью клубятся большие тучи». Дети, кругообразными движениями рук перед телом показывают. «Моросит дождик - кап, кап» (потряхивание кистями рук). «Всё реже показывается солнышко» - поднимание полусогнутых рук вверх. Улыбка – изображение солнышка, сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики). «Опадают листья с деревьев» - поднимание на носках, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья. «Шумит ветер в лесу»- глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра- шшшш. «На поля ложатся туманы» - поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и всё более низким наклоном - изобразить, как стелются туманы. «Птицы собираются в стаи» - построение небольшими группами в колонны по одному (изображая караван гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стайками чижей). «Слышится прощальный крик гусей, журавлей, чижей» - подражание голосом. «Улетают в тёплые края» - лёгкий бег. «А в школе осенью уже занимаются первоклассники» - покажем, как они стройно, прямо ходят. Дети строятся в колонну по одному, ходят под счёт.
«Пинг-понговое ралли».
Цель: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал: шарики на каждого ребёнка, кубики.
Ход. Дети разбиваются по парам. Каждому вручается пинг-понговые шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик.
Там, где шарик остановился, ставят кубик. Побеждает тот участник, чей шарик укатился дальше. Такие игры можно использовать и в конце занятий.
На занятии используются так же игры на закрепление основных видов движений. Например,
«Обезьянки»: 
Цель. Закреплять умение детей лазить по гимнастической лестнице.
Ход. Воспитатель предлагает детям взобраться на гимнастическую лестницу. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек. Усложнение: предложить перебраться с пролёта на пролёт.
«
Мяч в кругу».
Дети садятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя, а затем и по желанию перекатывают мяч от одного к другому.
Указания: мяч надо отталкивать двумя руками посильнее.
«
Поймай комара».
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1.5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Дети должны подпрыгивать, стараясь поймать мяч.
В конце месяца проводится итоговое танцевально - игровое развлечение, состоящее из двух частей - ритмичного танца и игр.
Ритмичный танец
«Ковбои», под быструю музыку «Кантри».
1. Едем на лошадке, стоя, руки вперёд. Полуприседание, руки сгибаем к себе (натягиваем «вожжи»).
2. Едем по кочкам. И.п. тоже. Прыжки вверх.
3. Удивляемся, куда поехали! Ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять плечи вверх, руки чуть в стороны. Повороты вправо, влево.
4. Смотрит, куда приехали? Ноги чуть расставлены. Ладонь правой руки приставлена ко лбу. Наклоны вперёд. Смотрит по сторонам. Приехали. Слезаем с лошади.
5. Почистили сапоги. Стоя, ноги на ширине плеч. Правая нога на пятке. Наклон вниз. Правой рукой «чистим». То же левой. Стоя руки на поясе. Встать, ноги на пятку. То же другой ногой. Погуляем по дорожке. Руки за спиной. Ходьба приставным шагом. Едем домой. Прямой галоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В методических рекомендациях в популярной форме родителям рассказывается о том как сделать так, чтобы их дети росли здоровыми, умными, инициативными, самостоятельными, творческими и нравственно развит...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебны...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебны...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....