«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Работа начата - сентябрь 2018г. Предполагается закончить- 2019г.
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.
Предполагаемый результат: дети самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
Работа начата - сентябрь 2018г. Предполагается закончить- 2019г.
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.
Предполагаемый результат: дети самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки.
Действие и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы, подбор игровых ситуации с детьми по закреплению знаний о культурно – гигиенических навыках, подбор детской художественной литературы в рамках данной темы, подбор дидактических игр и т. д.
Просветительская работа с родителями в рамках данной темы: консультации, памятки, индивидуальные беседы.
Работая с детьми раннего возраста, заметили, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому мы решили углубленно работать над выявленной проблемой и выбрали тему по самообразованию «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст является для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Стараемся донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Изучив соответствующую данной теме литературу, мы составили план работы с детьми и родителями на год, определили цели и задачи.
Цель нашей работы – формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:
-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,
-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,
-формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,
-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,
-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем,
- укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
-разработать рекомендации и консультации для родителей.
Способности детей нашей группы мы оценили с помощью диагностики.
Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу осуществляли в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Для работы с детьми мы разработали циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков:
- «Учимся одеваться и раздеваться»
- «Мы обедаем»
- «Учимся умываться»
- «Дидактические игры с куклой»
- «Игры-ситуации».
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, мы сделали подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков.
Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной мы оформили альбом потешек и стихотворений по теме.
Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала изготовили игру «Оденем Мишу».
Родители являются главными нашими союзниками, и мы, чтобы достичь лучших результатов в своей работе мы стали обращаться к непосредственной их помощи. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:
-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».
-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.
-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности», «Моем руки правильно».
блокнот для родителей «Что делать, если…»
папки-передвижки:
«Культурно-гигиенические навыки»
«Как научить ребенка одеваться»
«Этикет за столом»
«Алгоритмы обучения детей культурно-гигиеническим навыкам»
На заключительном этапе учебного года провели диагностику по освоению навыков самообслуживания, которая показала высокий уровень. Разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.
ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.
-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.
-взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в воспитании культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Приобщение малышей к здоровому образу жизни. Обучение основам гигиенической культуры через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным ве...
педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Все знают, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Обязанность родителей – постоянно...
Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка.Одним из важныж факторов здоровой личности является формирование у детей культурно - гигиенических навыков....
Конспект родительского собрания во 2 мл.группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе Тема: «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».Цель собрания:-Формирование у детей...
Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________
Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...