Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Игумнова Александра Анатольевна

Информация о пользе дыхательной гимнастики по методике Александры Николаевны Стрельниковой для детей и взрослых, с наглядным пособием и методикой выаолнения упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dyhatelnaya_gimnastika_strelnikovoy.docx376.34 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей дошкольного возраста

Уникальный оздоровительный метод — дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста — это эффективная техника избавления от различных недугов.

«Зарядку» получится совмещать с прогулками, ведь ее главный принцип — совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос.

Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.

Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки. Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом. Рекомендуется совершать дыхательную гимнастику при таких заболеваниях:

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.

Основные правила

  1. Разминка, как игра. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след.

  1. Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.

  1. Воздушный шар. Еще одно правило гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.

  1. Секрет — в движении. Упражняться детям, рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох — контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Совет! Гимнастику Стрельниковой довольно часто сочетают с оздоровительным бегом, занятиями лыжным спортом, плаванием и т. д.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений — это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

В качестве лечения или профилактики детям дошкольного возраста необходимо тратить около 40-50 минут ежедневно, чтобы в скором времени побороть различные недуги: от заикания до устранения хронических заболеваний дыхательных путей.

Упражнения гимнастики

«Ладошки»  В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе        с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд.

Такая тренировка эффективна при: увеличенных аденоидах, заболевании щитовидной железы, гипертонии, головных болях.

 «Насос» Исходное положение — ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как - будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна, такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики» Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота.

Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу.

На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

Эффективной такая зарядка окажется при сколиозе, остеохондрозе и эпилепсии.

«Объятия» В положении стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка» Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох — это возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.

«Движения головой» Данный подход состоит из нескольких упражнений:

  • повороты головой во время шагания (на каждый поворот влево необходимо совершать резкий вдох, вправо — выдох);
  • наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, на выдохе — на правое);
  • «малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову вниз на грудь, на выдохе — запрокидываем назад).

«Большой маятник» Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных — «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее — вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

«Шаги» Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

                                               

                                     

                                       

                                   

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей подготовительной к школе группы ОНР Комплекс дыхательной гимнастики (по методике А.Н. Стрельниковой).

Данный мастер-класс может быть использован при персективном планировании с родителями в ДОУ...

Польза дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

В материале рассказывается о пользе дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой....

Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой

Использование дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой на музыкальных занятиях, досугах, развлечениях. Рекомендовано для музыкальных руководителей и родителей дошкольников....

Комплексы по дыхательной гимнастике по методике А. Н. Стрельниковой для старшей группы

Упражнения на удлинение выдохаСпециальные дыхательные упражненияДыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва.Комплекс 1              Комплекс 2 «На ул...

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой помогает организму самостоятельно, без помощи "лекарственных костылей" справиться с различными недугами, оказывая на организм человека комплексное лечебное воздействие....

Картотека дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ«Разминка».  И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присе...

Дыхательная гимнастика (по методике А.Н. Стрельниковой).

Правильное дыхание очень полезно для формирования речевой, дыхательной и нервной системы. В настоящее время существует  различные методики и системы оздоровительной дыхательной гимнастики....