Лечебные игры для профилактики плоскостопия
методическая разработка (старшая группа)

Бабинцева Наталья Алексеевна

Японская пословица: «Забота о здоровье – лучшее лекарство».

Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.

      В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха дома.

Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике, точечный массаж лица, рук, ног.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

В профилактику плоскостопия и косолапости входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку - массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует также разрешать детям ходить дома в излишне - теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия.

Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 - 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желающим я предлагаю комплексы упражнений.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваясь, уплотняют стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области.

Уплощение стопы влияет на положение (стопы) таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстро, особенно внутренняя сторона подошв и каблука.

К концу дня дети обычно жалуются, что их обувь, которая с утра была впору, начинает давить на пальцы и как бы становится мала. Происходит это от того, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще больше уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на ногах, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на полу на палке. Длительность упражнений 10-25 минут, в зависимости от возраста.

Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

В зависимости от искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

Опыт показывает, что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10°.

в зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

Перечень упражнений.

1. Упражнения без предмета. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

2. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

3. Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

4. Поворачивать стопу вперед - назад, влево - вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)

5. Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. (3-4 раза по 3-4 подхода)

6. Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц. (4-5 раз по 3-4 подхода)

7. Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы. (4-5 раз по 3-4 подхода)

8. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку. (8-1О м. 3-4 раза)

9. Разнообразные поскоки, прыжки на месте и с передвижением. (80-100 прыжков 3-4 раза)

10. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажеру.

11. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)

12. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и др. предметов в различных направлениях. (4-5 подходов по 3-4 раза)

13. Стоять на деревянных дощечках - шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу. (4-5 подходов по 3-4 раза)

Упражнения на пособиях.

14. Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него.

15. Ходьба босиком по рейкам, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.

16. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске. (3-4 раза)

Универсальные комплексные пособия.

17. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх - вниз.

18. Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивая наклон. (4-5 раз)

19. Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе.

Применяемые лечебные подвижные игры.

Картотека подвижных игр для детей с нарушением осанки,

сколиозом и плоскостопием.

 1. «Филины и вороны» (4 — 7 лет). Инструктор предлагает детям принять исходное положение, сидя на пятках, ладони на бедрах, спина прямая, плечи слегка отведены назад, глаза закрыты. «Это филины спят на суках деревьев — грациозные, сильные птицы, которые днем спят, а ночью летают». По команде «ночь!» дети встают с прямой спиной, произнося «уф...уф», и «летают» по залу в разных направлениях, взмахивая «крыльями». По команде «день!» дети принимают исходное положение (инструктор наблюдает за их осанкой). Дети, которые не приняли правильную осанку, превращаются в ворон, но продолжают играть, чтобы снова превратиться в филинов.

2. «Послушный мяч» (4 — 7 лет). Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч (повторить 4 — 6 раз в каждую сторону).

3. «Почтальон» (5 — 7 лет). Дети поочередно становятся почтальонами. У почтальона сумка с карточками («письмами»), на которых написаны номера от 1 до 20. На полу вдоль стены начерчены две линии, расстояние между которыми 1—2 м. За линиями написаны номера «домов» (1—20): с одной стороны четные, с другой нечетные. Возле них выстраиваются играющие дети, сохраняя правильную осанку. «Почтальон» идет между линиями, достает из сумки очередную карточку («письмо») и отдает ее со словами «вам письмо» играющему, который стоит около соответствующей цифры («дома»). Получивший письмо должен поблагодарить «почтальона» и принять «стойку смирно». Выигрывает тот, кто во время игры смог сохранить хорошую осанку и не ошибся при вручении «писем».

4. «Кто самый меткий» (3 — 7 лет). Дети становятся в колонну, в 2,5 — 5 м от них лежит большой обруч. Дети из исходного положения ноги на ширине плеч, мяч за головой, прогнувшись назад, бросают мяч в обруч (повторить 3 — 5 раз). Побеждает тот, кто не промахнулся.

6. «Ходим в шляпах» (4 — 7 лет). Детям кладут на голову легкий груз («шляпы») — мешочек с песком или дощечку, колесико от пирамиды и т. д. Проверив их осанку, инструктор дает команду шагать. Дети должны ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для 5 - 6-летних детей можно усложнить игру — предложить потанцевать; пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом; по гимнастической скамейке; переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и при этом не была нарушена осанка.

7. «Журавль расправляет крылья» (3 — 7 лет). Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, руки скрещены на груди. После слов инструктора «аист расправляет крылья» они отводят руки в стороны (вдох) и возвращаются в исходное положение (выдох). Нужно повторить упражнение 4 — 7 раз. По команде «журавль расправляет крылья» дети становятся на одну ногу, руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог неподвижно простоять на одной ноге.

8. Игра «Карлики и великаны».

Дети передвигаются в колонне по одному. Если педагог произносит слово «великаны», дети передвигаются на носках, а если «карлики», то в полуприседе  перекатом с носка на пятку (или в полном приседе).

9. Игра «Передай мяч ногами».

Дети сидят в двух кругах (или шеренгах) в упоре сидя сзади. У направляющего мяч зажат ногами. По команде педагога дети передают мяч ногами, без помощи рук. Побеждает та команда, которая первой заканчивает упражнение.

10. Эстафета «Нарисуй солнышко».

Дети стоят в колоннах. По сигналу первые номера бегут к стульчикам, садятся, рукой берут карандаш и зажимают его в пальцах любой ноги. Ногой ребенок рисует круг на листе бумаги, который лежит на полу, кладет карандаш и бежит к следующему игроку, передавая эстафету хлопком по правой руке игрока. Далее бежит следующий и рисует «лучик» и т. д. Побеждает команда, быстрее всех закончившая выполнение задания.

11. Эстафета «Передай предмет».

Дети сидят на стульчиках в две шеренги лицом друг к другу, ноги врозь. У первого ребенка на полу слева лежит платочек. По команде он берет платочек левой ногой и передает его к правой ноге, опуская на пол, поднимает платочек правой и передает его к левой ноге следующего игрока и т. д. Побеждает команда, закончившая первой.

       Литература

  1. Коновалова Н.Г. Всегда ли плоскостопие – анатомо-функциональный дефект стопы?/ Н.Г. Коновалова, В.Г. Масленникова//Политравма.-2014.-№2.- с.58-64
  2. Коновалова Н.Г.Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Волгоград: Учитель.- 63 с.
  3. Подольская Е.И.  Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет/ Волгоград: Учитель, 2013.- 143 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по профилактике плоскостопия.

Картотека игр по профилактике плоскостопия....

Игры по профилактике плоскостопия.

Наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и плоскостопие) диктует нео...

Игры по профилактике плоскостопия

Игры по профилактике плоскостопия...

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия дошкольников.

Плоскостопие — одно из самых рас­пространенных заболеваний опорно-дви­гательного аппарата у детей. Это дефор­мация стопы с уплощением ее свода. Порой родители не осознают серьезно­сти этого заболевани...

Консультация для родителей " Лечебная гимнастика для профилактики плоскостопия у детей"

В консультации для родителей раскрывается значение лечебной гимнастики для стоп и приводятся примеры игровых упражнений для профилактики плоскостопия....