Комплексы дыхательной гимнастики
картотека (старшая группа)
Представлены комплексы дыхательных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплексы дыхательных упражнений | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы дыхательной гимнастики
№1
Послушаем свое дыхание
Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют :
- Куда попадает воздушная струя и откуда выходит
- Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно)
- Какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое
- Какова частота дыхания : часто происходит вздох – выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой)
- Тихое, неслышное дыхание или шумное.
Можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, медленным вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный вдох через нос (повт. 5 -10 раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п. – стоя, сидя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. И всей ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиваем диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3 – 4. то же другими ноздрями.
Повторить 3 – 6 раз.
Примечание : После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 – 10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокий.
Воздушный шар (дышим животом – нижнее дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуть, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается как круглый шар.
2. медленный, плавный вдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4 – 10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять межреберное мышцы, концентрировать свое внимание на их движения, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и концентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный вдох , сжимая руками ребра грудной клетки.
1.медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2.на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается 2 – мя руками в нижней части ребер.
Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.
Повторять 6 – 10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх
Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4 – 8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех органах.
И.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. сделать полный вдох, выпячивая в себя живот и ребра, грудную клетку
2. задержать дыхание на 3 – 4 секунды.
3.сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3 – 4 раза.
Примечание: Упражнение не только великолепно очищает легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: та же.
И.п. – стоя или в движении.
1. сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны
2. задержать дыхание на 3 – 4 секунды.
3. растягивать губы в улыбке, произносить звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи : одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3 – 4 раза.
Повторить 3 – 5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»
№2
Цель: укрепить носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.
Все упражнения выполняются стоя или в движении.
Подыши одной ноздрей
Повторить упражнение из комплекса №1, с меньшей дозировкой.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются). Выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы.
Губы «Трубочкой»
- полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
- губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
- сделать глотательное движение (как бы глотать воздух)
- пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Вдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- при наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
- губы сложены «трубкой», как при произношении звука «О», язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
- медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
- закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 секунд.
- поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Повторить 4-8 раз.
Нанос
- руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
- выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов)
- выдох произвольный.
Повторить 3-5 раз.
Примечание: Повторить 3 раза упражнение , затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
№3
Проводится в игровой форме.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Ветер» из комплекса №1.
Планета «Сат-Нам» - отзовись!
Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И.п. – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки поняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам»
Повторить 3-5 раз.
Примечание: «Сат» - произносить резко, как свист, пожимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» - произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания : выдох «сан» - пауза – вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища : ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи, «нам» все расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-Нам», взрослый говорит «Позывные принял!»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повтор упражнения из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета Сат-Нам» - отзовись!
Разница в выполнении : напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.п. – 3-4 раза из положения на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т.д.
- спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
- задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая : «Я сильный (ая) ».
- спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики
В процессе воспитательно-образовательных процессов в детском саду в своей коррекционной группе мы проводим комплексы дыхательной гимнастики с целью укрепления здоровья....
Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.
Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....
Комплексы дыхательной гимнастики
Комплексы дыхательной гимнастики...
Комплексы дыхательной гимнастики
Комплексы дыхательной гимнастики...
Комплексы дыхательной гимнастики
данный материал предназначен для педагогов и родителей....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...