«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важная работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В.А. Сухомлинский)
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов и дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной…
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Я считаю, что эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Статья 44 Закона «Об образовании» говорит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Также в Семейном Кодексе РФ п.1 ст.63 мы читаем, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». А каким образом осуществлять эту заботу – решают сами родители.
Задача дошкольной организации – оказывать помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического развития в том числе (п.2 ст.63 СК РФ).
Поэтому для эффективной организации оздоровительной работы мною была поставлена задача – объединить усилия сотрудников и родителей.
По результатам проведенного анкетирования в моей группе детей раннего возраста большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений.
Цель моей работы: создание модели единого здоровьесберегающего образовательного пространства в процессе использования разнообразных форм сотрудничества с семьёй.
Для достижения цели перед собой ставлю следующие задачи:
1. Повышать уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей посредством ознакомления с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду;
2. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
3. Сформировать положительное отношение у детей и родителей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;
4. Привлекать родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;
Совместная работа с семьей строится на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни я реализую как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы.
Успешным началом работы стали памятки или листовки. Пассивным родителям и родителям, которые всегда спешат, предоставляла информацию в форме памяток (листовок) для повышения их валеологической грамотности. Памятки разнообразны по содержанию: «Игры с мячом», «Поиграем всей семьей», в которых родители могут узнать о правилах игр, какие движения можно разучить с ребенком дома. В таких памятках раскрывается значимость спорта, говорится о необходимости здорового образа жизни.
Одной из эффективных и систематических форм для удовлетворения образовательных запросов родителей являются тематические родительские собрания в нетрадиционной форме: родительский клуб, творческая мастерская и мастер-классы.
В январе была проведена педагогическая мастерская для родителей «Образ жизни – здоровье!», где родителям были представлены современные технологии укрепления здоровья и физического развития дошкольников. Мы вместе сделали музыкальную зарядку, учили пальчиковые игры для развития мелкой моторики, вспомнили и поиграли в игры со скакалкой, занимались фитбол - гимнастикой и узнали о фитотерапии.
Традиционным в нашем саду и одним из самых любимых стал «День открытых дверей», в течение которого наши родители посещают группу: просматривают утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебно-профилактические мероприятия.
Совместно с родителями мы сделали фотоальбом «Моя спортивная семья», в котором находятся фотографии родителей и самих ребят. Рассматривая вместе с малышами фотографии, мы говорим о важности спорта в семье.
Популярностью среди родителей пользуется аудиотека «Веселые нотки». Диски содержат разнообразные игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой: подвижные, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, для ног, музыка на расслабление. Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей. Эти упражнения и игры можно провести в детском саду и в домашних условиях.
Также я использую наглядно-информационные формы (папки – передвижки, оформление стендов, информационные педагогические и медицинские бюллетени), которые помогают решить задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в дошкольном учреждении, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Совместно с родителями организую тематическую выставку детских книг (К.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; А.Барто «Девочка чумазая» и др.).
С малышами мы участвуем в проектах и творческих конкурсах. В рамках проекта «Питание и здоровья» с помощью родителей были созданы лэпбук «Расту здоровым», книга «Рецепты вкусной и здоровой еды». Участвуя в конкурсе творческих работ на тему «Укрепление здоровья и профилактика простудных заболеваний», совместно с родителями мы создали фотоколлаж.
В старших группах есть братья и сестры наших воспитанников. Всегда весело и задорно в группах старшего возраста проходят физкультурные досуги, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта (конкурсы «А ну-ка, мальчики! », «А ну-ка, девочки!», веселые соревнования и игры «Сильные, быстрые, ловкие!», «Счастливый случай»). На такие мероприятиях родители берут наших малышей и имеют возможность наблюдать своего старшего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми.
Наши родители участвуют в выставках газет («Мама, папа, я – спортивная семья», «Наш семейный отдых зимой», «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!»). Выпуск семейных газет позволяет детям не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями.
В течение года в детском саду проходят смотры-конкурсы и фотоконкурсы: «Лучший спортивный уголок в семье», «Любим спортом заниматься», мини-музей мяча, где родители принимают активное участие.
Я провожу индивидуальные беседы с родителями «Как одеть ребёнка на прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме дня» и др. (фото).
С целью определения результативности и эффективности опыта провожу анкетирование родителей, беседы, наблюдение за детьми и родителями, опрос.
Родители принимают участие в пополнении уголка по физическому развитию детей спортивным инвентарем и в изготовлении нестандартного оборудования. Например, игра «Бильбоке», спортивные кубики, набивные мячи и дыхательный тренажер.
В результате совместной работы с родителями получаю хорошие результаты:
- повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
– постепенное снижение уровня заболеваемости детей;
– формирование здорового образа жизни в семье;
– создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников (68 % семей принимают активное участие в организации совместной образовательной деятельности);
– повышение уровня материально-технического оснащения группы.
Опыт педагогической деятельности дает возможность убедиться, что внедрение в практику модели взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи обеспечивает создание единого здоровьесберегающего образовательного пространства, формирует потребность здорового образа жизни. Данная модель взаимодействия вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий и направленности образовательного учреждения.