Безопасность в доме.
картотека (подготовительная группа)

Годунова Светлана Николаевна

Безопасность детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_bezopasnost_v_dome.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека № 6.4.1.

« Отгадай загадку по картинке»

Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Загадки

1.    На столе, в колпаке,                      4. Режет хлеб,

Да в стеклянном пузырьке                      Намажет масло.

Поселился дружок                                   Но помни:

Развесёлый огонёк.                                  Есть с него опасно!

(Настольная лампа)                                             (Нож)

2.    Из горячего колодца                     5. Два конца, два кольца,

Через нос водица льётся.                         Посередине – гвоздик.

(Чайник)                                                                   (Ножницы)

3.    Гладит всё, чего касается,             6. Всех на свете обшивает,

А дотронешься – кусается.                      Что сошьёт – не надевает.

( Утюг)                                                                     (Иголка)

Это тесный-тесный  дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.   (Спички)

     

     

  Картотека № 6.4.2.

     Я под мышкой посижу

     И что делать укажу:

     Или разрешу гулять,

     Или уложу в кровать.   (Градусник)

           Грибникам он очень нужен,

           Без него не сваришь ужин,

           На охоту не пойдешь.

           Что же это?..   (Нож)

       

                 Они обычно для шитья;

                 И у ежа их видел я;

                 Бывают на сосне, на елке,

                 А называются?..   (Иголки)

                       

                       Закипит – исходит паром,

                       И свистит, и пышет жаром,

                       Крышкой брякает, стучит:

                       –Эй! Сними меня! – кричит.   (Чайник)

                       Весь я сделан из железа,

                       У меня ни ног, ни рук.

                       Я по шляпку в доску влезу,

                       А по мне все стук да стук.   (Гвоздь)

                                                         

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать.  

 (Ножницы)

   

      Не хочу я молчать –

      Дайте вволю постучать!

      И стучит день-деньской

      Он железной головой.  

     (Молоток)

           

Картотека № 6.4.3.

«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.

Игровые действия: поиск предметов в разных местах, раскладывание в соответствующие коробки.

Игровые правила: найти игрушку в соответствии с символом.

В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с собой, чтобы отдать    )

 

«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.

 

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Картотека № 6.4.4.

«ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»

(тренажёрный зал)

Комбинированная эстафета

Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.

Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.

Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплекса; ухватившись руками за перекладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместиться на противоположный край; спуститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).

В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.

В. Наша задача?

Дети. Найти и обезвредить.

В. Для того чтобы найти предметы, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где искать предмет (на, под, за, в). Найденные предметы по видам опасности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.).

Картотека № 6.4.5.

«ОПАСНО – НЕОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

Картотека № 6.4.6.

 «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать

ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.  

Картотека № 6.4.7.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Картотека № 6.4.8.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

* То же в игровом уголке.

 Картотека № 6.4.9.

 «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал:

* игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;

* фишки; кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

Картотека № 6.4.10.

 «ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных).

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок:

 ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

Картотека № 6.4.11.

«МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).

В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).

«СТО  БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

 картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: 

Несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

Картотека № 6.4.12.

 «Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

* собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

* собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

Картотека № 6.4.13.

Источники опасности

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра - дело серьёзное

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

Картотека № 6.4.14.

Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

                            Картотека № 6.4.15.        

                             

На кухне газ у нас горит,

Меня он манит, как магнит.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть.

Но мама строго мне сказала:

  • К плите чтоб руки не совала!

И к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!!!

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

                            Картотека № 6.4.16.        

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки.

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

  • Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

  • До свидания! – скажи,
  • Быстро трубку положи.

Игрушек много у меня –

 Я их не убираю.

Хотя они уже два дня

Всем проходить мешают!

И что же вышло? – Сам упал,

И было очень больно!

С тех пор я убираться стал  -

И все теперь довольны!.

Картотека № 6.4.17.        

«Что для нас опасно? »

Где детям предлагаются картинки с опасными и неопасными   предметами, а дети, играя, должны классифицировать эти предметы на опасные и неопасные. Я предлагаю вам попробовать поиграть в нее. (Мастер раздает карточки с изображением предметов на каждую подгруппу) . Ваша задача разобрать карточки на опасные и неопасные предметы, называя каждый предмет, с рассказать чем он опасен или почему не опасен. (Ответы педагогов)

Следующую игру, которую я предлагаю детям это

«Собери картинку»

Здесь ребенок, уже зная опасные и не опасные предметы, пытается самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Я вам раздаю на каждую подгруппу свою ситуацию, а вы соберите картинку и расскажите про ситуацию, изображенную на ней, и как предотвратить ее. (Ответы педагогов)

«Помоги Незнайке»

Здесь дети уже не только классифицируют предметы быта, но и выявляют опасные это предметы или нет. А также ребенок должен отметить предметы, которыми может пользоваться ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.

Сейчас мы в нее поиграем (Мастер вызывает двух педагогов) .

Давайте вынем картинки из кармашка, и положим их на стол, чтобы нам было удобнее. А теперь давайте разложим предметы на свои места. Вы разложите игрушки и инструменты, а Вы канцтовары и медикаменты. Теперь отметьте красным кружочком опасные предметы, а зеленым – неопасные. Молодцы! Вот этими картинками с изображением людей, отметьте, пожалуйста, какими предметами может пользоваться ребенок, ребенок совместно со взрослым, или только взрослый.

Картотека № 6.4.18.        

                             

М                                     Монаковой «Розетки мне интересны!»

                                       « В гости к нам пришла соседка,

                                          Мы резвились с ней полдня,

                                          Спицу вставили в розетку,

                                           Из розетки- столб огня!

                                           Мы с  соседкой еле-еле

                                           Прыгнуть в сторону успели.

                                           Папа мой, большой знаток,

                                           Нам сказал: «В розетке-ток,

                                           Вам розетку эту я

                                           Трогать не советую,

                                           Утюги и провода

                                           Не хватайте никогда!

                                           Ток невидимый без рук

                                           Вас ударить может вдруг!»

Картотека № 6.4.19.        

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОМЕ:

1.Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому игрушки и предметы надо класть на место.
2. Нельзя пользоваться острыми предметами без взрослых.
3. Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.
4. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
5. Уберите все предметы, которыми он может пораниться. 
6. Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы. 
7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь. 
8. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному. 
9. При  расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: «Папа! Иди сюда».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия по безопасности лэпбук "Безопасность ребёнка дома"

Дидактическое пособие лэпбук «Безопасность ребенка дома» предназначено для старшего и подготовительного дошкольного возраста.Цель данного пособия - развитие познавательных способностей дет...

«Безопасность в доме или Безопасное – Опасно».

Уточнить представления об опасных предметах, правилах обращения с ними и хранения....

#сидим дома. Консультация для родителей "Безопасность детей дома"

Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследов...

Презентация "Когда я дома один. Правила безопасного поведения дома"

Много тюбиков и баночекЕсть в шкафах у наших мамочек.В них хранятся средства разные,К сожалению, опасные...Кремы, пасты и таблеточкиНе берите в руки, деточки:Эта бытовая химия -Как отрава очень с...