Консультация для родителей "Тренинг безопасности"
консультация
Безопасность детей всегда волнует родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_bezopasnosti.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность детей всегда волнует родителей: «Я не могу приучить его элементарно не открывать дверь незнакомым людям» «Он не умеет говорить нет чужим людям, кто угодно его уведет» «Я очень беспокоюсь, когда оставляю ребенка одного. Случиться может что угодно!» «Как же мне объяснить ему, что трогать электроприборы – опасно?» «Что должен делать ребенок, если случится пожар или потечет кран?» Но всегда ли взрослые правильно объясняют свои требования детям?
1. Безопасность детей до трех лет целиком зависит от родителей. Детей этого возраста нельзя оставлять одних, без присмотра. Но даже в этот период взрослые могут строгой интонацией обозначать некоторые очень важные объекты: «Нельзя трогать розетку!», «Нельзя брать нож! Опасно!». Такие запреты строятся на простой условно-рефлекторной связи между эмоциональной реакцией взрослого, которой он пытается «заразить» ребенка, и образом опасного предмета. Ребенок может не понимать, почему предмет опасен. Но он не должен к нему прикасаться!
2. Обучение навыкам безопасности усложняется, когда ребенок самостоятельно осваивает пространство и вовлекает в игру все, что попадается под руку. Часть вещей приходится просто прятать. Вместе с навыками аккуратности, которые формируются по тому же принципу «можно-нельзя», «да-нет», дети учатся контролировать свои действия в сопровождении словесных команд: «Нельзя открывать окно!» «Нельзя выходить на улицу без мамы!».
3. По данным МЧС, самыми проблемными детьми оказываются 5-6 летние любители приключений. Они застревают в перилах лестничных пролетов и балконов, не учитывая, что уже выросли, они надевают аквариумы на головы, глотают гвозди или запихивают пуговицы в уши. Это – пора экспериментов и освоения нового уровня свободы. Дети уже меньше боятся, но все еще не могут прогнозировать последствия своей деятельности. Развитие воображения, пространственные игры и игры на координацию помогают детям планировать свои движения и поступки. Но все-таки главное, когда мы говорим о безопасности, - это очень строгие табу и инструкции поведения в чрезвычайных ситуациях.
4. дополнительный компонент развития старших дошкольников и младших школьников – ролевые игры, сюжетами которых может стать пожар, скорая помощь, поиск пропавшего ребенка. С теми, кто уже пошел в школу, как правило, проводятся специальные инструктажи и тренинги, а также экскурсии в музеи при пожарных частях.
При всем разнообразии методов обучения, в том случае, когда речь идет о по-настоящему опасных ситуациях, мы предпочли бы, чтобы дети не принимали активное участие в событии, а просто позвали нас на помощь по телефону. К сожалению, мы не всегда рядом, а события развиваются быстрей, чем мы передвигаемся.
Ситуация 1
Шестилетний Петя и трехлетний Вова остались одни дома, вспыхнул пожар: короткое замыкание в проводе от телевизора. Первой загорелась штора, затем ковер. Дети испугались и спрятались – один под кровать, другой в ванную. Они кричали. По счастью было лето, в отпуске оказался сосед, который, к тому же, работал в свое время пожарным. Когда приехали пожарные, дети были уже в безопасности, а подоспевшие взрослые помогли погасить пламя. Братья были напуганы, чувствовали себя виноватыми. Но все равно им пришлось пройти «тренинг» пожарной безопасности. Родители недоумевали, как можно было спрятаться под кровать, ведь это же глупо… А пожарные удивлялись, как можно было не научить детей элементарным правилам пожарной безопасности?
Печально, но именно этот рефлекс – закрывать глаза, прятаться в укрытие, когда страшно, - губит детей во время пожаров. Есть еще одна печальная закономерность: когда пожарные в полной амуниции возникают среди дыма и огня, дети сидят в своих укрытиях, не произнося ни звука. Пожарные кажутся им динозаврами или другими чудовищами, из-за которых и возникает пожар. Вот почему так важно познакомить ребенка с профессией пожарных, объяснить, как они работают, как позвонить в эту службу, как выглядит пожарная машина. Нередко родители, оставляя детей закрытыми в квартире, не объясняют, как открыть дверь в случае необходимости.
Детям нужно показать, где можно спрятаться в квартире. Один из братьев правильно устремился в ванную, к воде. Ванная, обложенная кафелем, - самая «пожаростойкая» комната. Ну и, конечно, правильно выскочить на балкон с криками о помощи. Это в том случае, если не удается открыть входную дверь и просто выйти на лестничную клетку, чтобы позвать взрослых, соседей, консьержа.
Что мы говорим? | Как они понимают? |
Чтобы ни случилось, терпеливо жди, когда мы придем домой! | Главное – это набраться терпения и ждать. А то родители будут ругаться или накажут. |
Не волнуйся, пока ты маленький, взрослые все сделают вместо тебя! | только взрослые могут что-то сделать полезное. Дети – это беспомощные существа. |
Настоящий мужчина ничего не должен бояться! | Мне страшно. Я никогда не стану взрослым и сильным. |
Из-за тебя чуть не сгорела вся квартира! | Я виноват в том, что мы могли остаться без жилья. Меня нужно наказать или выгнать. |
Ситуация 2
Родители пятилетней Светы не раз говорили девочке, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, следует спрашивать: «Кто там?» Тем не менее, однажды, вернувшись из гостей, они обнаружили дверь открытой. Света простодушно ответила, что выходила погулять с подругой, которая пришла в гости. Свете снова строго приказали: «Никому не открывай дверь!» Света была наказана, ее не пустили гулять на следующий день. Через неделю, на выходные родители снова собрались в гости. Дверь захлопнули, но уже у лифта мама Светы обнаружила, что забыла ключи. Не успела нажать на кнопку звонка, как дверь распахнулась, и на пороге появилась улыбающаяся Света. «Почему ты открыла дверь, не спросив, кто?! Неужели ты не понимаешь, что кто-то мог подстеречь, когда мы уйдем из дома, чтобы проникнуть в квартиру! Он мог связать тебя, украсть, и мы никогда в жизни не увидели бы свою девочку!» Света заплакала… Родители остались в тот день дома, и папа догадался показать успокоившейся девочке, как следует себя вести в такой же ситуации. Мама выходила за дверь, звонила, а он осторожно подходил к двери и спрашивал: «Кто там? Мама в ванной…» Было весело, а главное, понятно, как себя вести – как папа!
Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У детей до шести лет конкретно-образное мышление, поэтому им лучше изображать инструкции. Можно нарисовать опасные ситуации, можно разыграть их с куклами.
Когда малыши остаются одни дома или когда они гуляют на улице без присмотра, особую опасность представляют незнакомцы. С одной стороны, мы должны поощрять дружелюбие детей, с другой – призывать к осторожности. Круг людей, с которыми можно здороваться и разговаривать, должен быть очерчен: родственники, соседи, консьерж… Дети с удовольствием слушают страшные истории про коварных и опасных незнакомцев, начиная со сказки «Волк и семеро козлят». Но неплохо бы показать им, как следует вести себя, когда звонят в дверь или по телефону. Один из приемов – сказать: «Здравствуйте. Мама занята и не может подойти. Она в ванной. Перезвоните попозже!» Так незнакомец узнает, что дети не одни.
Что мы говорим? | Как они понимают? |
Не смей открывать никому дверь, когда меня не будет дома! | Ура! Никого не будет дома! Я наконец-то буду делать все, что захочу. |
Если позвонят по телефону, скажи, что мама в ванной! | Но ты же не в ванной… Я не обманщица! |
По телефону могут звонить преступники, злые люди. Лучше не бери трубку! | Да нет, я знаю, что звонит бабушка или тетя Света. Они хорошие! |
Не разговаривай с незнакомыми во дворе. Среди них могут быть воры и убийцы! | Никаких воров во дворе я не видел. Наверное, они гуляют по ночам, когда я сплю… |
Как не следует реагировать | Как следует сказать |
Родители внушают ребенку: «Если ты откроешь незнакомцу, он может тебя связать и украсть все самое ценное – телевизор, золото…» | «Мы очень тебя любим и не хотим, чтобы нашу девочку кто-то испугал. Никому не открывай дверь до нашего прихода, хорошо?» |
Еще немного о мерах безопасности
1. В продаже есть аксессуары для сохранения безопасности детей – замки-фиксаторы для емкостей, ящиков и шкафов, в которые детям лучше не проникать. Есть заглушки для розеток. В домашних условиях можно изготовить предохранители для острых углов. Для этого можно использовать старые пластмассовые кубики и мячики, разрезав и насадив на опасный угол стола, край перил.
2. Практически для всех случаев подойдут пиктограммы – изображения, предупреждающие об опасности. Есть несколько телефонов, номера которых может выучить даже трехлетний ребенок: это телефон пожарной службы, полиции и скорой помощи. Нарисуйте цифры этих номеров, а напротив – картинки с изображением красной пожарной машины, полицейской машины и машины скорой помощи. Повесьте пиктограммы над телефоном и потренируйтесь с выключенным аппаратом, как нужно разговаривать. Покажите детям на улице работников этих служб и расскажите какую-нибудь поучительную героическую историю с хорошим финалом. Важно не испугать ребенка, важно научить его, как себя вести даже в сложных ситуациях.
3. В качестве сигнала, «зарубки на память», используйте флажок, с помощью которого вместе с ребенком «отметьте» опасные места. Ребенок почувствует себя хозяином в доме, а главное – уйдет тревога.
Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтения морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ – продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык.
Ольга Маховская «О чем говорить с ребенком?» (инструкция по выживанию для современных
российских родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"
"Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"- консультация для родителей по правилам дорожного движения, которая содержит в себе как памятки, так и рекомендации для родителей. Данную инфор...
Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”
Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”...
Консультация для родителе "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге".
Консультация для родителей детей подготовительной группы детского сада....
Консультация для родителей « Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта»
Консультация для родителей : "Безопасность на железной дороге и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта"...
Консультация для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
Обратить внимание родителей к проблемам знании детьми правил дорожного движения....
Консультация для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"
Что должны знать родители о своем ребенке?...
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...