ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
методическая разработка (средняя группа)
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dauny._doklad.docx | 19.58 КБ |
osobennosti_raboty_vospitatelya_po_zdorovesberezheniyus_detmi_s_sindromom_dauna.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ДОУ «Детский сад № 19»
Доклад
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Подготовила:
Воспитатель
Приезжих Н. Н.
Севастополь 2019
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации.
Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.
Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.
У детей с синдромом Дауна нарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по здоровьесбережению заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).
Работа по здоровьесбережению строится таким образом, чтобы решались следующие задачи:
- оптимизация двигательной активности;
- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
- закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему занятий по здоровьесбережению;
На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.
Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.
С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания. Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы, положенные на пол:
- кубики
- скакалки
- ленты
- гимнастические палки,
Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!
На занятиях используем следующие виды ходьбы:
• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;
• ходьба за взрослым, за другим ребенком;
• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем - левая;
• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);
• ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент - ходьба, как только замолчал - остановка);
• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;
Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.
«Ножки и дорожки»
Большие ноги шли по дороге
(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,
А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).
«Зашагали ножки»
Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша, приговаривая:
Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!
В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).
В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.
Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».
«Перекрестные движения с предметом»
Оборудование: колокольчики.
Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.
Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.
Затем усложняли задачу, чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.
Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать. Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.
«Весёлая ленточка»
Оборудование: барабан, лента.
Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину. Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом - на носочках.
«Колючая дорожка»
Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться по колючей дорожке, которая лежит на полу.
«Лёгкие и тяжёлые руки»
И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.
«Мяч вокруг себя»
Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.
Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.
В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности ребенка с синдромом Дауна: Замедленное развитие Нарушение осанки Пониженный мышечный тонус Плоскостопие
Задачи: - оптимизация двигательной активности; - формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; - закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом; - формировать в процессе двигательной деятельности различные познавательные процессы через систему физкультурных занятий;
На занятиях используем следующие виды ходьбы: самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами; ходьба за взрослым, за другим ребенком; ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем - левая; ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки); ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент - ходьба, как только замолчал - остановка); ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.)
«Ножки и дорожки» Большие ноги шли по дороге (при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами) , А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо). «Зашагали ножки» Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша, приговаривая: Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!
Упражнения с мячами
«Перекрестные движения с предметом» Оборудование: колокольчики. Встать лицом к лицу с ребенком. Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.
«Весёлая ленточка» Оборудование: барабан, лента. Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину. Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом - на носочках.
«Колючая дорожка» Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на дорожке, которая лежит на полу.
«Мяч вокруг себя» Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой. Встать напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади - из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.
Самомассаж зубной щеткой
Упражнение «Веселые узелки»
Упражнение с обручем
Упражнение на балансире
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный» Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...
Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями...
Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...
Работа воспитателя с детьми имеющих синдрома Дауна
Научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми Находить пути решения конфликтных ситуаций Научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников Научить быть организованными и дей...
Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями» Консультация для воспитателей
Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»Консультация для воспитателей...