Картотека физкультминуток по окружающему миру
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

   Одним из способов укрепления организма ребёнка, повышения его работоспособности, снижения утомления и переключения на другой вид деятельности является физкультминутка. Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует созданию благоприятного психологического климата, развитию речи, координации движений, развитию мелкой моторики. Физкультминутка стимулирует образовательную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость.Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда педагог замечает утомление детей. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_fizkultminutok_po_okruzhaeshchemu_miru.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ  ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ. В.ВОЛОШИНОЙ

Картотека физкультминуток

по окружающему миру

                                         

                                                                                      Подготовила:

педагог дополнительного образования

Алымова Елена  Петровна

Наро-Фоминск

       Одним из способов укрепления организма ребёнка, повышения его работоспособности, снижения утомления и переключения на другой вид деятельности является физкультминутка.

Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует созданию благоприятного психологического климата, развитию речи, координации движений, развитию мелкой моторики. Физкультминутка стимулирует образовательную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость.

  Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда педагог замечает утомление детей. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время образовательного процесса.

« Ну, а снег летит, летит».
Ели за окном стоят,  в небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх).
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд).
Белки на ветвях сидят.  (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают).
Белки прыгают по ёлкам,  собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —  белки — ловкие малышки. (Прыжки).
Мы под ёлками сидим  и  на белочек глядим. (Присели).
Ветер дует ледяной (Дети машут руками).
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками).
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса  притаилась и сидит,      (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают).
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками).
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны).
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх).
Скачет по полю лиса. (Прыжки).
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба).
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся).

 «На дворе у нас мороз».
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.    (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами).
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками).
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

«Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам, (Дети машут руками).

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу. (Дети высоко поднимают ноги).

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, (Дети шагают на месте).

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем (Дети садятся за повороты).

Ветер дует ледяной

Ветер дует ледяной (Дети машут руками).

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками).

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают).

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками).

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны).

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх).

Скачет по полю лиса. (Прыжки).

Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба).

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты).

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой).

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх).

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания).

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте).

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты).

В зоопарке

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны).

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед).

Будто в гости приглашает. (Голову прямо).

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте).

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.    

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты).

«Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте).
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).

«Солнце».
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх).
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны).
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

В небе плавает луна

В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо).

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши).

Можем мы луну достать. (Руки вверх).

Шесть, семь, восемь, девять, десять- (Хлопки над головой).

И пониже перевесить. (Руки вниз).

Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте).

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся).

«Кто на месяце живёт?»
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба).
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз
.  (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд).
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной).
А вокруг летают звёзды.

Во дворе растёт подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх).

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх).

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад).

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад).

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты).

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге).

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад).

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью).

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания).

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).

Волны плещут в океане.

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд).

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте).

Ищем ракушки в песке (Наклоны).

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания).

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты).

Вот летит большая птица.

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями).

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед).

Подрастает зернышко.
Подрастает зернышко - потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,   ветерок его качает,
К земле низко прижимает — вот как весело играет! (Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)

«На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны).

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх).
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны).
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

Вот мы деревце мы сажали.

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть).

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).

Он и строен, и высок, (Руки в стороны).

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз).

«Наши алые цветки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки
. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.

В лесу растёт черника.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания).

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте).

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты).

«Мы летим под облаками».
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.)

И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу. (Вращение головой вправо и влево.)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями).

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками).

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте).

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты).

А теперь мы — ручейки

А теперь мы — ручейки,

Побежали вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Белки.

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте).

Будем прыгать, как лягушка.

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-побрякушка.

За прыжком — другой прыжок

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки).

Весело в лесу.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте).

Вот голодная лиса (Ходьба на месте).

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх).

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох).

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты).

«Ветер веет над полями».
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх).
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте).
Там немного отдохнём. (Дети садятся).

 Ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево).

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая).

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки).

Раз, два — выше голова, (Поднять голову).

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны).

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту).

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту).

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова).

Ветер.

Осторожно ветер

За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево).

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте).

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте).

Покачал тихонько

Ветками черемух, (Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево).

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте).

И, расправив гордо

Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте).

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками).

В понедельник.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание).

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование).

В среду долго умывался, (Умываются).

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте).

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем).

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте).

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши).

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку- засыпают).

Вы, наверное, устали.

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте).

Да! (Хлопки в ладоши).

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись).

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед).

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо).

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте).

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Ходьба на месте).

Выросли деревья в поле.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны).

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх).

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками).

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд).

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).

Вышел зайчик.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте).

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте).

Зайка маленький устал.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны).

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх).

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками).

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд).

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).

Вышел зайчик.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте).

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте).

Зайка маленький устал.

Список  используемой литературы:

1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : «ВАКО», 2004.

3. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры- подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт. – сост. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Информационные источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-v-obrazovatelnom-procese-detskogo-sada.html

http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-primenenie-zdorovesberegayuschih-tehnologii-cherez-provedenie-fizminutok-na-zanjatijah-s-doshkolnikami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме: Экологическое воспитание в стихах

Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальн...

Картотека по окружающему миру : Экологическое воспитание в стихах

Картотека стихов по экологическому воспитанию  хорошее подспорье педагогам в формировании и развитии экологической культуры  и основ экологического миропонимания личности дошкольника...

Картотека по окружающему миру по теме "Экологическое воспитание в стихах"

Картотека по окружающему миру по теме "Экологическое воспитание в стихах"...

Картотека по окружающему миру

Картотека по окруающему миру...