Игры которые лечат
учебно-методический материал (средняя группа)

Галеева Ляйсан Фаниловна

Так бывает, что дети  болеют, особенно в дошкольном возрасте. Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Особенно возрастает опасность заболеваний детей в осенне-зимний период. После летнего тепла климат меняется на осенний, наступают холод, сырость, а в помещении, наоборот, жарко, пересушенный воздух. Все эти факторы ведут к ослаблению организма ребенка. Неокрепший организм борется с болезнью, а родители всеми силами стараются помочь ребенку: обследуют его у лучших специалистов, достают наиболее эффективные лекарства, стараются укутать ребенка потеплее, обеспечить постельный режим. У детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_galeeva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

«Центр развития ребенка – детский сад № 19»

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Мастер-класс

«Игры которые лечат»

Воспитатель 1 категории

МАДОО «ЦРР – детский сад № 19»

Галеева Ляйсан Фаниловна

2018 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представиться, меня зовут Галеева Ляйсан Фаниловна. Хочу поделиться с вами своим опытом работы.

Так бывает, что дети  болеют, особенно в дошкольном возрасте. Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Особенно возрастает опасность заболеваний детей в осенне-зимний период. После летнего тепла климат меняется на осенний, наступают холод, сырость, а в помещении, наоборот, жарко, пересушенный воздух. Все эти факторы ведут к ослаблению организма ребенка. Неокрепший организм борется с болезнью, а родители всеми силами стараются помочь ребенку: обследуют его у лучших специалистов, достают наиболее эффективные лекарства, стараются укутать ребенка потеплее, обеспечить постельный режим. У детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Каждый из нас старается сделать все возможное, чтобы уберечь ребенка от болезни. Но не всегда это получается, часто дети после болезни приходят вялые, тихие, ослабленные. Ограничение движений в этот период (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Мы практикуем в период выздоровления активные игры.

Подвижные игры не только способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, но и помогают скорейшему выздоровлению и профилактике некоторых заболеваний. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении.

 Общие рекомендации для проведения игр

 Для ребенка в период выздоровления выбираем игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.

 Внимание детей дошкольного возраста неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры до 10—15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.

 Игры комбинируем и сочетаем таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Проводим игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки распределяем по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной — с большей.

 Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам «включается» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила.

 Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки.

Критериями усталости организма являются следующие признаки:

 а) выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;

 б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

 в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

 г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;

 д) учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25 – 50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4 – 6 раз в минуту.

 Наиболее часто дети болеют простудными заболеваниями связанными с дыхательной системой поэтому более подробно остановимся на практике игр для
ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

 При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение. (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри. (педагоги проделывают и это упражнение). Используются упражнения с сопротивлением, когда воспитатель кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течении 1-2 сек. Ребёнка учим задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха. Давайте и мы с вами попробуем это на себе, что бы в последствии научить детей. (воспитатели проделывают упражнение задержки дыхания ). 
2. Давайте поговорим о том, а что есть само дыхание? Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины. 
3. Хочу вас познакомить с  некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений: 
«ЧАСИКИ» 
Часики вперёд идут, 
За собою нас ведут. 
И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 
2- взмах руками назад «так» (выдох) 
«ПЕТУШОК» 
Крыльями взмахнул петух, 
Всех нас разбудил он вдруг. 
Встать прямо, ноги слегка расставить, 
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» 
повторить 5-6 раз. 
«НАСОСИК» 
Накачаем мы воды, 
Чтобы поливать цветы. 
Руки на поясе. Наклон вперед- выдох «с-с-с» , выпрямляемся – вдох. 
«ПАРОВОЗИК» 
Едет, едет паровоз 
Деток в садик он привёз. 
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, 
пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения 
дети приговаривают «чух-чух-чух». 
Упражнение выполняется 20-30 сек. 


«ДЫХАНИЕ» 
Тихо – тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

И.п. – стоя, руки опущены. 

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться – прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек). 
2 – плавный выдох через нос. 
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

 «КОРАБЛИК» 
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

 «СНЕГОПАД» 
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

 «ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи. 

«ПУЗЫРЬКИ» 
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ДУДОЧКА» 
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них. 

«ФОКУС» 
Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«БАБОЧКА» 
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела» 

«ФУТБОЛ» 
Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

«ГРЕЕМ РУКИ» 

Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются. 

«КТО СПРЯТАЛСЯ ?»

На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.

«ПРОЖОРЛИВЫЕ ФРУКТЫ» 

Листы распечатать, желательно на картоне или заламинировать, сзади приклеить ножку.

Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. 
Используем дыхательную гимнастику мы в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. 
4. И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях! 

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что моё выступление было для вас информативным, полезным и интересным. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....

Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"

Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...

Игры, которые лечат / в рамках недели Игры и игрушки/ учитель-логопед ГБОУ ЦРР детский сад № 1407 г Москва

использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда..Игры направлены на развитие дыхания, моторики, коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры можно использовать и во время физпауз, и...

игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

оздоровительные игры для детей в возрасте  от 5 до 7 лет...