Консультация для родителей «Тихий час в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)
В детском саду – тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг.
Детский мозг во сне продолжает обработку полученной за день информации, «фильтрует» негативные и позитивные впечатления, отбирает нужные для последующей деятельности сведения и «отправляет» их в память. Во время бодрствования на психику ребенка буквально обрушивается поток разнообразной информации – игры, занятия, общение. Мозг слишком занят текущей деятельностью и просто не в силах сразу справится с распределением всего вороха сведений и умений по «шкафчикам» долговременной памяти, поэтому «укладка» того, что нужно для будущего, происходит во сне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_tihiy_chas_v_detskom_sadu.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Тихий час в детском саду»
В детском саду – тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг.
Детский мозг во сне продолжает обработку полученной за день информации, «фильтрует» негативные и позитивные впечатления, отбирает нужные для последующей деятельности сведения и «отправляет» их в память. Во время бодрствования на психику ребенка буквально обрушивается поток разнообразной информации – игры, занятия, общение. Мозг слишком занят текущей деятельностью и просто не в силах сразу справится с распределением всего вороха сведений и умений по «шкафчикам» долговременной памяти, поэтому «укладка» того, что нужно для будущего, происходит во сне.
Каковы оптимальные условия для хорошего сна?
1. Длительность сна.
Формально дети дошкольного возраста должны спать не менее 10 часов в сутки, и время это должно быть рационально распределено на ночной и дневной сон. Но потребность в сне у разных детей разная. В основном это зависит от темперамента: холерики и сангвиники в сне нуждаются меньше и во время тихого часа составляют ядро «армии сопротивления» - смеются и безобразничают, мешая отдыхать меланхоликам и флегматикам, которым дневной сон необходим. Поэтому есть повод для «непедагогической» рекомендации – рассчитывать отдых детей во время тихого часа по-разному, в соответствии с их темпераментом: холерики и сангвиники пусть поиграют в тихие игры в разных уголках или послушают чтение книги, а остальные будут спокойно спать.
2. Отход ко сну:
- Укладывать детей спать лучше сразу после еды, когда они еще не успели начать игру и немного «приторможены» оттоком крови к органам пищеварения;
- помещение должно быть проветрено, защищено от шума;
- наилучшая цветовая гамма для спальни – голубой, розовый, зеленоватый тона без ярких орнаментов;
- стоит разрешать детям брать с собой в кровать любимые мягкие игрушки, так как уровень тревожности рядом с игрушечным зверьком падает, и малыш засыпает спокойнее;
- полезно читать перед сном сказки – спокойные и умиротворяющие;
- помогают успокоиться запахи лаванды, розы, сандала, хмеля (если вы используете аромалампы в помещениях, что полезно и для дезинфекции воздуха, и для здоровья детей);
- желательно чтобы у ребенка была специальная одежда для сна – пижама, а не те трусики и маечка, в которые он был одет во время бодрствования.
3. Пробуждение.
Освещающее действие сна лучше ощущается, если его продолжительность укладывается в полуторачасовые промежутки, чтобы подъем пришелся на завершенный цикл – «быстрый - медленный» сон. Поэтому поднимать ребенка лучше, отсчитав от момента его засыпания 1,5; 3; 4,5; 6 и т.д. часа.
Нарушения сна.
Что может послужить причиной нарушения сна:
- перегрузка впечатлениями и эмоциями во время бодрствования;
- ослабление организма после общих заболеваний (детских инфекций, ОРВИ);
- стрессы, длительные, обусловленные семейными обстоятельствами психические травмы могут вызвать у ребенка невроз и как следствие – нарушение сна;
- некоторые дети изначально имеют более уязвимую нервную систему, страдают невропатиями, нарушения сна у них возникает без видимых причин;
- некоторые психические заболевания в своем начале проявляются именно нарушениями сна (эпилепсия, шизофрения).
Какие нарушения сна должны взволновать воспитателя или психолога детского сада?
- Наличие устрашающих сновидений у ребенка, внезапные пробуждения с беспокойством, криками. Это обычно заметнее в детских учреждениях с круглосуточным пребыванием, так как во время кратковременного дневного сна «кошмары» бывают редко. Страшные сны – сигнал о том, что нервная система перегружена, что-то неблагополучно. Воспитателю необходимо обсудить это с родителями ребенка, а возможно, и направить к врачу.
- наличие внезапных, обычно случающихся в один и тот же час пробуждений, когда ребенок «пугается» чего-то, вскакивает, затем «обмякает» и может в этот момент обмочиться. Такое возможно как во время дневного, так и во время ночного сна. Родителей с ребенком необходимо обязательно направить к врачу (названные нарушения сна могут быть началом эпилептических приступов).
- сон «пунктиром», когда в течение ночи или тихого часа ребенок спит 15-20 минут, затем просыпается, некоторое время бодрствует, а потом засыпает опять. Такой сон бывает при некоторых психических заболеваниях.
Нарушения засыпания.
Чаще всего из нарушений сна мы видим расстройства засыпания, когда ребенка «невозможно уложить» в течение 2-3 часов. Это касается только ночного сна и чаще бывает после богатого событиями дня, но в некоторых случаях говорит о начале невроза. Важно разобраться в причине, обсудить семейные обстоятельства с родителями ребенка.
Если ребенок сосет палец…
Нередко многие дети при засыпании непременно сосут палец, край одеяла и без этих действий не засыпают. Делают они это не зря – это путь к успокоению, и лишать ребенка такого привычного действия недопустимо. Как быть? Можно добродушно потихоньку говорить малышу – «так взрослые не делают, а ты растешь, становишься большим – и тебе почти совсем не хочется сосать палец. Ведь не хочется, правда?»
Советы родителям «не спящих детей»:
- нужно объяснить, что применять снотворные фармакологические средства без назначения врача опасно и вредно – они меняют нормальную структуру сна, его фазы, и сон теряет свои полезные свойства;
- хорошо помогает специальная музыка (звуки природы, голоса птиц, шум воды);
- можно перед сном делать ванну с лекарственными травами: пустырником, душицей, хмелем, зверобоем, шалфеем, валерианой, ромашкой;
- полезен успокаивающий массаж.
Спокойного сна и творческих всем сновидений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".
Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...
консультация для родителей "Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители"
Консультация содержит материал для родителей по изготовлению кукол для некоторых видов театра в домашних условиях....
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз"
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз»...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...