Мой практический опыт: занятия по мелкой моторике и глазодвигательная гимнастика для детей с нарушением зрения
статья (младшая группа)

Белова Галина Константиновна

В процессе жизнедеятельности человека выполнения большинства трудовых, бытовых и спортивных действий в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей рук. Движения кистью и особенно пальцами, имеют первостепенное значение, так как именно эти биомеханические звенья чаще всего соприкасаются с предметами и осуществляют тонкие и дифференцированные действия.

            Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения. Стоит также упомянуть и о том, что координация рук находится в тесной взаимосвязи с развитием умственных способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belova_gk.docx85.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Вишенка » Московская область

Тема:

«Мой практический опыт: занятия по мелкой моторике и глазодвигательная гимнастика для детей с нарушением зрения»

   Белова Галина Константиновна

                                                 Воспитатель

 

21 сентября 2016 г.

Протвино

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3                          

 I глава. Актуальность проблемы…………………………………………..………..4

  1. Механизм реализации занятий………………………………..……..6
  2. Диагностика состояния сложно – координированных движений кисти и пальцев рук……………………………………………..……………...7
  3. Диагностика состояния зрительно – моторных координаций у детей………………………………………………………………........8

 II глава. Организация занятий по развитию мелкой моторике у детей с нарушением зрения…………………………………………………………….................................11

2.1.   Учебный материал……………………………………………………...11

2.2.   Подготовительный этап…………………………………………….......11

2.3.   Игровой этап……………………………………………………….........12

Заключение……………………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………………...14

Приложение…………………………………………………………………………...15

Введение

В процессе жизнедеятельности человека выполнения большинства трудовых, бытовых и спортивных действий в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей рук. Движения кистью и особенно пальцами, имеют первостепенное значение, так как именно эти биомеханические звенья чаще всего соприкасаются с предметами и осуществляют тонкие и дифференцированные действия.

        Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения. Стоит также упомянуть и о том, что координация рук находится в тесной взаимосвязи с развитием умственных способностей ребенка.

        В связи с этим в реабилитационных центрах для детей с нарушением зрения необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики и сочетать его с решением других задач коррекционно-педагогической работы. Под этим мы подразумеваем, что педагогические методики должны быть универсальны. В работе с детьми данной категории следует вести поиск таких форм обучения, в которых одновременно реализуются два направления: 1 – развития ребенка; 2 – восстановление и компенсация нарушенных функций.

I глава. Актуальность проблемы.

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания, разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активируются нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить ребенка читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте без всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие мелкой моторики нужно стимулировать как можно раньше.

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – неговорящие дети. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Дошкольный возраст – важный период для развития ребенка, особенно для детей с нарушением зрения. Именно в этом возрасте у детей должны сформироваться механизмы адаптации к беспрепятственному функционированию в мире без зрительного контроля. Одной из важнейших потребностей развития дошкольника со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития – физического и умственного.  Без соответствующих игр и упражнений дети со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в восприятии информации, поступающей им из окружающего мира. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности детей. Для детей с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает уверенно входить в мир реальных вещей и отношений, а игры на развитие мелкой моторики способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину предмета, структуру его поверхности. Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаленность, покой и движение. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявлять ему самостоятельность в быту – кормят его, одевают, обувают. А ведь социально – бытовые навыки – хорошая основа для развития мелкой моторики. Застегивая пуговицы, застежку – «молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики, дети учатся совершать точные координированные движения.  Таким образом, мелкая моторика помогает ребенку с нарушением зрения:

- исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

-  навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

-  позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

- способствует повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

1.1. Механизм реализации занятий.

В литературе по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится ряд упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также коррекционная гимнастика глаз. Мы, в свою очередь, предлагаем упражнения для мелкой мускулатуры рук и пальцев, которые влияют на зрение ребенка и включают в себя одновременно решение таких вопросов, как:

  • развитие точности движения пальцев;
  • формирование координированных движений пальцев под визуальным контролем и без него;
  • развитие ориентации на руке (руках);
  • развитие осязательного восприятия;
  • развитие зрительных функций (главным образом аккомодации – способность ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);
  • развитие подвижности глаз и фиксации;
  • развитие зрительного восприятия (хроматический контраст; восприятие объектов при разной удаленности, прослеживание за действиями руки и др.);
  • развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Организация занятий предусматривает их проведение преимущественно в игровой форме.

Перед началом проведения цикла коррекционно – развивающих занятий по развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации рекомендуется провести диагностику состояния сложно – координированных движений кисти и пальцев рук и диагностику состояния зрительно – моторных координаций у детей.

1.2. Диагностика состояния сложно – координированных движений кисти и пальцев рук.

Задание 1.

Попросите ребёнка взять большим, указательным и средним пальцами ведущей руки карандаш и покрутите его. Обязательно показать, как выполняется задание.

Оценка

  • получается, карандаш не падает - (+);
  • получается, но очень медленно, с трудом - (-);
  • не получается, карандаш падает (- -).

Задание 2.

Нарисуйте в центре листа нелинованной бумаги круг диаметром 10 см.

Попросите ребёнка взять в руку карандаш и поставить руку на локоть, приготовиться и по счёту «три», не отрывая локтя от стола, поставить в центре круга три точки.

Оценка

  • движения выполняются чётко, точно - (+);
  • движения выполняются нечётко, с ошибками (-);
  • движения практически не выполняются по инструкции (- -).

Задание 3.

Попросить ребёнка вытянуть руки, растопырить пальцы и дотронуться попеременно каждым пальчиком ведущей руки до большого пальца.

Но начала нужно «посчитать» пальчики (пошевелить каждым на обеих руках) от большого (первый) к мизинцу (пятый).         Возможно несколько вариантов задания.

Оценка

  • движения выполняются точно, чётко – (+);
  • движения выполняются нечётко, с ошибками - (-);
  • движения практически не выполняются по инструкции (- -).

1.3. Диагностика состояния зрительно – моторных координаций у детей.

Задание 1.

Проведи прямые линии (от точки до крестика), не отрывая руки.

Оценка

  • линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (+);
  • линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (-);
  • движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор(--).

Задание 2.

Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки.

Оценка

  • линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (+);
  • линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор – (-);
  • очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор -(--).

Задание 3.  

Заштрихуй фигуры.

        

Оценка

  • штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры - (+);
  • штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий - (-);
  • штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм – (- -).

Выводы

  • Дети 6 лет не должны испытывать трудностей при выполнении этих заданий.
  • Минусы, полученные за выполнение отдельных заданий и тем более всех заданий, свидетельствуют о серьёзном нарушении в развитии двигательных и зрительно-моторных координаций, следовательно, о необходимости коррекционно-развивающей работы в этом направлении – развитии сложнокоординированных движений руки и зрительно-моторной координации.

II глава. Организация занятий по развитию мелкой моторике у детей с нарушением зрения.

2.1. Учебный материал.

 Учебным материалом для проведения занятий служат небольшие резиновые кольца, которые дети нанизывают на пальцы. Дети самостоятельно берут их в указанном месте и рассаживаются за столы или стоят перед ними. Детям 4-5 лет лучше взять по пять колец – количество, соответствующее количеству пальцев на одной руке. «Каждый берет столько колец, сколько у него пальцев на одной руке» - говорю ребятам. Если у педагога будут в наличии кольца пяти цветов, то следует предложить детям взять по одному кольцу каждого цвета. Если дети не способны взять по пять колец, тогда педагог может раздать им данное кол-во колец или начать обучение с одного (двух, трех). Детям постарше предлагаем брать по 8 колец (4-ре пары, каждая из которых должна быть одного цвета). В дальнейшем дети пользуются большим количеством колец.

2.2. Подготовительный этап.

Цель этого этапа ознакомить детей с учебным материалом, местом и вариантами выполнения упражнений, обучить одеванию колец на каждый палец, названию пальцев, подготовить ребят к усвоению определенных правил, по которым (в последующих играх) следует действовать. Эти правила могут быть связаны с выполнением задания по показу, по схематическому рисунку, по словесной инструкции, с помощью комбинированной информации. Предлагаемые упражнения требуют от детей знания цифр, счета или условных обозначений.  Различия в вариантах предъявления заданий определяют степень их сложности, поэтому педагог, учитывая возраст и способность детей, должен подбирать доступные формы обучения.

Подготовительный этап может быть организован в любой зоне помещения. Важно, чтобы образец с кольцами (цифрами, карточками) располагался в зоне комфортного видения: недалеко, при нормальном освещении, чтобы дети без лишних затрат правильно понимали пространственное расположение руки и считывали с нее информацию.

2.3. Игровой этап.

Далее следует игровой этап. Последующие занятия представлены в игровой форме. Они могут проходить в группе, в кабинете психолога, тифлопедагога, на различных физкультминутках, соревнованиях. Во всех играх представлено надевание ребенком колец на свои руки по какому-либо образцу или определенным правилам. Главная особенность этих занятий заключается в том, чтобы образец для выполнения был удален от ребенка на некоторое расстояние. Только в этом случае может быть обеспечена глазодвигательная гимнастика, когда фокусировка изменяется с близкого расстояния вдаль и обратно несколько раз подряд. Такое чередование улучшает процесс аккомодации, уменьшает время переаккомодации. В то же время, следует помнить, что расположение образца вдали должно обеспечивать его хорошее видение. Так же при проведении занятий осуществляем дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания. Каждое коррекционное занятие состоит из трех частей:

  1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. д.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость.
  2. Игры с резиновыми кольцами.
  3. Глазодвигательная гимнастика (способствует профилактике нарушения зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии).

Заключение

Программа включает в себя 12 коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 20 минут и периодичностью 2 раза в неделю, рассчитанная на заезд ребенка (42 дня). В программе использованы как авторские, так и модифицированные упражнения и игры. В настоящее время эта программа апробирована в Протвинском РЦ. Группа состояла из 6 детей, подобранных в соответствии с уровнем психического и физического развития, в возрастной категории 4-7лет. Окончанием занятий явилось проведение мероприятия, на котором были подведены итоги проделанной работы.

Список литературы

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение. 1973.
  2. Логопедия: Учебное  пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических  институтов. Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Лютова – Робертс Е., Монина Г. Игры – приветствия для хорошего настроения.- СПб.:«Речь», 2011.
  4. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород, Изд. Ю.А. Николаев, 2001.
  5. Сековец Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

Приложение

Занятие 1

        Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук и сложно-координированные движения кисти рук, зрительно-двигательную координацию. Учить детей расслаблять мышцы тела и снимать глазное напряжение.

        Оборудование: металлические кольца (по количеству детей), тарелочки (по количеству детей), разноцветные резиновые кольца (у каждого ребенка свой набор колец), муляж руки, плоская (бумажная) форма руки, цветные фишки, стол.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята (дети здороваются). Садитесь на стулья за столы и устраивайтесь поудобнее. Ребята, покажите обе руки (выполняют). Повторяйте за мной движения: кулак, ладонь, ребро (психолог показывает движения, дети повторяют). Отлично у вас получается!

Игра «Кулак, ладонь, ребро».

Дети по команде психолога выполняют кинезиологические движения.

- Приготовились… Кулак, ладонь, ребро; ладонь, кулак, ребро и т. д.

Психолог: А теперь поиграем с пальчиками. Из тарелочки достаньте металлическое кольцо (дети выполняют). Приготовили руки. Будем одевать кольцо на каждый палец руки по очереди. Взяли кольца и одеваем сначала на большой палец левой руки.

Пальчиковая гимнастика с металлическим кольцом «Моя семья».

Дети выполняют за психологом пальчиковую гимнастику с кольцом «Моя семья»:

Содержание

Движения

Этот пальчик – дедушка,

Одевают кольцо на большой палец левой руки и снимают.

Этот пальчик – бабушка,

Одевают кольцо на указательный палец левой руки, затем снимают.

Этот пальчик – папочка,

Одевают кольцо на средний палец левой руки и снимают его.

Этот пальчик – мамочка,

Одевают кольцо на безымянный палец левой руки и снимают с пальца.

А вот этот пальчик – я,

Одевают кольцо на мизинец левой руки, затем снимают.

Вот и вся моя семья!

Одновременно сгибают пальцы левой руки в кулаки и разжимают их под ритм стихотворения.

- Теперь одеваем кольцо на правую руку. Игра повторяется. Положили кольца в тарелочки.

Психолог: Молодцы, а теперь возьмите одно резиновое кольцо (психолог берет кольцо вместе с детьми). 

Игра «Сделай, как я».

Психолог одевает кольцо на определенный палец и показывает ребятам. Они должны повторить его действия.

- Сделайте, как я. Игра проводится три раза.

- Хорошо, возьмите еще одно кольцо (дети выполняют задание). Сколько теперь у вас колец? (Два).  Дети выполняют задание уже с двумя кольцами и время показа ограниченно (5,4,3,2 или 1 сек.).

Психолог: Положите кольца обратно в тарелочки (дети убирают кольца). Сжали пальцы в кулачок. Повторяйте за мной!

Игра «Славная семейка».

Психолог проводит пальчиковую игру, дети повторяют за ним слова и движения:

Содержание

Движения

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка!

Дети держат кулачки.

Главный самый.

Он, как папа.

Он – большой.

Разгибают большой палец на руке (неважно на какой руке, на правой или на левой).

И совсем похож на маму –

Указательный,

Второй.

Разгибают указательный палец.

Третий, в цыпках,

Палец средний –

Твой братишка

Пятилетний.

Разгибают средний палец.

А четвертый

Очень странный,

Оттого, что –

Безымянный:

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

Разгибают безымянный палец.

А мизинец –

Пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть,

Мой зайчик,

Научившийся считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Разгибают мизинец.

Психолог: А теперь выберем ведущего для следующей игры (выбирается ведущий с помощью считалочки): «Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки: раз, два, три, а ведущем будешь ты!»

 Игра «Сделай, как я».

Надевание кольца проходит с названием соответствующего пальца. Роль ведущего переходит от одного ребенка к другому. Игра проводится 3-4 раза.

        Игра «Сделай, как я» с использованием муляжа руки и плоской (бумажной) формы руки.

Психолог ставит муляж руки на стол перед детьми, одевает резиновые кольца на пальцы(например, 1 кольцо красного цвета на большой палец, 1 синее – на указательный и 1 жёлтое – на мизинец), и просит повторить композицию на своей руке.

Психолог: Посмотрите на композицию и повторите ее на своей руке (дети одевают кольца на свою руку как показано на образце). Игра проводится 2-3 раза.

Психолог убирает муляж руки и располагает плоскую (бумажную) «руку» в середине стола и ставит на пальцы определенные предметы (фишки разной конфигурации, кубики и т. д.) и просит повторить композицию на своей руке. Затем переставляет фишки, и игра повторятся.

Психолог: Славно поиграли! Пришло время отдохнуть. Встали из-за столов и посмотрели на меня (дети выполняют). Повторяйте за мной!

Массаж «Ладошки».

Психолог говорит текст стихотворения, и показывает движения под ритм стиха, дети повторяют за психологом:

Содержание

Движения

Вот игра у нас какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Хлопки в ладоши.

Правой, правою ладошкой

Мы пошлепаем немножко.

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

Тоже по правой.

А потом, потом, потом,

Даже щеки мы побьем.

Хлопки по щекам.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлеп, шлеп.

Хлопки над головой.

По коленям.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

По плечам,

По бокам.

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

По спине,

По груди.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Поколачивание ладонями по груди слева, справа.

И погладим мы себя,

Вот какая красота!

Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. Разводят руки в стороны.

        Глазодвигательная гимнастика «Неделька».

Психолог: Вот и хорошо! Молодцы! Теперь поиграем с глазками, а голова будет неподвижна. Психолог продолжает, а дети повторяют за ним:

Содержание

Движения

Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх;

Опустить их к низу, голова неподвижна.

Во вторник – «часики». Глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза.

По четвергам мы смотрим в даль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево, вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Подведение итогов.

Психолог: Наше занятие подошло к концу. Расскажите, чем мы занимались сегодня (дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями). Я вас очень люблю! Давайте признаемся друг другу в любви (дети говорят окружающим ласковые слова). А теперь выбирайте наклейки и приклеивайте на нашу доску «Успехов» (дети выбирают наклейки и приклеивают рядом со своим именем на доску). До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Виды и условия проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Глазодвигательный тренинг для детей с нарушением зрения.

Глазодвигательный  тренинг для  детей  с  нарушением  зрения....

Консультация для родителей и педагогов "Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения"

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения -обязательный компонент коррекционной работы с этими детьми....

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ для детей с нарушением зрения.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИдля детей с нарушением зрения....

Комплексы пальчиковых и глазодвигательных гимнастик для детей с нарушением зрения

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образованияАктуальнос...

Мой практический опыт: занятия по мелкой моторике и глазодвигательная гимнастика для детей с нарушением зрения

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания, разминания пальчиков, которые происходят во вр...