ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНАЖЁРАХ
статья
В данной статье вы можете познакомиться с системой физкультурно – оздоровительной работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста в нашем учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНАЖЁРАХ
Кузмина Елена Сергеевна - старший воспитатель МБДОУ детский сад № 450 Сормовского района Нижнего Новгорода
Тулупова Ирина Васильевна- воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 450 Сормовского района Нижнего Новгорода
Баева Ираида Ильинична – воспитатель МБДОУ детский сад № 450 Сормовского района Нижнего Новгорода
На сегодняшний день базой для реализации любой образовательной программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Одно из важных интегративных качеств, выдвигаемое федеральными государственными требованиями на первый план -это физически развитый ребенок, у которого с сформированы основные физические качества, потребность вести активный и здоровый образ жизни.
Достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно – оздоровительной работы.
В связи с этим в своём дошкольном учреждении мы разработали систему физкультурно – оздоровительной работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование занятий на тренажёрах позволило нам тренировать как сердечно – сосудистую, так и дыхательную системы детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом. Таким образом, занятия с тренажёрами оказывают положительное воздействие на организм ребёнка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.
Использование тренажеров мы начали в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста анализируют свои движения и действия, контролируя, таким образом, свое самочувствие. Двигательная активность к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.
В своей работе на физкультурных занятиях мы используем тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства: стэпы, мячи - фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, резиновые эспандеры детские, скамья для пресса, велотренажер, беговая дорожка, тренажер «гребля», мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также гантели пластмассовые, гантели весом 0,5 кг, шведскую стенку, ведра-ходули с веревками (из разряда нестандартного оборудования), массажные коврики.
При организации работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель решает следующие задачи:
1. Тренировка всех систем и функций организма (сердечнососудистая, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста нагрузок.
2. Укрепление мышечного тонуса путем интенсификации двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру.
3. Удовлетворение естественной потребности в разных формах двигательной активности.
4. Развитие общей выносливости и физических качеств.
5. Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Система работы на тренажерах представлена в виде блоков (всего пять блоков), целью которых являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма каждого ребенка.
Это обусловлено тем, что от блока к блоку происходит постепенное усложнение упражнений на тренажерах — от самых простых к более сложным. Вместе с тем разнообразятся виды движений за счет введения новых тренажеров и времени работы на них. Каждый блок включает четыре занятия. На первом занятии воспитатель показывает упражнение на тренажере, комментирует выполнение и демонстрирует его графическое изображение — карточку схему. Эта карточка-схема задания находится непосредственно рядом с тренажером, на котором ребенок выполняет упражнение.
Количество карточек-схем равняется количеству выполняемых на данном занятии упражнений на тренажерах. Все упражнения на различных тренажерах воспитатель показывает всем детям в начале занятия.
Затем воспитатель делит детей на малые подгруппы (по 3 ребенка). Это обусловлено тем, что воспитатель использует в своей работе индивидуально – дифференцированный подход к детям, так как занятия на тренажёрах являются достаточно сложными для освоения дошкольниками и требуют учёта возрастных половых особенностей и возможностей каждого ребёнка.
Упражнения на тренажерах постепенно усложняются, например:
- на велотренажере изменяется натяжение педалей;
- на батуте — от простых прыжков до прыжков с поворотом
вокруг своей оси, прыжков на скакалке и т.п.; - с набивным мячом, эспандером, роллером, на шведской стенке используются различные исходные положения и более сложные двигательные задания.
К усложнениям можно отнести и увеличение длительности выполнения упражнений - начиная с 1 минуты и доводя время до 2 мин. Как вариант усложнения на стадии совершенствования движения предлагается выполнять упражнения одновременно на пяти и более тренажерах.
Последнее занятие каждого блока - это своеобразное контрольно-учетное занятие, позволяющее педагогу определить уровень овладения дошкольниками двигательными навыками и умениями работы на тренажерах, а также проанализировать степень усвоения программного материала по развитию движений.
Результаты проведения занятий на тренажерах показали, что у дошкольников наблюдается улучшение не только общей физической подготовленности, но и укрепляется здоровье в целом, удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, а также повышается эмоциональный тонус, активизируется их познавательная деятельность. А привлекательность самих тренажёров и занятия с ними являются действенным стимулом в формировании у детей интереса к занятиям физкультурой.
Библиография
- Железняк Н.Ч. Занятия на тренажёрах. – М., 2009 г.
- Оздоровительные технологии физического воспитания в условиях ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №5.
- Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №3.
- Богина Т.А., Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ// Справочник старшего воспитателя. – 2009. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....
Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...
Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО рассматривает создание развивающей образовательной среды как систе...
Доклад:"Организация физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО...