Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
статья
В этой статье описываются гигиенические основы воспитания детей, как одних из важных условий нормального развития и здоровья ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_rabota_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста.
Гигиенические основы воспитания детей.
Ли Александра Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Вишенка», г. Протвино, Московская область.
В этой статье описываются гигиенические основы воспитания детей, как одних из важных условий нормального развития и здоровья ребёнка.
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.
В дошкольных учреждениях много делается для воспитания в коллективе здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, тёплое и сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмоциональную настроенность ребёнка к оздоровительным и воспитательным воздействиям.
Основными условиями нормального развития и здоровья детей являются: здоровый образ жизни семьи, обеспечение возрастного режима и рационального питания, нормального физического и нервно-психического развития, гигиеническое воспитание и обучение детей. На создание этих условий направлены все усилия работников дошкольных учреждений.
Рассмотрим одно из них. Это гигиенические основы воспитания детей. Цель гигиенического воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Так, например, привычка к рациональному режиму позволит будущему первокласснику правильно распределять своё время, повысит работоспособность, уменьшит утомляемость. Соблюдение правил личной гигиены, систематическая утренняя гимнастика и закаливание являются хорошей основой для полноценного здоровья.
Помещение, где находится ребёнок, необходимо достаточно и своевременно проветривать, поддерживать постоянную температуру воздуха (не выше + 22 градусов).
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Строится оно с учётом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребёнок уже чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.
3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребёнок находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы т.е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.
4. Методика или приёмы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и использоваться по мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей возрастной группе. Если в первые годы жизни это многократные совместные действия взрослого и ребёнка, показ, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже обоснование требований, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.
5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребёнком и обучающих его в дошкольном учреждении и дома, должны быть согласованными. Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребёнка примером во всех его действиях и поступках.
6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и др.
Какие средства гигиенического воспитания дошкольников следует использовать дома и в дошкольном учреждении?
Условия, способствующие усвоению и закреплению навыков: дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки), постельными принадлежностями и полотенцами (при обязательной смене их не реже одного раза в неделю); умывальники, мебель должны соответствовать росту детей.
Наглядность в обучении: фотографии, предметы, картинки, игрушки, книги, кинофильмы, наборы открыток.
В соответствии с гигиеническими требованиями на занятиях дети получают определённый объём знаний, у них формируются необходимые свойства характера и нормы поведения. Гигиенические сведения дети получают на занятиях по родному языку, рисованию, ознакомлению с природой, при чтении книг, рассматривании картинок и др.
Эффективным средством обучения гигиеническим навыкам является игра. В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но для этого взрослые следят за содержанием игры, включая в нее элементы гигиенических знаний. Например, в распространённой игре «Дочки-матери» должно быть усвоено большое число конкретных навыков: обязательное мытьё рук перед едой; как правильно чистить зубы; опрятно раздеваться и одеваться; уметь пользоваться столовым прибором, салфеткой; убрать со стола, в комнате; положить на место книги, игрушки и др.
Важно помнить, что формировать тот или иной навык надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью ребёнка, привычкой поведения.
Гигиенические навыки. Все навыки, которыми должен овладеть ребёнок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:
Навыки личной гигиены - любить чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальными предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно помыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
Навыки культурного поведения – не кричать, а вежливо попросить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы (желания); не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на место игрушки, книжки после действий с этими предметами; здороваться и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны уступать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.
Важно подчеркнуть.
Правила воспитания культурно-гигиенических навыков:
1.Гигиенические привычки являются показателями культуры ребёнка.
2.Гигиенические навыки, привычки надо прививать с первых дней жизни малыша; приобретённые в детстве, выработанные в процессе постоянных повторений одних и тех же действий, эти навыки одно из главных качеств личности будущего гражданина нашей Родины.
3.Если гигиенические процедуры никогда не причиняли ребёнку неприятных ощущений, то навык чистоты закрепляется быстро и просто.
4.Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребёнка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации, обучению в школе, систематическому труду.
5.Пример окружающих взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков.
7.Все гигиенические и культурные навыки, приобретенные в детстве, становятся прочными, если взрослые дома и в дошкольном учреждении подкрепляют их своим примером.
Особое место в формировании гигиенических навыков и культуры поведения принадлежит трудовому воспитанию
Формы организации трудовой деятельности разнообразны, зависят от возрастных возможностей ребят, их физической подготовленности, состояния здоровья. Трудовое воспитание начинается рано, с простейших навыков самообслуживания. На третьем году жизни малыш может выполнять элементарные поручения взрослых (помочь маме убрать книжки, принести хлебницу или по просьбе воспитателя вынести на прогулку игрушки и др.). К концу дошкольного детства ребёнок может выполнять более сложные поручения и обязанности; убрать свою постель, постирать и погладить кукольную одежду, помыть овощи, смастерить закладку для книг, починить сломанную игрушку и т.п.
Следует помнить, что в процессе выполнения любого поручения у ребёнка формируются не только навыки работы, скажем по хозяйству или уходу за растениями или животными, но и жизненно важные качества: организованность, самостоятельность, целеустремленность, а также желание сделать дело, полезное для всех.
Литература.
Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.Черток «Ради здоровья детей» Москва. Просвещение. 1985 год.
С. Белова «Сохранение здоровья детей в образовательном процессе». Учитель 2005
№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»
Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...
опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
План работы: Физкультурно - оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий на 2016-2017 учебный год МесяцсентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьВид деятельностиУтренняя гимнастика1-2 неделя к. № ...
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....