Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудакова М.Г., воспитатель
ГБДОУ детский сад №23 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете отношение государства к проблемам здоровья.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей уже давно приобрела глобальный характер. Основы формирования образа жизни человека закладываются в период его детства. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.
Здоровьесбережение в дошкольном образовании – это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из самой главной задачи современного дошкольного образования, ( ФГОС направлен на решение ряда задач, первая из них «охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия»), а
именно, задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста: - коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры) - индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы) - наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ) - активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования).
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по 3-м направлениям: - просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья) - культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов) - психофизическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования, тренинги –практикумы) Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществляется в три этапа:
Первый этап (информационно-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников, который позволяет получить информацию о потребностях семей, их ожиданиях от ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме.
На втором этапе (подготовительном) обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Работа включает как традиционные так и нетрадиционные формы работы (родительские собрания, консультации, семинары – практикумы, беседы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей, педагогов).
Третий этап (деятельностный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей (прогулки, экскурсии, спортивные состязания). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса. Для того чтобы взаимодействие с семьей было результативным, необходим активный поиск новых форм, методов и содержания совместной деятельности педагогов и родителей. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. В соответствии с законом РФ "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Литература:
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. ред.З.И.Бересневой,М.-2015
- Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Голицына Н.С., Шумова И.М.,М.-2007
- https://nsportal.ru/detskiy.../zdorove-rebenka-i-faktory-vliyayushchie-na-zdorove
- https://azbyka.ru/zdorovie/o-pitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Речевое развитие дошкольников....
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро и по-прежнему очень актуальна....
«Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережение детей дошкольного возраста».
Выступление на городском методическом оъединение....
Доклад «Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Выступление на ГМО...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...