Статья " Музыкотерапия и дети с ОВЗ"
статья (старшая группа)

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykoterapiya.docx16.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада.

«Музыкотерапия и дети с ОВЗ»

Автор статьи: Гришина Елена Ивановна, музыкальный руководитель ГБДОУ № 78 Фрунзенского района г. Санкт- Петербурга

  Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности. Кроме общеразвивающей функции, оно оказывает коррекционно-компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ. Погружая ребенка в удивительный мир звуковой гармонии, удается эффективнее корректировать нарушенные функции, привлекать ребенка к различным видам деятельности, а также раскрывать его музыкальные способности. Ведь музыка создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребенка к творчеству. Музыкотерапия совершенствует сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие), речевую деятельность.

Можно выделить основные проблемы, свойственные детям с ОВЗ:

- непроизвольность движений;

- страх посещений нового места, трудности при общении с новыми людьми;

- расстройство речевой функции или отсутствие речи;

- необщительность, безинициативность;

- проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.

Основываясь на наблюдениях, проводимых в процессе общения с «особенными» детьми, я могу сформулировать следующие принципы эффективного взаимодействия с ними:

- необходимо стимулировать проявление инициативы и активности у ребенка в совместной деятельности, а не пассивно осваивать какие-либо приемы, действия;

- следует развивать элементарные вокализации, звукоподражание у ребенка, а не просто совершенствовать произношение;

- необходимо стимулировать ребенка к танцевальному творчеству, а не повторять разученные движения.

Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязывается обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятия имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь.

Несмотря на то, что все люди появляются на свет с разными возможностями, дети с ОВЗ имеют полное право и возможность быть счастливыми, и мы должны постараться им в этом помочь. Для этой цели и служит музыкотерапия.

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека. Позитивное действие музыкотерапии на детей с ОВЗ заключается в следующем:

- способствует установлению доверительной атмосферы, взаимопонимания между участниками процесса;

- усиливают эффект от проводимой терапии, так как с помощью музыки легче проникнуть во внутренний мир, переживания ребенка, чем при помощи обычных бесед;

- музыкотерапия обостряет все чувства человека, способствует их проявлению;

- помогает достичь внутренней гармонии, усиливает внутренний контроль и порядок.

Дети с ОВЗ характеризуются достаточно узким представлением о внешнем мире, дефектами речи, особенностями слуховых и зрительных восприятий, их нервная система недостаточно развита, может быть нарушена координация движений, возможны проблемы с памятью и вниманием. У них возникают трудности в согласовании движений с музыкой, им сложно координировать свои действия в соответствии с внешними сигналами (звуковыми, зрительными). Однако таким детям свойственна подражательность, что используется при освоении музыкально-ритмических движений, в подпевании и пении. В целях достижения эффекта развития психических функций у ребенка, что предопределяет общее развитие и полноценную адаптацию детей, я применяла в процессе своей работы следующие направления и приемы музыкотерапии:

- психогимнастика – совокупность упражнений, игр, которые направлены на развитие психомоторики, а также на сглаживание различных отклонений в психических процессах;

- логоритмические занятия- это набор музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, которые «вписываются» в один общий сюжет и проводятся в игровой форме;

Музыкально-дедактические игры – вид терапии, который доказал эффективность при решении коррекционных задач.

Все эти методы объединены одним общим знаменателем – они основаны на игре. Игра является наиболее понятным и доступным видом деятельности для ребенка. Применяя игровую форму, гораздо проще создать позитивный настрой, который бы способствовал активному взаимодействию между детьми и взрослыми, раскрытию творческих способностей. Поощряется проявление инициативы, поддерживается познавательный интерес и внимание ребенка.

Дети очень эмоционально реагируют на такую музыкальную терапию, большинство активно принимают участие в игре, при этом они с легкостью выполняют те задания, которые не готовы выполнить на других занятиях. Отмечается возникновение интереса у ребенка по отношению к окружающим, он ищет способы общения и взаимодействия с ними, а также пытается повторять какие-то действия и приемы. Ребенок учится подчинять свои действия определенным командам и условиям, отказываясь от своих собственных желаний и побуждений. При этом наблюдается улучшение общей координации движений, их ритмичность, дети проявляют активность. Они учатся обращаться с музыкальными инструментами, им интересны извлекаемые с их помощью звуки. Затем набор музыкальных инструментов усложняется, при работе с ними задействуются обе руки (ложки, треугольник). Малыши стараются подстраивать свои движения под изменяющееся звучание инструмента.

Активизируется и познавательная сфера ребенка: он старается запоминать и узнавать повторяющиеся мелодии, может дифференцировать на слух звучание разных инструментов, что способствует развитию слухового восприятия, также улучшается память, концентрация внимания. В результате музыкотерапии детям становится легче проговаривать простые слова, они учатся петь, чего не всегда удается достичь при других видах коррекционной работы. Дети с ОВЗ обычно обладают удивительной музыкальностью, они не просто слушают музыку, но и готовы сами участвовать в ее создании – им доставляет удовольствие петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. При этом, что не маловажно, они открыты для общения с педагогами и другими детьми.

Хотелось бы отметить утренники и развлечения как эффективные мероприятия при работе с детьми с ОВЗ. В процессе подготовки к утреннику ребенок ощущает эмоциональный подъем, он с нетерпением ждет это яркое праздничное мероприятие, в связи с чем эффективнее проходят занятия.

При подготовке к утренникам и праздникам необходимо участие муз. руководителя, логопеда и воспитателя, дефектолога они подбирают материалы и разрабатывают сценарий. Обязательно учитываются особенности каждого ребенка и возраст детей.

Утренники помогают обогатить внутренний мир ребенка, закрепляют полученные умения и навыки, раскрепощают его и настраивают на общение и активное взаимодействие с другими участниками. Таким образом, результатом проводимых мероприятий является позитивные изменения в состоянии ребенка, повышается психическая активность, раскрывается способность к творчеству, развивается эмоционально-личностная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия для детей раннего возраста

Консультация для родителей...

Статья " Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей.

Статья " музыкотерапия и приемы в детском саду для музыкальных руководителей."...

Статья музыкотерапия

Статья «Музыкотерапия – это…» 1. Немного истории. 2. Секрет музыки разгадан.3. Лечение музыкой....

Статья "Музыкотерапия в ДОУ"

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации образовательной деятельности.Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогресс...

Статья "Музыкотерапия в детском саду"

Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно – «исцеление музыкой» от латинского, «музыка» и греческого «лечить») – это психотерапевти...

Статья. Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

УДК 159.9СТАТЬЯ Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Савченко Олеся ВалентиновнаДетский сад «Золотой ключик», г. Пыть-яхмузыкальный руководитель Борисова Еле...

Статья: «Музыкотерапия как средство для коррекции психических заболеваний ребенка»

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...