Валеологическое воспитание дошкольников.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Валеологическое воспитание дошкольников.
Термин «валеология» был введен в начале 80-х годов 20 века ученым-
фармакологом Брехманом И. И. Но в настоящее время далеко не все знают, что такое валеология. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Валеология — это наука о здоровом образе жизни, изучающая уровень, резервы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также способы и методы его укрепления и сохранения.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, правильное питание, занятие спортом, рационально организованный режим труда и отдыха.
Валеология тесно связана с другими науками. Она находится на границе с физиологией, психологией, педагогикой, анатомией, социологией.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.
Формирование у детей валеологической культуры включает:
- валеологические знания;
- интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни;
- ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Главная цель валеологического образования — помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье — главная ценность жизни человека.
Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.
Принципы валеологического образования дошкольников:
- Системный подход — то есть воспитание осуществляется в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
- Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
- Принцип «Не навреди!» предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
- Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам — научи друга!».
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные развлечения и праздники. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и т. д.) и деятельность детей.
На занятиях по валеологии дети знакомятся:
- с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения;
- с основами первой помощи при травмах;
- с основами безопасности поведения;
- приобретают навыки ухода за органами;
- приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.
Среди методов и приемов используются: беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно-ролевые игры. В связи с тем, что дети 5-7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, элементарные опыты, длительные наблюдения, валеологические тесты и задачи. Широко применяется ТСО: просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей.
В оздоровительную работу включаются следующие моменты:
- Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как точечный массаж; массаж лица, ушной раковины, рук, ног; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация); психогимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дыхательная и другие виды гимнастик.
- Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).
- Проведение оценки и контроля соматического здоровья детей.
- Организация работы по оздоровлению детей через систему занятий в валеологическом центре. Среди них можно выделить живопись с помощью пальчиков, рук, ног с последующим успокаивающим массажем; включение в занятия валеологических песен, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр, просмотров мультфильмов, развивающих программ валеологической направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона», «Улица сезам», «Смешарики»).
- Реализуются валеологические проекты («Полезные продукты», «Человек и его защита», «Секреты питания», «Настроение» и др.).
- Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством конкурсов, спортивных мероприятий и др.
Система работы по валеологическому воспитанию позволит выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам.
Таким образом, нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы "Валеологическое воспитание дошкольников"
показано направление работы и результаты...
Родительское собрание в старшей группе "Валеологическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников"....
Деловая игра для воспитателей "Путешествие за здоровьем"(валеологическое воспитание дошкольников)
Целью данной деловой игры является :уточнить и расширить знания педагогов по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников...
список литературы по валеологическому воспитанию дошкольников
художественная литература по валеологии...
Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»
Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....
Эколого - валеологическое воспитание дошкольников
¢Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование...