Использование здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности
консультация по теме

Мамонтова Галина Васильевна


Большое внимание необходимо уделять использованию здоровьесберегающим технологиям во время образовательной деятельности.

Физкультминутки, дыхательные гимнастики,гимнастика для глаз, пальчиковые игры, аурикулотерапия,кинезиологические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»

Использование  здоровьесберегающих  технологий  

в процессе  образовательной  деятельности

(выступление с докладом из опыта работы на семинаре)

Воспитатель

Мамонтова Галина Васильевна

2018 год

«Здоровье – бесценный дар.  

Потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости».  

   (Народная мудрость)

     Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Можно с уверенностью утверждать, что именно   педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.  

     В настоящее время в педагогике возникло особое направление - «педагогика оздоровления».  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

     Здоровьесберегающая педагогика включает в себя следующие  направления:

 - последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогом технологий, не приносящих ущерба здоровью детей;

 - воспитание у детей культуры здоровья;

 - грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения,   потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Задачи здоровьесбережения:

- сохранить здоровье детей;

-создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

-обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

    Работу по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности ребёнка. В своей работе большое  внимание я уделяю использованию здоровьесберегающих технологий во время образовательной деятельности: гигиеническим условиям в группе во время ООД, учету   продолжительности и частоты чередования различных видов деятельности, благоприятному психологическому климату, темпу и особенностям начала и окончания ООД.

 Во время проведения образовательных процессов использую рекомендации и технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

- располагаю учебно-наглядный материал в разных частях комнаты;

- провожу  занятия в режиме смен динамических пауз;

- использую  игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей.

        Дошкольникам свойственна психологическая пресыщаемость, они быстро утомляются, поэтому детям необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха, т.е. переключение с одного вида деятельности на другой.  Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Поэтому в структуру занятий включаются так называемые «Минутки здоровья» или физкультминутки.  

 Основные задачи физкультминуток – это:

- снять усталость и напряжение

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

  Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.    

       Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе. Сочетание речи и движения позволяет исправить речевые и двигательные недостатки у детей. Двигательная активность на занятии обеспечивает отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, снимает утомление, укрепляет его нервную систему.  На своих занятиях по развитию речи использую следующие здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика и т.д.  

Дыхательная гимнастика. Ее значение для детей очень велико. Чаще всего дети не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. 

Дыхательная гимнастика включает упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Эти упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек  надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое.  

Гимнастика для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие.  

Развитие возможностей мелкой моторики.  Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Иммануил Кант так говорил о руке: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, Су – Джок терапия. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто.

Пальчиковые игры и упражнения: их систематическое использование на занятиях оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик: ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

  В своей работе я использую следующие пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Игрушки», «Осенние листья», а также разные тренажеры: шнуровки, застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.

Большим успехом у детей пользуется массажер Су-Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела.  

Аурикулотерапия: система лечебного воздействия на точки ушной раковины (принцип как и в Су Джоке).   Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.  Эти упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В работе с детьми используют комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие.  

Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.  

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.  

    Использование физкультурно-познавательного компонента во время организованной образовательной деятельности по развитию речи    развивает интерес детей   к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребности в самостоятельной двигательной активности.  Так, проводя игру «Скажи наоборот» предлагаю выбрать имена прилагательные для характеристики здорового человека и подобрать синонимы и антонимы к прилагательным: сутулый -…, сильный -…, ловкий -…, бледный -…, румяный -…, крепкий -… и т.д.). В ходе работы провожу беседы с детьми о качествах спортсменов, о видах спорта, о том, что дает человеку занятие спортом.

    Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержат большие разделы: «Познай себя», «Здоровье и движение», «Питание и здоровье», «Правила личной гигиены», «Здоровье и окружающая среда».    

 Занятия ФЭМП с позиции здоровьесбережения.  На состояние здоровья детей оказывают влияние то, как и чему учат на занятиях по математике, насколько содержание и формы работы опираются на опыт и представления детей. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.   Помочь детям проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач педагога.    Увлеченный ребенок никогда не переутомится, поэтому важную роль на занятиях математикой играют задания занимательного характера.   С большим удовольствием   дети решают   задачи-шутки, отгадывают загадки, читают стихи. Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение детей.  

 Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий. Здесь хотелось бы остановиться на оздоровительном воздействии окружающей живой природы на здоровье дошкольников.   Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников — это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе.  

Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивают становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании приобщают к исследовательской деятельности: игры с песком, водой, ароматерапия,              босохождение - всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе.

      Занятия по физической культуре – основное звено в цепочке оздоровления детей в детском саду. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки.  Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. Среди всех возможностей оздоровительной работы в детском саду именно физические упражнения наиболее эффективны.    

        Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни.   Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе и в сфере здоровьесбережения детей. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".          

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...

Образовательный навигатор как средство сопланирования в процессе образовательной деятельности

Презентация "Образовательный навигатор как средство сопланирования в  процессе образовательной  деятельности"...