«Закаливание в ДОУ»
консультация на тему

Антонова Наталья Валерьевна

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx675.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Города _________________

«Детский сад №____________»

Консультация для педагогов

«Закаливание в ДОУ»

Картинки по запросу закаливание картинка для детей

                                      Подготовил: ____________

                                                                                                               воспитатель

2018

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При выполнении любых закаливающих процедур следует неукоснительно соблюдать следующие принципы:

- систематичность (начав, не следует пропускать без причины);

- постепенность (плавно увеличивать интенсивность и продолжительность воздействий);

- учет индивидуальных способностей, возраста, сопутствующих болезней, бытовых факторов, настроения;

- комплексность (следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня).

Основными задачами закаливания являются:

– укрепление здоровых детей,

- развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды,

- повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Закаливание - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей. При систематическом закаливании детей у организма вырабатывается иммунитет. 

Приведем пример закаливающих процедур, который можно использовать в детском саду:

Однако организация закаливающих процедур  требует от воспитателей четкого выполнения правил.

1.        В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определённое время.

2.        В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсуждён вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.

3.        Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.

Только четкое выполнение всех этих правил и рекомендаций поможет нам добиться выполнения  основных задач закаливания.

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания –  от самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и интенсивных. Очень многим из них не придается особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривание помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.

Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы.

Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.

Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание! В присутствии детей организуется угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом нужно строго следить за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости. К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос. Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои (эвкалипт).

Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе). Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки. В течение дня можно предложить детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда).

Организация детей на прогулку также имеет свои рекомендации.

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. мы предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

Воспитатель тщательно следит за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления задача педагогов убедить детей надеть меньше одежды.

Прогулки организовываются при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, время пребывания детей на воздухе регулируется.

Всем известно о пользе солнечных ванн, однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется во время прогулки, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 минут, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

Наряду с традиционными закаливающими процедурами можно использовать его сочетание с играми и упражнениями. Так, например, ходьбу по полу босиком можно совместить с упражнениями для профилактики плоскостопия. Например,  ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

В результате включения игровых составляющих в процедуру закаливания, процесс оздоровления приобретёт более осмысленный и произвольный характер. В качестве еще одного примера приведем полифункциональную развивающую игру с элементами звуковой гимнастики “Волшебный напиток” (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк).

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах t 36-38о. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные” слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А...у...м...».

При организации оздоровительной работы в детском саду также используется дыхательная гимнастика и адаптогены (элеутерококк, шиповник). На это лучше взять письменное разрешение родителей.

Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно. Закаляйте своих воспитанников и закаляйтесь сами! Желаем Вам крепкого здоровья! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...