План работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
План работы с детьми
по основам безопасности жизнедеятельности
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
- Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
- Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
- Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
- Освоение знаний по ОБЖ.
- Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
- Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
«Ребёнок и природа» | |||
Игра «Идем в лес за грибами» | Теневой театр «Осторожно, ядовито!» | Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» | Игра «Ядовитые грибы и ягоды» |
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» | Беседа «Не собирай не знакомые грибы» | Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» | Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными» | Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок» | Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» | Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
Игра - беседа «Каким бывает снег» | Беседа «Правила безопасности на льду» | Беседа «Берегись мороза» | Беседа «Обходи скользкие места» |
Беседа «Осторожно, сосульки!» | Беседа «Что такое метель» | Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями» | Беседа «Берегись насекомых» |
Игра-беседа «Берегись насекомых» | Беседа «Поведение на воде» | Беседа «Осторожно, гроза!» | Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» |
Игра-беседа «Солнечный удар» | Игра-беседа «Чем опасно солнце» | Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
«Ребенок дома» | |||
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин Дом»Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Огонь» | Занятие «Огонь – друг или враг?» | Беседа «Профессия пожарного» |
Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения» | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Подвижная игра «Огонь друг и враг» | Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!» | Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Птенчики в беде» | Викторина «Юные пожарники» |
Беседа «Не влезай на высокие предметы» | Беседа «Не выглядывай в открытое окно» | Игра-соревнование «Сбей мяч» | Драматизация «Спичка-невеличка» |
Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними» | Беседа «Не открывай дверь чужим людям» | Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» | Беседа «Незнакомые предметы» |
Подвижная игра «Костер» | Дидактическая игра «Доскажи словечко» | Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже» | Дидактическая игра «Разложи по порядку» |
Беседа «Не включай электрическую плиту» | Беседа «Это не игрушки, это опасно» | Беседа «Опасные предмета дома» | Подвижная игра «На пожаре» |
Беседа «Будь осторожен с открытым огнем» | Дидактическая игра «Электроприборы» | Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» | Дидактическая игра «Если возник пожар» |
«Береги здоровье» | |||
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | Игра - эксперимент «Слушай во все уши!» | Игра - беседа «Спорт – это здоровье» | Досуг «Дорога к доброму здоровью» |
Игра - беседа «Как лечили жирафика» | Игра-беседа «Наши руки» | Беседа «Осторожно, грипп!» | Беседа «Сохрани свое здоровье сам» |
Развлечение «В гостях у Айболита» | Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой» | Беседа «Витамины укрепляют организм» | Игра - беседа «Смотри во все глаза!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование по теме:
«Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь | Занятие: «Осторожно огонь». Занятие: «Спички это не игрушка» Чтение потешки «Кошкин дом» |
Октябрь | Чтение стих. «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды», Л.Толстой «Пожар» стр.134, «Пожарные собаки» Рисование на тему: «Пожар». |
Ноябрь | Беседа: Один дома». Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
Декабрь | Беседа: «Опасные предметы». Стр.11 Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая «Будь осторожен с электроприборами» Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов |
Январь | Деловая игра: «Если кому – то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи) |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Больница». |
Март | Беседа: «Осторожно ледоход!» |
Апрель | Беседа: «Если ты в лесу». Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды» С. Михалков «Дядя Степа» стр.76 «Чтобы не было беды» |
Май | Беседа: «Поведение детей у воды». «Поведение при грозе». «Поведение на плавучих средствах». «Рыбалка», «Купание». А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Планирование работы
по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и родителями
Период | Педагоги | Родители |
Сентябрь | - Создание в группе среды «Уголок безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | - Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю». - Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми». |
Октябрь | ||
Ноябрь | Консультация «Детская безопасность дома и на улице» | - Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи». - Беседа «Что должны знать дети». Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома, |
Декабрь | Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ. | - Памятка «Новогодняя азбука безопасности». - Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?». |
Январь | Анкетирование «Откуда опасность?» | Анкетирование «Откуда опасность?». |
Февраль | Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов» | - Консультация «Здоровый образ жизни семьи». |
Март | Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности» | Круглые столы, деловая игра. |
Апрель | Разработка диагностического инструментария | |
Май | Диагностика |
Используемая литература:
- Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
- Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
- Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
- Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
- Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
- Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
- Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
- Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
- Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
- Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
- Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
- Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
- Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ, КРЕПКИМИ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИЗадачи воспитания и развития:- Дальнейшее укрепление здоровья, закалив...
Перспективно-тематический план ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ, КРЕПКИМИ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИЗадачи воспитания и развития:- Дальнейшее укрепление здоровья, закалив...
План-конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.
Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.ИОС по основам безопасности жизнедеятельности детей (старший возраст)Ц...
Перспективный план работы по теме: «Основы безопасности жизнедеятельности» в младшей группе
Перспективный план работы по теме:«Основы безопасности жизнедеятельности»в младшей группе...
Перспективный план работы по теме: «Основы безопасности жизнедеятельности» в младшей группе на 2018-2019 учебный год
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по теме: Основы безопасности жизнедеятельности в младшей группе
Перспективный план работы по теме:Основы безопасности жизнедеятельностив младшей группе...
Сообщение из опыта работы для педагогов «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Обучение безопасному поведению должно начинаться в раннем возрасте, формироваться в дошкольном и раннем школьном возрасте, стойко закрепляться...