Здоровый образ жизни в ДОУ
консультация (подготовительная группа) на тему
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_sostoyaniya_zdorovya_detey_vo_mnogom_zavisit_blagopoluchie_obshchestva.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни в ДОУ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания.
Основные аспекты здорового образа жизни:
- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
- научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
- соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение;
- научиться рационально питаться.
Одним из условий, обеспечивающих работу по формированию здорового образа жизни, является организация режима дня.
Строгое соблюдение режима дня, построенного с учётом суточного ритма физиологических функций, способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Итак, правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья.
Следующей формой является образовательная деятельность по физическому развитию. В каждом возрастном периоде образовательной деятельности по физическому развитию имеют разную направленность:
- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте развить физические качества (выносливость и силу);
В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому в своей работе использую разнообразные варианты проведения непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре:
- занятия по традиционной схеме;
- сюжетно-игровые занятия;
- занятия соревнования;
- ритмическая гимнастика;
- занятия, состоящие из набора подвижных игр;
- занятия серии «Здоровье», где детям даю представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма. Эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Особое внимание в системе формирования здорового образа жизни уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Дыхательная гимнастика – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендовано для детей как младшего возраста также может быть использован и в работе со старшими детьми.
Точечный массаж – этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов.
Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных синтетических лекарственных средств, в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека.
Одним из таких методов является фитотерапия. Использую с учётом, если у детей нет аллергической реакции на лекарственные растения совместно с медицинским работником.
Приятные запахи приносят успокоение, здоровье, внутреннюю гармонию – это ароматерапия также использую с учётом отсутствия аллергических реакций.
Воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит.
Считаю важным при формировании здорового образа жизни развитие интереса к спортивным упражнениям и спортивным играм. Данная работа вызывает у дошкольников наибольший интерес. В беседах знакомлю детей с историей спорта.
В летний период солнечные ванны. Не менее важный закаливающий эффект, который улучшает обмен веществ, усиливает функцию костного мозга.
Водные процедуры. О целебных свойствах водных процедур было известно уже в глубокой древности. Водные процедуры рефлекторно влияют на деятельность всех органов и ведущих систем жизнеобеспечения сердца, мозга.
Босохождение. Ходьба босиком способствует постоянной стимуляции рефлекторных информационных зон, следовательно, тонизирует организм. После каждой прогулки босиком следует ступни энергично растирать.
Пальчиковая гимнастика помогает детям развивать моторику рук и пальцев.
Проведение ежедневной утренней гимнастики вырабатывают у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
При проведении физкультминуток напоминаю детям о том, как важно беречь своё здоровье: вовремя давать разгрузку мышцам, глазам и т.п.
Не для кого не секрет, что проводить работу только с детьми недостаточно. Очень важно проводить работу по формированию здорового образа жизни с родителями. Работу с родителями необходимо строить дифференцированно, т.е. выделять несколько групп семей.
Для родителей часто болеющих детей силами медицинского работника проводить беседы на такие темы как «Предупреждение простудных заболеваний у детей», «Осуществление закаливания часто болеющего ребёнка». Для родителей, у детей которых имеются отклонения в осанке проводить консультации «Правильная осанка» с показом и разучиванием комплекса корригирующих упражнений. Затем описания комплексов оформлять в виде листовок и раздавать в группы, чтобы родители могли постоянно пользоваться этим материалом.
Другим важным и действенным средством является привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми: участвуя в таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников: месячник здоровья, совместные досуги, праздники. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребёнку шумные игры, весёлые состязания, как играя, ребенок тренируется.
Большое место я отвожу наглядным средствам: различные папки-передвижки, рецепты здоровья, фоторепортажи и фотовыставки.
При правильной организации работы по формированию здорового образа жизни у детей формируются основы здорового образа жизни, повышается устойчивость организма к заболеваниям, вырабатывается потребность в правильном питании, формируется привычка к здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников .- Волгоград: Учитель, 2009 .
3. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008 4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.
Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...