Проект "Фитбол-больше,чем мяч"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
ДС «Радуга» №11
Проект по теме: ««Фитбол – больше, чем мяч!»
Подготовила:
инструктор по физической культуре:
Серегина Ксения Юрьевна,
Репина Валерия Игоревна
г. Ханты-Мансийск
2018 г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный.
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Проблемой является то, что требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических критериев и именно им отвечает методика работы с фитболами - большими оздоровительными мячами.
Это предопределило выбор темы проекта - «Фитбол гимнастика как один из нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании детей»
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели.
Цель проекта: Повышение эффективности физкультурно- оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов-гимнастики на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтверждён опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнении физических упражнение включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.
ЗАДАЧИ:
1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
2. Познакомить детей с техникой выполнения упражнений на фитболах.
3. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболах.
Формы и методы реализации проекта
Методы: наблюдения, рассказы, сказки, игры, показ, использование аудио и видео дисков.
Формы: занятия, досуги, самомассаж, консультативная работа, фитбол - сказки, физкультминутки, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты
У детей:
- Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике;
- Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.
- Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой;
У педагогов:
- Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике;
- Будут использовать фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
У родителей:
- Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
- Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
- Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики;
- Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
- Изучить литературу по использованию нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Провести обзор информации в интернете по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями и специалистами).
- Описать этапы освоения упражнений с использованием фитболов.
- Определить «золотые» правила фитбол -гимнастики и этапы освоения упражнений.
- Оформить информационный уголок для родителей и сотрудников ДОУ.
- Подготовить консультации, рекомендации для родителей и педагогов.
- Комплексы упражнений с фитболами;
- Картотека подвижных игр с использованием фитболов;
- Фотовыставка «Чему мы научились на фитболах».
Из истории:
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают фитболы:
- Фитболы бывают разных размеров и расцветок;
- Мячи могут быть гладкими или с бугорками
- «массажные»;
- Мячи с «рожками» или ручкой – для прыжков;
- Мячи на «ножках» для устойчивости;
- Мячи двойные.
Вибрационное воздействие мяча - фитбола
Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе.
Цветовое воздействие мяча - фитбола
- Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
- Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
- Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
- Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
- С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека.
Рекомендации при работе с фитбол – мячами необходимо учитывать:
- Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Однако на первых занятиях для большей уверенности ребенка и комфортности обучения следует использовать менее упруго накаченные мячи.
1.Одежда:
- Для занятий предпочтительно выбирать удобную одежду. Что касается обуви, то заниматься лучше босиком или в удобной обуви на нескользящей подошве.
2. Покрытие для пола:
- Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, исключаются паркет или каменный пол.
3. Место для выполнения упражнений:
- В целях профилактики травматизма, сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях 1-1,5 метра друг от друга.
4. Обратить внимание:
Не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
Основные правила занятий с фитбол - мячом
- Угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
- на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
- необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
- ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
- необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
- избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
- недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
- необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
- при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
Преимущество упражнений с фитболом:
- оздоровительный эффект;
- многофункциональность использования фитбола;
- доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
- эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействии с фитболом.
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:
I ЭТАП. Основные задачи:
- Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
- Обучить правильной посадке на фитболе.
- Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
II ЭТАП. Основные задачи:
- Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
- Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
- Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
- Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
III ЭТАП. Основные задачи:
- Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
- Использовать упражнения с использованием фитбола в режимных моментах.
II этап – реализационный
Совместная деятельность с детьми:
- Беседа «Что такое фитбол»;
- Знакомство с фитбол мячами;
- Знакомство с основными правилами поведения на фитбол мячах;
- Включение «Фитбол-гимнастики» в образовательную деятельность (в режимных моментах);
- Включение спортивных игр с фитболом «Кошки – мышки», «Передай мяч» и др.
- Развлечения с использованием фитбол мячей «Путешествие в зоопарк», «Репка» и др.
- Совместное придумывание с детьми сказок, где главный герой фитбол мяч;
Совместная деятельность с педагогами:
- Консультация «Основные требования к фитбол мячам».
- Мастер класс «фитбол - гимнастика с детьми дошкольного возраста».
Совместная деятельность с родителями:
1. участие в выставке рисунков «Спортивный образ жизни»
2. Создание портфолио «Здоровый образ жизни моей семьи».
3. Консультации для родителей.
4. Совместные оздоровительные досуги с родителями, с использованием фитбол мячей.
5. Фотоотчет (по желанию родителей) об использовании упражнений с фитболом дома.
III этап – итоговый.
- Создать картотеку упражнений на фитболах для детей 6 – 7 лет.
- Создать цикл обучающих видеоуроков для родителей и сотрудников ДОУ.
- Проделанную работу оформить в виде презентации.