Шахматы №18. «Нотация волшебной доски».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
«Нотация волшебной доски».
Цель: Закрепление знаний детей о системе ходов в шахматной партии, осуществлять запись шахматных позиций. Развивать шахматный кругозор.
Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.
Методика проведения.
Звучит музыка, заходят пешки (дети), выстраиваются в шахматном порядке, на голове у каждого ребенка шапочка с символом пешки.
Черные пешки:
Пешки, пешки, что же скажут пешки?
Каждая пешка знает свою роль:
Если пешки – крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный Король.
Белые пешки:
А пешку малою фигурой звать нельзя,
Она лишь в час своей кончины.
Когда удастся ей достичь вершины,
Получить звание «фигуры», хоть – Ферзя.
Воспитатель: cегодня вам предстоит показать игру с пешками и запись шахматных партий или шахматной нотаций. Теперь для шахматной нотации у вас есть все необходимое: сокращённое название каждой фигуры и обозначение полей. Вы ужей знаете что, нотация – это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита.
Прописные буквы | Строчные буквы | Произношение по-русски |
A B C D E F G H | a b c d e f g h | а бе це де е эф же аш |
При этом нужно помнить, что система записи, нотация, общепринята во всех странах. Чтобы ничего не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать три важных правила:
Первыми записывают белые фигуры, затем черные.
Записывают фигуры по старшинству: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в алфавитном порядке от «a» к «h».
Вот как выглядит шахматная запись расположения фигур на исходной позиции, или, в начальной позиции:
Белые: Kре1,
Фd1,
Лa1, Лh1,
Сс1,Сf1,
Кb1,Кg1
Пп. а2, b2, c2, d2,e2, f2,g2, h2.
Черные: Kре8,
Фd8,
Лa8, Лh8,
Сс8,Сf8,
Кb8,Кg8
Пп. а7, b7, c7, d7,e7, f7,g7, h7.
Итак, сначала будите записывать сокращенное обозначение пешки, рядом поле, где оно размещается, тот кто правильно решит задачу, и окажется победителем.
Дети садятся, и приступают к игре в шахматы. В конце проводится игра :«Проверь себя».
– Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?( с2 – белого цвета).
– Какого цвета поле b4? (b4 – черного цвета)
– Какого цвета поле а2? (а2 – белого цвета)
– Какого цвета поле е5? (е5 – черного цвета)
В заключение игры воспитатель объявляет победителя и вместе с детьми рассматривает позицию, которой пользовался победитель.
Звучит музыка пешки выстраиваются в шахматным порядке и маршируя на месте, дружно напевают веселую песенку:
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждет.
Чтоб с квадрата на квадрат, отправиться вперед.
На войну, не на парад, пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернут.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой
Первым ходом можно ей, сделать шаг двойной.
А потом – вперед, вперед, за шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет? Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна, Пешка до конца,
Превратится там она, в генерала, не в бойца.
Вот и пришла в концу наша веселая игра. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы знаете, что такое шахматная нотация и как ею пользоваться. И запомните, без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty18.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы №18.
«Нотация волшебной доски».
Цель: Закрепление знаний детей о системе ходов в шахматной партии, осуществлять запись шахматных позиций. Развивать шахматный кругозор.
Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.
Методика проведения.
Звучит музыка, заходят пешки (дети), выстраиваются в шахматном порядке, на голове у каждого ребенка шапочка с символом пешки.
Черные пешки:
Пешки, пешки, что же скажут пешки?
Каждая пешка знает свою роль:
Если пешки – крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный Король.
Белые пешки:
А пешку малою фигурой звать нельзя,
Она лишь в час своей кончины.
Когда удастся ей достичь вершины,
Получить звание «фигуры», хоть – Ферзя.
Воспитатель: Сегодня вам предстоит показать игру с пешками и запись шахматных партий или шахматной нотаций. Теперь для шахматной нотации у вас есть все необходимое: сокращённое название каждой фигуры и обозначение полей. Вы ужей знаете что, нотация – это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита.
Прописные буквы | Строчные буквы | Произношение по-русски |
A B C D E F G H | a b c d e f g h | а бе це де е эф же аш |
При этом нужно помнить, что система записи, нотация, общепринята во всех странах. Чтобы ничего не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать три важных правила:
Первыми записывают белые фигуры, затем черные.
Записывают фигуры по старшинству: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в алфавитном порядке от «a» к «h».
Вот как выглядит шахматная запись расположения фигур на исходной позиции, или, в начальной позиции:
Белые: Kре1,
Фd1,
Лa1, Лh1,
Сс1,Сf1,
Кb1,Кg1
Пп. а2, b2, c2, d2,e2, f2,g2, h2.
Черные: Kре8,
Фd8,
Лa8, Лh8,
Сс8,Сf8,
Кb8,Кg8
Пп. а7, b7, c7, d7,e7, f7,g7, h7.
Итак, сначала будите записывать сокращенное обозначение пешки, рядом поле, где оно размещается, тот кто правильно решит задачу, и окажется победителем.
Дети садятся, и приступают к игре в шахматы. В конце проводится игра :«Проверь себя».
– Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?( с2 – белого цвета).
– Какого цвета поле b4? (b4 – черного цвета)
– Какого цвета поле а2? (а2 – белого цвета)
– Какого цвета поле е5? (е5 – черного цвета)
В заключение игры воспитатель объявляет победителя и вместе с детьми рассматривает позицию, которой пользовался победитель.
Звучит музыка пешки выстраиваются в шахматным порядке и маршируя на месте, дружно напевают веселую песенку:
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждет.
Чтоб с квадрата на квадрат, отправиться вперед.
На войну, не на парад, пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернут.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой
Первым ходом можно ей, сделать шаг двойной.
А потом – вперед, вперед, за шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет? Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна, Пешка до конца,
Превратится там она, в генерала, не в бойца.
Вот и пришла в концу наша веселая игра. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы знаете, что такое шахматная нотация и как ею пользоваться. И запомните, без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по дополнительному образованию детей в кружке"Волшебная доска"
Организация занятий по шашкам Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины...
Презентация к занятию по шахматам "Шахматная нотация"
Презентация- неотъемлемый помощник педагога при ознакомлении детей с новым материалом. Этот материал будет полезен педагонам, реализующим шахматное образование....
Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная доска»
Конспект занятия: «Шахматная доска»Цель:Познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Развитие внимания и логического мышления;Обучение шахматным терминам;Воспитание чувства, так...
Проект "Волшебная доска- Бизиборд"
Проект "Волшебная доска- Бизиборд"...
"Волшебная доска"
Воспитывать умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе....
Беседа «Волшебная доска»
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана де...
Бизиборд или волшебная доска
Бизиборд — это игровая развивающая доска с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными для игры детей. Такие детали способны передвигаться, открываться и закрываться, щел...