Наши помощники - органы чувств.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Значение органов чувств в нашей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ д/с № 119 Советского р-на г. Воронежа
Открытое занятие на тему:
«Наши-помощники – органы чувств»
Воспитатель: Рагулева М.В.
2014г.
Цель:
- формирование у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств;
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
- учить делать выводы на основе наблюдений;
- развивать активную речь детей;
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.
-Учить передавать различные эмоциональные состояния.
Ход Занятия
В:Ребята,сегодня утром я получила конверт, в котором находится письмо, где сообщается, что в городе волшебных человечков появился злой волшебник и украл ключ здоровья и поэтому все человечки разучились правильно пользоваться своими органами чувств. И теперь они вас просят о помощи. Посмотрите злой волшебник прислал нам портрет человечков, давайте посмотрим на них. Беседа по рисунку.
1 .Посмотрите можно ли назвать их веселыми?(нет)
- а вы знаете какое еще бывает настроение?(грустное, веселое, спокойное)
- Давайте попробуем показать мимикой какие мы веселые, грустные, спокойные.
Ну,вот ,чтобы наши человечки снова улыбались нам необходимо найти ключ здоровья ,а для этого нам нужно отправится в институт здоровья, где изучают органы чувств .Какие органы чувств вы знаете? Правильно, это глаза,уши,нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир ,и поэтому мы называем их нашими помощниками. Сегодня мы побываем в разных лабораториях ,где исследуют органы чувств. В лаборатории можно находиться в специальной одежде - белых халатах. Как вы думаете почему? (Предположения детей.). Давайте оденем халаты.
Заходим в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее поймете, какой орган чувств здесь исследуют.
На ночь два оконца Сами закрываются А с восходом солнца Сами открываются.(глаза)
Да, в этой лаборатории изучают глаза. Для чего людям нужны глаза? Как по- другому можно их назвать? (Орган зрения). (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов) Глаза.- это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Хотите узнать, как устроены наши глаза? Посмотрите, что это? (Показывает фотоаппарат). Я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось отверстие). Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине). Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой. А чёрная точка посередине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим. Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра). Давайте подумаем что нельзя делать, чтобы не навредить глазам? (беречь от острых предметов).- Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей), Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Есть продукты с витаминами А(Это морковь и черника), делать упражнения для глаз> гулять на свежем воздухе) Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали -
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко - от носа к наружному краю глаз; нижнее веко - от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя
Воспитатель: За то что мы правильно отвечали на все вопросы и были внимательны мы получаем часть от ключа здоровья. А теперь пора отправляться в о вторую лабораторию ,а что там изучают мы сейчас с вами и узнаем. Послушайте мою загадку.
Два братца на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят.(уши)
Какой это орган? (Орган слуха).
Для чего нужны уши? (Слышать звуки)
Какие бывают звуки?(громкие ,тихие).).
Для улавливания и различения звуков существует специальный орган-уши. • Сколько у вас ушей? На самом деле у нас шесть ушей. Два наружных, которые всем видны, два средних и два внутренних. В отличии от глаз уши постоянно воспринимают звуки. Уши помогают на слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами - ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находиться внутри. В конце прохода находиться тоненькая пленочка , она называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и мы лучше слышим.
В: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.) Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, сильно не сморкаться Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.
Игра «Угадай музыкальный инструмент»,
Воспитатель молодцы, а вот и еще одна часть от ключа .теперь отправляемся в третью лабораторию. Для начала отгадайте загадку и мы узнаем ,что изучают здесь.
Между двух светил в середине я один.(нос)
В: Для чего нужен нос?
Д: чтобы чувствовать запахи, помогает дышать В: Как вы думаете можно ли дышать ртом? (Да, нет)
В: Можно дышать ртом, но это вредно для дыхания. Стенки носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки вылетают наружу. И еще пока холодный воздух проходит по носу - он нагревается и попадает в организм теплый.
В: Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек.) -Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие}. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите). Чтобы нос различал запаха необходимо делать зарядку.
Нельзя засовывать в нос мелкие предметы. 7. Чтобы нос хорошо дышал, необходимо делать дыхательную гимнастику и массаж. 8. Для гигиены полости носа пользоваться платком, салфеткой. 9. Прочищать нос чистой 'теплой водой.
Молодцы в этой лаборатории мы отлично поработали, получаем третью часть ключа и отправляемся в следующую лабораторию.
В: но для начала ответьте мне на такой вопрос мы сейчас определяли по запаху ,а Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)правильно ,а какой орган нам в этом поможет?(язык)
В: В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык. Поверхность языка имеет участки, они называются рецепторы, каждый из которых воспринимает определённый вкус.
В: Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, солёным? (Ответы детей.) Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты
В:а для чего нужен нам язык?
Д:Язык помогает разговаривать. Язык передвигает пищу во рту.
В:как нужно следить за этим органом вкуса?
Д:Нельзя ковырять острыми предметами во рту, нельзя курить.. Чистить язык щеткой от белого налета. После еды полоскать рот чистой кипяченой водой. Нельзя есть горячую пищу.
В: Давайте поиграем с языком. Возьмите ложечку, обмакните ее в жидкость. Определим, какая вода (сладкая, кислая, соленая?)Вот видите значит наш с вами язычок в порядке .смотрите ,а вот и четвертая часть от нашего ключа здоровья.
Ну что ж нам осталась последняя лаборатория ,какая по счету?(пятая)Что же исследуют здесь? Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание -это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов
{Проводиться игра « Волшебный мешочек»).
-Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь Как вы думаете, что
вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? ( Вода,
мыло, мочалка, крем).
В :Мы с вами оказались в последней лаборатории.
Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это... кожа.
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов)
Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание (ощущение).
В: Вся кожа - это орган осязания. В основе этого органа лежат различные рецепторы, чувствительные клетки. Кожа ощущает холод, тепло, чувствует
боль, ощущает гладкое и шершавое, чувствует твердое и мягкое. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук.
В: Давайте посмотрим, что стоит у нас на столе? (электрочайники)
В: Давайте проведем опыт и определим, есть ли разница? (один чайник холодный, другой горячий).
В: При помощи чего мы с вами это сможем определить? (рук)
В: Как мы с вами будем ухаживать за органами осязания?
s
Д: Одевать перчатки когда холодно, мыть руки с мылом. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение)
Чтобы наши пальчики все хорошо чувствовали давайте сделаем зарядку
Раз ,два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать,
Крепкие ,дружные,
Все такие нужные.
Посмотрите вот и последний осколок от ключа ,давайте его быстрее соберем и поможем нашим маленьким друзьям. Ключ собран на доске выставляется фото с веселыми человечками.
Ребята посмотрите теперь какое настроение у человечков? Почему?(веселое)Ребята действительно мы с вами вовремя пришли на ’ помощь человечкам .В результате нашего с вами путешествия мы не только вспомнили органы чувств ,но и помогли человечкам стать веселыми и вернули ключ здоровья, тот самый который украл злой волшебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Занятие «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект занятия "Наши помощники- органы чувств"
раздел "Познай себя"...
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Конспект "Наши помощники - органы чувств"
Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...