Статья "Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников"
статья
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников»
Круглова Светлана Николаевна
Инструктор по физкультуре
МДОУ детский сад «Светлячок» д. Гавриловка
Ковернинский район
Нижегородская область
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.
Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:
Задачи физического воспитания | Задачи экологического воспитания |
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре. | 1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами. |
2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей. | 2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал. |
3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям. | 3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы. |
Одной из важнейших задач МДОУ детского сада «Светлячок» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
Физкультурно-экологические занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части. Увлекательной и интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети смогут успешно изучать экологические знaния и физкультурные, перевоплощаясь в различные образы живой природы. Физические упражнения могут быть представлены взаимосвязью c содержанием природоведческих наблюдений и рассказов o окружающей нас природе. Двигательное воображение детей поможет сделать оздоровительный, образовательный процесс более занимательным и эффективным [6, с. 138].
Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезание, метании, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «По грибы»), упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Сдуй снежинку с ладошки», «Обними себя»), подвижные игры («Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Два мороза», «Совушка — Сова»), сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.).
Также в нашем детском саду проводятся квесты с экологической направленностью, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье. Родители воспитанников принимают активное участие в организованных квестах, занятиях, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.
Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах) развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.
Даже обычные физкультурные занятия на воздухе расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи. Успех физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;
- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;
- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей
и педагогов ДОУ;
- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;
- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.
Список литературы:
1.Лободин В.Т. В стране здоровья: Программа эголого – оздоровительного воспитания – М.: Мозаика –синтез, 2011
2. Сидорова Т.В. Физкультурно – экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие /АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006
3. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6
4. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М.: Школьная Пресса, 2006
5. Кушина Е.Г. Эколого – валеологическое образование – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009
6. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Т.В. Сидорова, изд-во «Арзамас», 2006. - 138 с.
7. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в саду – Система мероприятий / - М.: Айрис – пресс, 2008
8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Изд. Дом Карапуз, 2001
9. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений // - М.: Просвещение,2002
10. Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно – оздоровительная с дошкольниками в детском саду и дома – М.: Школьная Пресса, 2007 11.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу Мир природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-266232-1371186822.jpg)
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502922-1413819900.jpg)
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Консультативный материал по организации экологической тропы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-779859-1460259101.jpg)
Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835952-1477227843.jpg)
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-1123378-1551633261.jpg)
«Экологическая тропинка, как инновационное средство экологического воспитания дошкольников»
Новая интересная форма работы с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-262210-1554648164.jpg)
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1296240-1607270466.jpg)
Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...
- Мне нравится (2)