Картотека здоровьесберегающих технологий
картотека на тему
В статье перечислены здоровьесберегающие технологии и кратко рассказывается о них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- - смене вида деятельности;
- - предупреждении утомляемости;
- - снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- - активизации кровообращения;
- - активизации мышления;
- - повышении интереса детей к ходу занятия;
- - создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- - улучшить работу внутренних органов;
- - активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- - тренировать дыхательный аппарата;
- - осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- - повысить защитные механизмы организма;
- - восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- - развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- - осязательных ощущений;
- - координации движений пальцев и рук;
- - творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- - массаж;
- - действия с предметами или материалами;
- - пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- - снятия напряжения;
- - предупреждения утомления;
- - тренировки глазных мышц;
- - укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- - проведение психофизической разрядки;
- - развитие познавательных психических процессов;
- - нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- - коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- - этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- - этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- - этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- - восполнение «двигательного дефицита»;
- - развитие двигательной сферы детей;
- - укрепление мышечного корсета;
- - совершенствование познавательных процессов;
- - формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- - проявить эмоции, переживания, фантазию;
- - самовыразиться;
- - снять психоэмоциональное напряжение;
- - избавиться от страхов;
- - стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- - улучшение самочувствия и настроения детей;
- - профилактика простудных заболеваний;
- - решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- - фитотерапию;
- - цветотерапию;
- - музыкотерапию;
- - витаминотерапию;
- - физиотерапию;
- - гелиотерапию;
- - песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека здоровьесберегающих технологий.
Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы и многое другое....
Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста
Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....
Картотека "Здоровьесберегающие технологии"
Комплекс №1.(включить не громко музыку для пробуждения)Гимнастика в постелиПотягивание И,п. - лежа на спине, руки поднять вверх.«Вы проснулись?» - «Да»«Улыбнулись?» - «Да» Потянулись?» - «Да»«С б...
Картотека здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста
Картотека здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста...
Картотеки здоровьесберегающих технологий
Картотеки...
Картотека здоровьесберегающих технологий
В картотеке представлены комплексы дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз, массажи спины, лица, рук и многое другое....
Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы!"
Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы" содержит в себе пальчиковые игры, дыхательную гимнастику и подвижные игры. Всё то, что необходимо для укрепления здоровья ...