Описание опыта работы в направлении формирование основ здорового образа жизни у детей и родителей
материал на тему
Вданном материале содержится описание опыта работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
в направлении формирование основ здорового образа жизни
у детей и родителей
1.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
ЗОЖ – здоровый образ жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения Игровая терапия–это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой –либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Релаксация– метод снятия психического напряжения,отключение мозга от внешних раздражителей, полное сосредоточение на себе, своих переживаниях и ощущениях.
Сказкотерапия– инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента.
Криотерапия- игры со льдом.
Динамическая пауза – одна из форм физического развития, поддержки и сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
Валеологическая культура- культура здоровья дошкольников.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия-технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека.
Фитотерапия – лечение травами.
Цветотерапия- лечение цветом.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой
для формирования предоставляемого педагогического опыта
МБДОУ №8 «Золотая рыбка».
Количество воспитанников в группе – 26 человек.
Мальчиков – 11 человек. Девочек – 14 человек.
Большая часть детей, воспитываются в полных семьях, но есть семьи где ребенка воспитывает одна мама, в группе есть один ребенок находящийся под опекой.Коллектив детей организованный, сплоченный, дружелюбный, уравновешенный.
Внедрение опыта работы с детьми проходило со второй младшей группы. Работа строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие разделы здорового образа жизни:
• Личная гигиена;
• Оптимальный двигательный режим;
• Здоровое питание;
• Закаливание;
• Я – человек.
Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.В основном дети трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления после болезни, не могли назвать причины заболеваний, имели частичные представления о частях тела и их функциях. Но у детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки, они имеют представления о режиме дня, полезных привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по этому направлению в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, и родителями, самостоятельной деятельности детей.
Анкетирование родителей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как формировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни.
На протяжении трех лет с детьми и родителями проводилась работа формированию основ здорового образа жизни. Создавалась предметно-развивающая среда, были пододраны и оформлены картотеки подвижных игр, игр по формированию здорового образа жизни, пальчиковых, зрительных, дыхательных гимнастик. Оформлен физкультурный уголок как традиционным оборудованием, так и нестандартным, изготовленным руками педагогов и родителей. Разработан цикл консультаций для родителей, подготовлены памятки и буклеты с рекомендациями по формированию здорового образа жизни.
Во второй младшей группе -17,5% детей показали высокий уровень знаний, 57,5% - средний и 25% - низкий уровень. Уровень освоения программы детьми к подготовительной группе: 86%- высокий, 14%-средний. Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что показатели высокого и среднего уровня выросли.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Данный педагогический опыт осуществлялся в течение 3 лет на базе МБДОУ Детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Приморско – Ахтарска.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. В своей деятельности я исходила из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в группе и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого выступает воспитатель.
Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые проводятся и в образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизываться весь учебно-воспитательный процесс в группе.
В целях повышения профессиональной компетентности я, совместно со старшим воспитателем, медиком, психологом и узкими специалистами разработала план работы по созданию модели здоровьесберегающей системы в нашей группе, план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей.
Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.
Цель:
Организовать окружающую среду и все виды деятельности дошкольников в группе таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышала его уровень развития, приобщала к культуре и здоровому образу жизни.
Объектом исследования в работе– представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, самомассажа, звуковой гимнастики, динамических часов и др. формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Диапазон опыта охватывает систему работы по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации.
Методика, направленная на освоение опыта здорового образа жизни ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил сохранения и укрепления здоровья, позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс. К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
В своей практике я использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование. В исследованиях доказана целесообразность и эффективность имитационных, моделирующих игр и упражнений в работе с детьми, определены условия их применения в ДОУ.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания.
Игровые приемы -повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п.
Помочь осознанию полученных представлений о здоровом образе жизни поможет художественная литература.Необходимо отметить, что отношение ребенка к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости сохранения и укрепления здоровья, проиллюстрировать возможные последствия их нарушений.
Метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Методсравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы,явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания
- за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения я использовала элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из словесных методов обучения использовала в своей работы следующие:
Рассказ воспитателя.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей.Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы.Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Придумывание сказок на разные темы.
Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия.
Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей я стараюсь художественные средства и продумывать приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала: целевые прогулки, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования, сочинение историй, наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, упражнения, рассматривание, анализ заданных ситуаций, выполнение поручений, ситуационно - имитационное моделирование.
Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, разрезные картинки, мозаики, настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, компьютерные презентации, карточки для индивидуальной работы, альбомы по ЗОЖ, картотека подвижных игр, подборка художественной литературы по теме, папки –передвижки, цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
3.2. Актуальность
“Когда нет здоровья,
Молчитмудрость,
не можетрасцвести искусство,
неиграют силы,
бесполезнобогатство и бессилен разум»
ГЕРОДОТ.
Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального)детей дошкольного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проанализировав факты, передо мной возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, образовательного компонентов деятельности?
Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми и родителями, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер. В тоже время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, детского сада, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
3.3. Результативность
Результаты использования педагогических технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности - улучшение здоровья детей и их психофизического здоровья, заметно уменьшилось число болеющих детей, хороший показатель полученных знаний и умений в повседневной жизни. Как показала практика, планомерная работа по использованию технологий приводит к расширению кругозора детей, воспитанию уверенности в себе, повышению их самооценки. По результатам диагностики уровень знаний на высоком и среднем.
- У детей формируются адекватные представления об организме человека;
- У дошкольников создается целостное представление о своём теле;
- Малыши учатся "слушать" и "слышать" свой организм;
- Осознают самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- У детей формируются потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
- Прививаются навыки профилактики и гигиены.
- Развивается умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;
- Воспитывается уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
- Формируются навыки здорового образа жизни.
- Осуществляется правильное физическое развитие детского организма, повышается его сопротивляемости к инфекциям.
- Улучшаются соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности.
- Возникает у дошкольника потребность в здоровом образе жизни и гигиенической культуры поведения.
Для родителей:
- Активная родительская позиция.
- Повышается грамотность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе (приобретается новое физультурно - спортивное оборудование и атрибуты, изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия).
3.4. Новизна
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий (песочная терапия, релаксация, сказкотерапия, коммуникативные игры, криотерапия,цветотерапия, аромотерапия, фитотерапия);
• использование валеологических приемов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими».
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих детей самостоятельно приобретать знания, мыслить, и быть успешным.
Для этого были созданы:
*перспективное планирование всех видов деятельности, с использованием в каждой из которых здоровьесберегающие технологии.
*Разработаны: картотеки игр, утренних гимнастик, динамических часов, физминуток, звуковых гимнастик, минуток релаксации, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз и др.
*консультации для родителей и педагогов, мастер – классы, тренинги др.
*праздники, досуги, конкурсы, спортивные занятия и соревнования.
* изготовлены разные атрибуты: мячи, мешочки с крупами, песком для ходьбы, рукавички фланелевые для массажа, дорожки из пробок для профилактики плоскостопия и многое другое.
3.5. Технологичность
Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов педагогами данного и других образовательных учреждений. В процессе работы собран материал по формированию здорового образа жизни, разработаны картотеки игр, составлены памятки и брошюры для родителей.
Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе (см. «Приложение») в повседневной образовательной деятельности. Так как предлагаемая система работы позволяет достичь высоких результатов и помочь ребенку познать правила дорожной безопасности, доступными его пониманию способами и средствами.
3.6. Описание основных элементов
На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей, относящихся к группе риска уже в дошкольном возрасте. Подобная ситуация привела меня к мысли: Используя здоровьесберегающие технологии, помочь и научить малышей беречь свое здоровье и внимательно относиться к нему. В результате научного исследования проблемы мной были изучены статьи многих специалистов в этой области: Пензулаевой Л. И; Емельяновой В. Н; Семеновой Н. Н и других, уточнены цели, задачи и содержание технологии по ЗОЖ, и мы с коллегой стали внедрять постепенно и в системе данные технологии.
Основная цель моей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению физического здоровья детей; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система моей работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место я отвожу повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, различные виды гимнастик, обучение пониманию своего эмоционального состояния. С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды знаний о здоровом образе жизни среди родителей. Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала. Огромную роль сыграли сказки и сказкотерапия.
В содержании работы по ЗОЖ значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей здорового образа жизни, задачи воспитания здорового образа жизни решаю во всех видах детской деятельности.
Одним из условий эффективного воспитания здорового образа у дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность, а также практические способы их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Мною разработаны конспекты: «Если хочешь быть здоров», «В поисках секретов здоровья», «Чистота для здоровья нам нужна», «В гостях у Мойдодыра» и др.
Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
Проведение занятий совместно с родителями дает мне возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.Таким образом, в группе создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был составлен перспективный план работы для детей.Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
В своей работе широко использую наглядную агитация – уголок здоровья в группе, стенды, альбомы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, минутки релаксации, дыхательные и звуковые паузы на занятиях, самомассаж, углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления и тд,
Формирование культуры ЗОЖ проходится мною и моей коллегой на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения своего здоровья. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я внедряю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания). Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
Чтобы ребенок научился следить за своим здоровьем и охотно выполнял все необходимые процедуры, я считаю его нужно научить любить свое тело, познакомить с его строением. Научить правилам элементарного ухода за своим телом и привить навыки самообслуживания. Делать это нужно с самого младшего возраста. Я выделила несколько блоков:
«Знай свое тело»:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
«Соблюдай правила гигиены»:
Особое внимание я уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
«Скажи “НЕТ” вредным привычкам»:
В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
«Занимайся физкультурой»:
Совместно с детьми выявляем значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Провожу дыхательную и звуковую гимнастику на занятии, зарядке и в различных видах деятельности, - игры, которые лечат, учу детей самомассажу и массажу, провожу в системе упражнения для глаз, осанки, использую новейшие здоровьесберегающие технологии.
«Соблюдай режим дня»:
В данном блоке направляю свою работу на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включила и знания о правильном питании, витаминах и вредных продуктах т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
«Следи за датчиком настроения»:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель моих занятий в данном блоке – повышение психоэмоциональной устойчивости.
Активно привлекаю родителей к совместной работе. В группе часто проводятся тренинги. Праздники, конкурсы, учебные минутки, занятия по ЗОЖ. Мы часто устраиваем в своей группе конкурсы: «Сказка о вредных продуктах», кто больше найдет пословиц о здоровье, конкурсы рисунков «Витамины вокруг нас», «День здоровья в моей семье» и т. д Родители стали активными участниками жизни в группе, так видят положительные результаты работы воспитателей.
Очень многое оборудование в группе сделано руками родителей: Сшиты фланелевые рукавички для массажа, мячи из ткани для гимнастики и профилактики плоскостопия, дорожки из пробок, скорлупок грецких орехов, атрибуты для гимнастик и тд.
В работе с родителями часто использую различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье, составляю анкеты, провожу обучение самомассажу, знакомлю с элементами звуковой гимнастики, ритмопластики, гимнастики для глаз, спины и др.
Мне удалось в работе по воспитанию здорового образа жизни у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т. д.
Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости детей в нашей группе.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
4. Выводы
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
5. Список используемой литературы и интернет – ресурсов
1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М.; 1993г.
2. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М.; 2011г.
3. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.
4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.
5. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.; 2001 г.
6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
8. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
9. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера,2012.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий
Интернет ресурсы
https://vedizozh.ru/zozh-v-detskom-sadu-10-prostyih-usloviy-zdorovya/
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/did-igry1.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/30/igry-po-teme-zdorove-cheloveka
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/27/besedy-o-zdorove
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей 2 мл. группы
перспективный план поможет систематизировать и планировать работу с детьми 2 младшей группы по формированию основ здорового образа жизни...
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...
Основные направления работы по формированию основ здорового образа жизни в группе ЧБД.
Главная задача родителей и педагогов МДОУ – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей во 2 младшей группе. В этом плане представлено содержание и формы работы с детьми, взаимодействие с родителями и социальн...
План наставничества воспитателя Бочковой Аллы Анатольевны с педагогами по направлению «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с ортопедическими нарушениями» на 2016-2017 учебный год
Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении: оказание помощи педагогам в их профессиональном становлении по направлению «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с орто...
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год...
Сообщение из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни"...