Консультация для родителей «Игры со шнуровками»
консультация (младшая группа) по теме

Минабутдинова Лидия Емельянова

Консультация для родителей «Игры со шнуровками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_shnurovkami.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры со шнурками»

Развитый мозг ребенка и неразвитая рука - это вполне закономерное явление современной действительности, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребёнка-дошкольника можно и необходимо развивать.

Педагоги дошкольных учреждений, решая данную проблему, находятся в творческом поиске: разрабатывают и изготавливают разнообразные дидактические пособия, способствующие развитию руки. С этой же целью мною были смоделированы игры-шнуровки.

В настоящее время такие игры-шнуровки широко представлены в продаже, но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, требующие работы кисти, пальцев рук полезны и детям постарше.

Игры-шнуровки:

-  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

-  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;

- формируют навыки шнурования;

-  способствуют развитию речи;

-  развивают творческие способности.

В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость.

Шнуровки - зачем они?

Игры шнуровки можно разделить на несколько видов.

     Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребёнку, предлагается «незаконченная» картинка (изображение ёжика, корзинки, дерева, яблока, платья), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, цветы, окошки и т.п.

     Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

     Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

     Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.

     Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребёнку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребёнка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

     Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности?

 Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку,  покатаем из салфеток шарики, или просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребёнка психическое и физическое развитие слиты, воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

М. Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом «спонтанном» письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребёнок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребёнку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Примеры игр со шнурками.

На первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое, предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребёнка - ведь ему надо научиться координировать движения пальцев. Когда ребёнок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме платья без труда учит завязывать шнурки и на собственной одежде. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования : крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ёжику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверёк собирал себе плоды на обед.  Такая игрушка-шнуровка, как «дерево» с яркими плодами и листьями, отлично подойдет к теме недели «Фрукты». Ребёнок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Ёжика и  корзинку и т.п. можно использовать и в качестве лекала - ребёнок будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

Все эти игрушки – шнуровки можно сделать самим из папок – скорошивателей. Украсить можно наклейками.

Пальчиковая гимнастика

Развиваем мелкую моторику

В дошкольном возрасте необходимо выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, до 10 минут. Занятия начинаются с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендуется выполнять следующие упражнения...

1.     «ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

2.     «ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,

(опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,

(загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(сжимают и разжимают кулачки)

3.     «ВАРИМ КОМПОТ»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять" варят" и "мешают")

         После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.

4.     «ЗДРАВСТВУЙ»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться»с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

5.     «МИЗИНЧИК»

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!  (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

6.     «ЦВЕТОК»

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый «цветок»)

7.     «БАБОЧКА» (народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые – «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

8.     «ПТИЧКИ»

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

9.     «ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ»

Улетела птица - мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

10.  «КРЮЧОЧКИ»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

11. «ЛАДОНЬ-КУЛАК»

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция «кулак»- «кулак»}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция «рука»- «кулак»}; для усложнения увеличить темп движения)

12.  «КРЕСТИКИ И НОЛИКИ»

У меня на столике

Крестики и нолики,

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков

И фигурки у него

Получаются легко.

Захотите - научу

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков?

(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: «крестики»- зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; «нолики» - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.

       Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

– застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Консультация для родителей "Игры со шнуровками"

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Та...

Консультация для родителей на тему « Шнуровки: зачем они нужны? »

Консультация для родителей на тему « Шнуровки: зачем они нужны? »  Подготовила: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Денисова С.Н.О пользе шнур...

Консультация для родителей: "Игры - шнуровки"

Сензитивный, судорожно, гармоничный,энтузиазм....

Консультация для родителей "Что такое шнуровка?"

Игра-шнуровка представляет собой основу, в которой проделаны отверстия: через них ребёнок должен продевать шнурки. Игрушка может быть твёрдой или эластичной, а шнурки – разноцветными и имеющими ...

Консультация для родителей «Игры шнуровки: зачем они нужны?»

Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия ...