Организация закаливания как часть оздоровительной работы в условиях детского сада
консультация на тему

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Анализ медицинской, естественно-научной, педагогической литературы показал, что наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости являются закаливающие мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_n._v.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Анализ медицинской, естественно-научной, педагогической литературы показал, что наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости являются закаливающие мероприятия.

Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Следуя Большой медицинской энциклопедии, «закаливание организма – система процедур, способствующая повышению сопротивляемости организма неблагоприятным   воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования».

Закаливание необходимо, чтобы повысить устойчивость ребёнка к неблагоприятным внешним воздействиям (холод, сквозняки, перепады температуры и атмосферного давления,  воздействие бактерий и вирусов).

 Кроме того, закаливание оптимизирует обмен веществ, улучшает состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, физического развития, функциональных возможностей и психологического статуса ребёнка.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

1. Систематичность использования закаливающих процедур заключается в систематическом его проведении, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов.

2. Постепенность. Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур заключается в необходимости предварительной тренировки организма более щадящими процедурами.

4. Учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

5. Комплексность воздействия природных факторов определяется тем, что к естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относят воздух, воду и солнце.

6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам.

Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

При организации закаливания в нашем детском саду задействован практически весь персонал: и руководство, и медсестра, и воспитатели, и родители.Проводится закаливание в ДОУ на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

- общее закаливание;

- специальное закаливание.

К общему закаливанию относится:

- ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе (теплый период года),

-организация сквозного проветривания в отсутствии детей,

-мытьё рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до +18 градусов/,

 -нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин,

-проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин.  

К специальному закаливанию детей относится:

- ступенчатое закаливание, в каждой возрастной группе, имеющий свой вид закаливающих процедур.

Самое распространенное закаливание –воздухом.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Закаливание воздухом - приём воздушных ванн - наиболее «нежная» и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриваниемв отсутствии детей, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Это важный прием закаливания.Сквозное проветривание проводят кратковременно 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5°С, т.е. опускаться до +14 +16°С.

Проводят его:

- утром перед приходом детей;

- перед занятиями;

- перед возвращением детей с прогулки;

- во время дневного сна;

- после полдника.

В нашем ДОУбольшое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

В теплое время года прием детей в детский сад ежедневно проводится на улице, если  нет сильного ветра и дождя. За это время дети играют в спокойные игры на участке, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, проводятся наблюдения за природой, беседы.

Утренняя гимнастика также проводится на улице (за исключением зимы, ненастной погоды – в хорошо проветриваемом помещении, в облегченной одежде).

Организовываются ежедневныепрогулки. Продолжительность прогулки определяется возрастными особенностями детей, временем года и состоянием погоды.

На территории детского сада имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, игровое оборудование, дорожка здоровья, яма с песком для прыжков.Удобно расположенные на участке столы и скамейки, песочницы, игровое оборудование способствуют проведению активной и полноценной  жизни детей.

Во время прогулок проводятся  не только игры, но и организовываются занятия.Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег с препятствиями. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш).  В летний период применяется босохождение детей по песку на солнце и в тени.

В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках, игры со снегом.

Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Хорошим закаливающим средством являются воздушные ванны. Они проводятся во время раздевания и одевания детей. Кроме того, детям дают возможность побыть некоторое время раздетыми. В 1500 ч. дети просыпаются под звуки музыки, что создает позитивный эмоциональный фон. Лёжа в постели поверх одеяла, дети выполняют в течение 2–3-х мин. гимнастику после сна. Далее,  по сигналу воспитателя, организуется ходьба по массажным дорожкам. Все это благотворно влияет на здоровье и состояние нервной системы детей.

Следующий вид закаливание - закаливание водой.

Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком, как во время процедуры, так и после нее. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.

В качестве закаливающих водных процедур в нашем детском саду используются:

- местное обливание ног;

- умывание;

- полоскание горла водой комнатной температуры.

Здоровым детям проводили обливание ног при следующем контрасте воды

t = + 38–180С (обливание проводили из лейки с перфорированной насадкой), заканчивали процедуру сухим обтиранием. Использовали и контрастное обливание рук до локтя. Ежедневно проводятся обычные гигиенические процедуры умывания.

Кроме того, в группе систематически проводится такая эффективная процедура, как закаливание горла (полоскание горла тёплой водой с постепенным снижением температуры - до комнатной).

Солнцетакже является средством закаливания. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение.

Но применяя этот вид закаливания необходимо соблюдать определенные условия:

- солнечные ванны проводить в детском саду под руководством медицинского работника. Воспитатели в этом принимают непосредственной участие;

- во время приема солнечных ванн все дети и взрослые должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей.

Солнечные ванны проводятся на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны  утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребёнка не только допустимо, но и целесообразно.

Комплексное использование всех природных закаливающих  факторов (воздух, вода, солнечные лучи)  совместно с физическими упражнениями и правильным разнообразием  их сочетания вырабатывают положительные условные для детей к закаливанию, заинтересованность в нем создают нужный психологический настрой и тем самым обеспечивают  успех закаливания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Приёмы работы с родителями при организации доадаптационного периода ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»

Организация непосредственного (а не формального) сопровождения семьи будущего воспитанника в доадаптационный период следует рассматривать как важную часть социальной адаптации-интеграции ребенка...

Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях начальной школы – детского сада IV вида

В статье рассказывается об организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, проводимой  на базе комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Последовательность действий при наиболее часто встречающихся травмах в условиях детского сада и дома.

 Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать первую медицинскую помощь может возникнуть в любой житейской ситуации....

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...