Конспект НОД "Опасные приключения или как мы спасали Митю"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Смыслова Елена Юрьевна

Представленный конспектявляется авторской разработкой в рамках реализации программы "Разговор о здоровье начало"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Опасное приключение или как мы спасали Митю»

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 430»

Смысловой Е.Ю.

Март 2017

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с причинами возникновения инфекционных болезней, дать первоначальные знания о возбудителях болезней - микробах и вирусах.
  2. Способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью, ответственного отношения к своему организму и организму других людей – способы защиты от вирусов и микробов, профилактика заболеваний.
  3. Показать важность выполнения правил гигиены и использования предметов личной гигиены для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

Предварительная работа: серия образовательных ситуаций, ситуативные разговоры с детьми на темы «Правила гигиены», «Вредные и полезные продукты», «Наш друг – носовой платочек» и др., чтение произведений детской худ. литературы  («Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка»)

Материал к НОД: телевизор, компьютерная презентация, фрагменты мультфильмов «Митя и микроб», «Фиксики. Микробы», лепестки и макет цветка, карточки с изображениями различных ситуаций по правилам ЗОЖ, два обруча, аудиозапись песни «Виноватая тучка», карточки с изображением вредных и полезных продуктов.

Ход образовательной ситуации.

Приветствие

- Ребята, сегодня к нам в группу  пришли гости. Посмотрите, как много гостей хотят с нами познакомиться и подружиться. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются хором). Вот как дружно мы пожелали друг другу здоровья. А теперь  я предлагаю поздороваться так, чтобы у всех нас и у наших гостей было хорошее настроение:

Скорей, дружок, вставай в кружок

Мы все уже пришли (дети в кругу)

Какой красивый хоровод, а ну-ка посмотри

Мы вместе с солнышком встаем (руки вверх)

Мы вместе с птицами поем (машут руками)

Мы дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы помашем всем гостям (машут рукой гостям)

«С добрым утром!» - скажем вам!

   - Ребята, скажите у всех хорошее настроение? А когда бывает хорошее настроение? (предполагаемые ответы детей: когда никто не ссорится, когда мама не ругает, если у тебя есть друзья, когда есть любимая игрушка,  когда не болеешь)

- Конечно, ребята, самое главное – для того, чтобы было хорошее настроение, человек должен хорошо себя чувствовать и не болеть.

Вы скажите, не скрывайте

Кому нравиться болеть?

Кто желает без прогулки

Дома с насморком сидеть?

От чего болеют люди,

Простужаются всегда?

Почему болеют гриппом,

Пьют таблетки иногда?

Появляются вопросы –

Зачем капает из носа?

А когда кричим мы «Ой!»

Врач приходит к нам домой.

Кто же злой, такой коварный

Рядом с нами здесь живет?

От чего же все болеют? Кто покоя не дает?

- Вы хотите об этом узнать? (Да)

- Тогда я сейчас расскажу вам историю про одного мальчика. Его зовут Митя. Однажды с ним приключилась беда. (Дети смотрят фрагмент мультфильма «Митя и микроб»)

Микробам сам открыл ты дверь,

И настрадаешься, поверь!

Ты в крепость своего здоровья

Впустил разбойника теперь.  Посмотрите, ребята, что произошло с Митей дальше.

(Митя лежит в кровати больной)

- Ребята, как вы думаете, почему Митя заболел?  Что это за разбойник, который навредил Мите? (К нему в организм попал микроб)

- Правильно, болезни возникают, когда в организм попадают микробы или вирусы.

- Ребята, а что это за микробы и вирусы? Вы их когда-нибудь видели? (Предполагаемые ответы: микробы и вирусы увидеть нельзя, они очень маленькие) Вот послушайте, что про микробов нам расскажет …..

- Ребенок (читает стихотворение)

Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей

Всех страшных болезней причина – микроб

А разглядишь его лишь в микроскоп.

- Правильно, ребята, микробы можно разглядеть только в микроскоп. Сейчас мы попробуем это сделать,  а  помогут нам в этом наши друзья – Фиксики

 (показ фрагмента мультфильма «Фиксики. Микроб») 

- Вот мы узнали, что такое микроб, и какой он. Но что же делать?  Как помочь Мите и всем, кто пустил микроба в крепость своего здоровья?  (Предполагаемые ответы: надо лечиться, вызвать врача, пить лекарства и т.п.)

- Да, ребята, есть ученые, которые изучают разные микробы и вирусы и придумывают разные средства, чтобы помочь людям и животным избавиться от них.

    Я хочу пригласить вас в настоящую лабораторию, где работают ученые. Посмотрите на экран. (Детям показывают слайд-шоу про ученых, изучающих микробы, воспитатель комментирует)

- Вот как много мы узнали о микробах и вирусах, узнали, какие они злые и коварные. Но вы знаете, ребята, микробы не так страшны, когда они рядом с нами. Главное – не пускать их внутрь себя. Как вы думаете, что лучше – воевать с микробами, лечиться, пить лекарства или постараться не пускать их к себе в организм вообще? (лучше не пускать в организм)

- Правильно. А для этого надо знать важные правила – ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! Митя, к сожалению, не знал этих правил, вот и заболел. Вы хотели бы помочь Мите вылечиться, а потом никогда больше не болеть? Как же это сделать? Вы знаете, что я придумала? Давайте попробуем найти эти правила, которые обозначены на лепестках волшебного цветка, собрать этот цветок и подарить его Мите, чтобы он никогда не забывал правил гигиены. Чтобы собрать волшебный цветок, мы с вами должны выполнить разные сложные задания. Вы готовы? Тогда начнем!

1 задание – Помните, ребята, Митя заболел, когда съел немытое яблоко грязными руками. Поэтому первое задание у нас такое – предлагаю вам поиграть в игру «Правильно – не правильно». В зеленый обруч соберем карточки, где изображены правильные поступки, а в красный – не правильные, опасные. (Дети выполняют задание, объясняют по ходу выполнения, что правильно, а что нет).

- Молодцы, ребята, мы нашли первый лепесток волшебного цветка и первое правило:

Чтоб не ныл животик твой – руки мой перед едой и

От простой воды и мыла у микробов тает сила!

 2 задание – Выполнив второе задание, мы узнаем, что нам помогает соблюдать чистоту? Вот в этой красивой коробке лежат очень важные предметы, которые помогают нам заботиться о своем здоровье. А что это такое вы узнаете, отгадав загадки. (Можно использовать интерактивную доску – отгадки появляются на доске)

Загадки о предметах гигиены:

1

   В руках оно скользит, скользит,

Сбежать все время норовит,

А между тем, его боясь,

С ладошек убегает грязь. (Мыло)

2

      Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

3

Чтоб не ходить лохматым,

Как страшный Бармалей,

Я каждый день, ребята,

Причесываюсь ей. (Расческа)

4

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Вытру ротик, реки слез,

Не забуду и про нос! (Носовой платок)

5

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? (Полотенце)

6

По утрам и вечерам
Чистит - чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает
 (Зубная щетка)

7

Глаза я крепко закрываю,
В голову его втираю,
А потом водой смываю.
Это средство для волос,
Может быть даже без слез.
(Шампунь)

8

Чтобы зубки не болели,

Как снежинки чтоб блестели,

Чистить надо зубы часто

Вкусной… (зубной пастой)

- А теперь еще одно задание. Назовите те предметы, которыми можете пользоваться только вы, и которые нельзя давать больше никому. Правильно, ребята, это предметы ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ, и они должны быть у каждого свои, чтобы микробы, которые живут везде, в том числе и у каждого из нас, не передавались другому человеку. А какими  предметами гигиены можно пользоваться всем? Давайте проверим. (Дети называют, предметы исчезают). 

- Вот мы с вами нашли еще один лепесток нашего волшебного цветка, а правило такое – пользуйся предметами гигиены, будь чист и опрятен. Не доверяй предметы личной гигиены никому.  Продолжаем играть дальше.

3 задание – (физминутка)  - Следующий лепесток нашего волшебного цветка предлагает нам отдохнуть и выполнить веселую гимнастику «Виноватая тучка»: 

1.Злую тучку наказали; - «Ты плохая!», ей сказали

Машут кистью

   И она заплакала, да кап-кап- кап  закапала

Руки вверх-вниз

Припев: Кап-кап-кап, дождик пошел,

              Кап-кап-кап, дождик пошел,

Переступать с ноги на ногу, махи руками вверх-вниз

2.Мыши сразу задрожали, мыши в норы побежали

Движения коленями внутрь-наружу

   Полетели птицы вниз, да птицы сели на карниз

Руки в стороны, присели

Припев: Кап-кап-кап, дождик пошел,

              Кап-кап-кап, дождик пошел,

Переступать с ноги на ногу, махи руками вверх-вниз

3.Пес по имени Барбос струсил не на шутку

Ходьба на месте

   Еле ноги он унес в свою собачью будку

Бег на месте

4.Ну а мы с тобой не тужим, босиком бежим по лужам

Повороты, бег на месте

   Брызги прямо ввысь летят, с тучею встречаются

Поднятие колена и рук

   А потом они назад да с неба возвращаются

Припев: Шлеп-шлеп-шлеп, дождик идет,

              Шлеп-шлеп-шлеп, дождик идет

Приседают, ладошками стучат по коленям

5.Тучку бедную простили, тучку с миром отпустили.

   Тучка плакать перестала, а потом совсем пропала

Встают медленно, поднимают руки.

Подскоки на месте

Припев: Кап-кап-кап, дождик пошел,

              Кап-кап-кап, дождик пошел,

Переступать с ноги на ногу, махи руками вверх-вниз

- Мы выполнили не просто гимнастику – это подсказка для нас о следующем лепесточке. Вы догадались, какое правило обозначено на этом лепестке? (Занимайся физкультурой и спортом, каждый день делай зарядку)

 4 задание – Я вам предлагаю рассмотреть вот эту картинку. О чем она нам рассказывает?

(рассматривают плакат «Режим дня») 

- Правильно, ребята! Оказывается, соблюдать режим дня – очень важно для сохранения здоровья. Ведь если человек во время не поест, не поспит, не погуляет на свежем воздухе, его организм ослабеет, и коварные микробы вмиг проникнут в крепость его здоровья.

(Если позволит время, можно поиграть в игру «Когда это бывает» - с карточками, типа ЛОТО).

- А вот и четвертый лепесток нашего волшебного цветка – а какое здесь правило? (Соблюдай режим дня – будешь здоровым).

 

5 задание –  Молодцы, ну а сейчас мы попробуем найти еще одно очень важное правило, которое помогает человеку защититься от болезней. А поможет нам в этом игра «Магазин». Мы с вами отправимся в магазин и выберем для Мити продукты, которые будут для него полезны и помогут быстрее поправиться.

(Дети отбирают в сумку иллюстрации с изображением полезных продуктов, объясняют свой выбор). 

- Хорошо, ребята, вы славно потрудились! Мы отправим эти продукты Мите, чтобы мама ему приготовила вкусный и полезный обед. А пятый лепесток нам говорит – «Чтобы быть здоровым, ешь полезную пищу и избегай вредных продуктов».

Заключение: Вот, ребята, какой цветок у нас получился! Он на самом деле волшебный. Ведь если выполнять все эти правила, то можно стать сильным и здоровым и никогда не болеть, а это ведь очень важно для счастливой жизни. Мы подарим цветок Мите, и  никакие микробы тогда ему будут не страшны. Давайте посмотрим, что же с ними стало. (Заключительный фрагмент м/ф «Митя и микроб»).  А в конце нам … хочет прочитать стихотворение:

И солнце ярче светит

Сквозь чистое  окно,

И радуемся все мы,

Когда вокруг светло,

Когда сверкает речка,

Вокруг цветут сады,

И не страшны микробы,

Когда чистюля ты!

1

   В руках оно скользит, скользит,

Сбежать все время норовит,

А между тем, его боясь,

С ладошек убегает грязь. (Мыло)

2

    Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

3

 Чтоб не ходить лохматым,

Как страшный Бармалей,

Я каждый день, ребята,

Причесываюсь ей. (Расческа)

4

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Вытру ротик, реки слез,

Не забуду и про нос! (Носовой платок)

5

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? (Полотенце)

6

По утрам и вечерам
Чистит - чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает
 (Зубная щетка)

7

Глаза я крепко закрываю,
В голову его втираю,
А потом водой смываю.
Это средство для волос,
Может быть даже без слез.
(Шампунь)

8

Чтобы зубки не болели,

Как снежинки чтоб блестели,

Чистить надо зубы часто

Вкусной… (зубной пастой)

Чтоб не ныл животик твой – руки мой перед едой и от простой воды и мыла у микробов тает сила!

Пользуйся предметами гигиены ,будь чист и опрятен

Занимайся физкультурой и спортом, каждый день делай зарядку

Соблюдай режим дня- будешь здоровым

Чтобы быть здоровым, ешь полезную пищу, избегай вредных продуктов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Спасаем лягушат".

Все дети по своей природе любознательны. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий....

Конспект занятия по развитию речи "Как спасаются звери от стужи зимой"

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить названия детенышей в единственном и множественном числе, активизировать прилагательные....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Спасаем северное сияние"

Занятие - часть проекта по знакомству детей с Арктикой.Построено с учетом интеграции областей - познание, художественно-эстетическое, физическое развитие.  Дети обобщают знания о северных широтах...

Конспект игры-приключения "Спасем сказку"

Конспект игры - приключения "Спасем сказку" для детей старшей группы...

КОНСПЕКТ игры- приключения на тему: «Спасем сказку» для детей старшей группы

КОНСПЕКТ игры- приключения на тему: «Спасем сказку» для детей старшей группы ...