Плавание как средство развития творческих способностей детей
консультация на тему

Аисова Нурия Хайдаровна

 Плавание как средство развития творческих способностей детей

Инструктор по физической культуре

Аисова Н.Х.

Развитие детского творчества - сложная и актуальная проблема. Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких, как плавание, музыка, познавательная среда. Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Для решения поставленных целей мы использовали обучение элементам синхронного плавания, как средство развития творческих способностей детей. Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма. Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому мы используем только его элементы. При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение. Дети самостоятельно придумывают упражнения с предметами и без них, выбирают движения, с помощью которых могут выразить услышанную музыку или имитировать движения животных (тюленя, утки, лягушки и т.д.), рост цветка (поднимает бутон, распускается и т.д.). Иногда дети в процессе занятий придумывают целые связки новых упражнений. Для красоты и оригинальности самостоятельно группируются в пары, тройки, увлекаются выполнением разнообразных упражнений, несмотря на их сложность. Для достижения результатов в синхронном плавании развиваем плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций. Поэтому используем данную методику для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Отрабатываемые на занятиях элементы синхронного плавания способствуют раскрытию индивидуальных способностей. Для украшения и усложнения композиций берём в помощники разные предметы, на первый взгляд не связанные с плаванием: гимнастические палки, обручи, верёвки и т.д. Эти атрибуты дают ребёнку возможность проявить себя. Длительность занятий не должна превышать 20-30 минут. Сюда входит: разминка на суше, вводная часть в воде, плавание и игры. При разучивании композиций используем принцип этапности. Композиции составляем с учётом умений и навыков детей.

Задача инструктора по плаванию - придумать композицию с учётом особенностей музыки, показать на собственном примере правильное выполнение комплекса упражнений и постепенно научить детей выполнять их красиво и непринуждённо.

В процессе обучения поставлены следующие задачи:

- отработка и развитие плавательных навыков через разучивание синхронных упражнений и композиций;

- развитие гибкости, красоты, пластики выполнения движений. Умение слушать и слышать музыку при выполнении упражнений;

- оптимизация взаимоотношений между детьми, развитие умения организовывать деятельность в подгруппе сверстников;

- создание условий для личностного роста ребёнка и развития его творческого потенциала;

- способствование эмоциональному и двигательному раскрепощению, проявлению чувства радости и удовольствия от движения в воде;

- способствование проявлению творческой активности.

Подбирая разминку, необходимо учитывать мотивацию, которая не должна меняться на протяжении всего занятия. Используя какие- либо предметы на воде, желательно, чтобы они фигурировали и в разминке. На суше можно отработать новые перестроения, упражнения, включённые в занятия. Для укрепления и оздоровления организма используем упражнения (на суше и в воде) на укрепление и растяжку мышц, укрепление сердечно-сосудистой системы, расслабление.

Составляем комплексы упражнений разминки на суше:

  • "Рыбаки";
  • "Поплаваем";
  • "Жуки";
  • "Неваляшки";
  • "Зайка умывается";
  • "Маленький - большой".

Упражнения на растягивание мышц:

  1. Задняя поверхность бедра;
  2. Передняя поверхность бедра;
  3. Внутренняя поверхность бедер;
  4. Мышцы голени;
  5. Задние поверхности предплечья;
  6. Мышцы плеча.

Упражнения для укрепления мышц:

  1. "Русалочка";
  2. "Карусель";
  3. "Ласты";
  4. "Ножницы";
  5. "Водные педали";
  6. "Медуза".

Упражнения для укрепления сердечно - сосудистой системы:

  • "Лошадки";

Прыжки с высоким подниманием колен;

  1. "Топчем воду";
  2. "Маятник";
  3. "Фонтан";
  4. "Прыгающая лягушка".

Работа по обучению детей элементам синхронного плавания включает в себя три этапа:

1. Знакомство с синхронным плаванием, как видом спорта. На этом этапе дети знакомятся с простыми упражнениями, которые можно выполнять одновременно под музыку: у них появляется желание совместно выполнять упражнения.

2. Придумывание композиций под музыку. На втором этапе дети учатся слушать музыку при выполнении и одновременно следить за синхронностью движений. Разучивают композиции в парах, тройках, следят за дыханием при выполнении нескольких движений.

3. Отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений. Дошкольники работают над пластикой и красотой движений. Придумывают свои упражнения под музыку, стремятся связать их между собой красивыми переходами, используют разные предметы для придания движениям особой яркости.

Особенности работы на первом этапе.

На первом этапе подбираются простые упражнения и мелодичная музыка без применения ритма. Композиция составляется для 2 - 4 человек. Разучивание проходит под счёт, необходимо следить за синхронностью выполнения и слушать музыку. Композиции составляются с одинаковыми упражнениями для всех участников или без предметов. На первом этапе по выполнении каждого упражнения дети должны встать на ноги (вернуться в исходное положение).

Упражнения:

- ходьба, прыжки, наклоны, приседания под воду;

- "звёздочка", "поплавок", "медуза";

- скольжение на груди, и спине;

- выполнение упражнений в шеренге и кругу;

- взмахи руками и ногами, переходы и перестроения.

Особенности работы на втором этапе.

На этом этапе композиции составляются для 4-6 человек. Упражнения разучиваются комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт педагога и музыку. Большое внимание уделяется отработке дыхания при выполнении нескольких упражнений. Исполняются элементы, как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду. Композиции можно составлять с предметами: обруч, мяч и т.д.

Упражнения:

- ходьба и бег с работой рук, перестроением;

- "звёздочка" (на спине, на груди), "солдатик", "поплавок", "медуза";

- скольжение на спине, на груди в разных направлениях;

- ныряние, упражнение "винт".

Особенности работы на третьем этапе.

На третьем этапе разучивание упражнений проходит под музыку. Музыка подбирается с более частой сменой ритма. Упражнения берутся более сложные - с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Используется больше перестроений, можно применять в одной композиции разные предметы. Для построения композиции используется всё пространство бассейна. Включаются разные стили плавания.

Упражнения:

- скольжение и плавание с поворотами на спину и грудь (не вставая на ноги);

- упражнения с поворотами: "поплавок" на груди, "звёздочка" на спине, "звёздочка - винт".

- отработка дыхания при плавании в стилях "брасс", "кроль" с поворотом (не вставая на ноги).

На каждом этапе ставятся свои цели.

Цель первого этапа:

  • Способствовать оздоровлению посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций.
  • Формировать умения следить друг за другом при выполнении движений.
  • Совершенствовать технику выполнения упражнений в шеренге, парах, кругу.
  • Отрабатывать скольжение в обруч, упражнения "звёздочка", "поплавок".
  • Вызвать чувство радости и удовлетворения от движения в воде.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Цели второго этапа:

  • Формировать умение выполнять упражнения одновременно. Следя друг за другом.
  • Учить выполнять упражнения, слушая музыку и контролируя движения.
  • Корректировать движения во время плавания в стиле "брасс" и в упражнении "чехарда".
  • Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению.
  • Воспитывать выносливость во время соревнования.

Цели третьего этапа:

  • Учить согласовывать движения с музыкой и друг с другом.
  • Закрепить умение правильно дышать при выполнении нескольких упражнений одновременно.
  • Способствовать созданию новых движений, основанных на использовании личного двигательного опыта.
  • Воспитывать командный дух при выполнении композиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Плавание как средство развития творческих способностей детей

Инструктор по физической культуре

Аисова Н.Х.

Развитие детского творчества - сложная и актуальная проблема. Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких, как плавание, музыка, познавательная среда. Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Для решения поставленных целей мы использовали обучение элементам синхронного плавания, как средство развития творческих способностей детей. Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма. Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому мы используем только его элементы. При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение. Дети самостоятельно придумывают упражнения с предметами и без них, выбирают движения, с помощью которых могут выразить услышанную музыку или имитировать движения животных (тюленя, утки, лягушки и т.д.), рост цветка (поднимает бутон, распускается и т.д.). Иногда дети в процессе занятий придумывают целые связки новых упражнений. Для красоты и оригинальности самостоятельно группируются в пары, тройки, увлекаются выполнением разнообразных упражнений, несмотря на их сложность. Для достижения результатов в синхронном плавании развиваем плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций. Поэтому используем данную методику для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Отрабатываемые на занятиях элементы синхронного плавания способствуют раскрытию индивидуальных способностей. Для украшения и усложнения композиций берём в помощники разные предметы, на первый взгляд не связанные с плаванием: гимнастические палки, обручи, верёвки и т.д. Эти атрибуты дают ребёнку возможность проявить себя. Длительность занятий не должна превышать 20-30 минут. Сюда входит: разминка на суше, вводная часть в воде, плавание и игры. При разучивании композиций используем принцип этапности. Композиции составляем с учётом умений и навыков детей.

Задача инструктора по плаванию - придумать композицию с учётом особенностей музыки, показать на собственном примере правильное выполнение комплекса упражнений и постепенно научить детей выполнять их красиво и непринуждённо.

В процессе обучения поставлены следующие задачи:

- отработка и развитие плавательных навыков через разучивание синхронных упражнений и композиций;

- развитие гибкости, красоты, пластики выполнения движений. Умение слушать и слышать музыку при выполнении упражнений;

- оптимизация взаимоотношений между детьми, развитие умения организовывать деятельность в подгруппе сверстников;

- создание условий для личностного роста ребёнка и развития его творческого потенциала;

- способствование эмоциональному и двигательному раскрепощению, проявлению чувства радости и удовольствия от движения в воде;

- способствование проявлению творческой активности.

Подбирая разминку, необходимо учитывать мотивацию, которая не должна меняться на протяжении всего занятия. Используя какие- либо предметы на воде, желательно, чтобы они фигурировали и в разминке. На суше можно отработать новые перестроения, упражнения, включённые в занятия. Для укрепления и оздоровления организма используем упражнения (на суше и в воде) на укрепление и растяжку мышц, укрепление сердечно-сосудистой системы, расслабление.

Составляем комплексы упражнений разминки на суше:

  • "Рыбаки";
  • "Поплаваем";
  • "Жуки";
  • "Неваляшки";
  • "Зайка умывается";
  • "Маленький - большой".

Упражнения на растягивание мышц:

  1. Задняя поверхность бедра;
  2. Передняя поверхность бедра;
  3. Внутренняя поверхность бедер;
  4. Мышцы голени;
  5. Задние поверхности предплечья;
  6. Мышцы плеча.

Упражнения для укрепления мышц:

  1. "Русалочка";
  2. "Карусель";
  3. "Ласты";
  4. "Ножницы";
  5. "Водные педали";
  6. "Медуза".

Упражнения для укрепления сердечно - сосудистой системы:

  • "Лошадки";

Прыжки с высоким подниманием колен;

  1. "Топчем воду";
  2. "Маятник";
  3. "Фонтан";
  4. "Прыгающая лягушка".

Работа по обучению детей элементам синхронного плавания включает в себя три этапа:

1. Знакомство с синхронным плаванием, как видом спорта. На этом этапе дети знакомятся с простыми упражнениями, которые можно выполнять одновременно под музыку: у них появляется желание совместно выполнять упражнения.

2. Придумывание композиций под музыку. На втором этапе дети учатся слушать музыку при выполнении и одновременно следить за синхронностью движений. Разучивают композиции в парах, тройках, следят за дыханием при выполнении нескольких движений.

3. Отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений. Дошкольники работают над пластикой и красотой движений. Придумывают свои упражнения под музыку, стремятся связать их между собой красивыми переходами, используют разные предметы для придания движениям особой яркости.

Особенности работы на первом этапе.

На первом этапе подбираются простые упражнения и мелодичная музыка без применения ритма. Композиция составляется для 2 - 4 человек. Разучивание проходит под счёт, необходимо следить за синхронностью выполнения и слушать музыку. Композиции составляются с одинаковыми упражнениями для всех участников или без предметов. На первом этапе по выполнении каждого упражнения дети должны встать на ноги (вернуться в исходное положение).

Упражнения:

- ходьба, прыжки, наклоны, приседания под воду;

- "звёздочка", "поплавок", "медуза";

- скольжение на груди, и спине;

- выполнение упражнений в шеренге и кругу;

- взмахи руками и ногами, переходы и перестроения.

Особенности работы на втором этапе.

На этом этапе композиции составляются для 4-6 человек. Упражнения разучиваются комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счёт педагога и музыку. Большое внимание уделяется отработке дыхания при выполнении нескольких упражнений. Исполняются элементы, как с задержкой дыхания, так и с выдохом в воду. Композиции можно составлять с предметами: обруч, мяч и т.д.

Упражнения:

- ходьба и бег с работой рук, перестроением;

- "звёздочка" (на спине, на груди), "солдатик", "поплавок", "медуза";

- скольжение на спине, на груди в разных направлениях;

- ныряние, упражнение "винт".

Особенности работы на третьем этапе.

На третьем этапе разучивание упражнений проходит под музыку. Музыка подбирается с более частой сменой ритма. Упражнения берутся более сложные - с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Используется больше перестроений, можно применять в одной композиции разные предметы. Для построения композиции используется всё пространство бассейна. Включаются разные стили плавания.

Упражнения:

- скольжение и плавание с поворотами на спину и грудь (не вставая на ноги);

- упражнения с поворотами: "поплавок" на груди, "звёздочка" на спине, "звёздочка - винт".

- отработка дыхания при плавании в стилях "брасс", "кроль" с поворотом (не вставая на ноги).

На каждом этапе ставятся свои цели.

Цель первого этапа:

  • Способствовать оздоровлению посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций.
  • Формировать умения следить друг за другом при выполнении движений.
  • Совершенствовать технику выполнения упражнений в шеренге, парах, кругу.
  • Отрабатывать скольжение в обруч, упражнения "звёздочка", "поплавок".
  • Вызвать чувство радости и удовлетворения от движения в воде.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Цели второго этапа:

  • Формировать умение выполнять упражнения одновременно. Следя друг за другом.
  • Учить выполнять упражнения, слушая музыку и контролируя движения.
  • Корректировать движения во время плавания в стиле "брасс" и в упражнении "чехарда".
  • Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению.
  • Воспитывать выносливость во время соревнования.

Цели третьего этапа:

  • Учить согласовывать движения с музыкой и друг с другом.
  • Закрепить умение правильно дышать при выполнении нескольких упражнений одновременно.
  • Способствовать созданию новых движений, основанных на использовании личного двигательного опыта.
  • Воспитывать командный дух при выполнении композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....