Консультация для педагогов "Охрана детского голоса"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогв о значение певческого аппарата ребенка дошкольного возраста, который требует бережного отношения к себе.
Характеристика певческого диапозона дететей дошкольного возраста.
Методические приёмы вокального исполнения наиболее часто используемые на музыкальных занятиях в детском саду.
Рекомендации для педагогов по охарне детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_detskogo_golosa.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».
Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. Голос звучит в этом случае невыразительно, и могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему. Так же следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей дошкольного возраста.
Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.
Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми-ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.
Певческий диапазон детей дошкольного возраста.
Возраст детей | Диапазоны |
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет |
ми-ля ре-ля ре-си (до² ) ре-си (до² ) (до) ре- до² (до²диез-ре²) |
Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:
Методические приемы по пению, наиболее часто
используемые на музыкальном занятии в детском саду.
● Пение вслух, про себя (по куплетам)
● Эхо (тихо - громко)
● Цепочка (поочередное пение)
● Хлопаем и маршируем
● Пение закрытым ртом
●"М…" с переходом на "а…"
● Пение по секрету (шепотом)
● Хор и дирижер
● Пение, транспонируя мелодию
● Показ карточек с положением губ
● Музыкальная лесенка
● Пение a'cappella
● Сольное и ансамблевое пение
Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствоватьзвуковысотный и ритмический слух.
звуковысотный слух | ритмический слух |
– «Кто в домике живёт?» –«Птичка большая и маленькая» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка-чудесенка» | – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – «Научи матрёшек танцевать» |
Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.
- занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей
дошкольного возраста;
- следить, чтобы дети пели без напряжения;
- не допускать крика во время пения;
- по возможности ограничить пение во время болезни;
- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;
- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в
холодное время года, необходимо несколько остыть;
- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно
обращаться к врачу.
Вывод: Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, довожу до их сознания представленияо важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях, Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Охрана детского голоса"
Охрана детского голоса – забота каждого взрослого. Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...
Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей
Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...
Консультация для родителей "Охрана детского голоса"
Консультация музыкального руководителя для родителей...
Консультация для педагов и родителей "Охрана детского голоса"
Материал освещает вопросы развития и охраны голоса детей дошкольног возраста,задачи,необходимые условия.Статья предназначена для педагогов,воспитателей,родителей....
Консультация "Об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению"
Поговорим об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. А так же НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу...
Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.
Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...
Консультация для родителей: «Как охранять детский голос, детские голосовые связки?»
Рекомендации для родителей: "Как охранять детский голос, детские голосовые связки?"...