Консультация для педагогов "Охрана детского голоса"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Комисаренко Оксана Владимировна

 Консультация для педагогв о значение  певческого аппарата ребенка дошкольного возраста, который  требует бережного отношения к себе.

Характеристика певческого диапозона дететей дошкольного возраста.

Методические приёмы вокального исполнения наиболее часто используемые на музыкальных занятиях в детском саду.

Рекомендации для педагогов по охарне детского голоса.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_detskogo_golosa.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».

Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. Голос звучит в этом случае невыразительно, и могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему. Так же следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей дошкольного возраста.

   Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми-ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.

Певческий диапазон детей дошкольного возраста.

Возраст детей

Диапазоны

 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

ми-ля

ре-ля

ре-си (до² )

ре-си (до² )

(до) ре- до² (до²диез-ре²)

Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:

Методические приемы по пению, наиболее часто

используемые на музыкальном занятии в детском саду.

● Пение вслух, про себя (по куплетам)

● Эхо (тихо - громко)

● Цепочка (поочередное пение)

● Хлопаем и маршируем

● Пение закрытым ртом

●"М…" с переходом на "а…"

● Пение по секрету (шепотом)

● Хор и дирижер

● Пение, транспонируя мелодию

● Показ карточек с положением губ

● Музыкальная лесенка

● Пение a'cappella

● Сольное и ансамблевое пение

Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствоватьзвуковысотный и ритмический слух.

звуковысотный слух

ритмический слух

– «Кто в домике живёт?»

–«Птичка большая и маленькая»

–   «Где мои детки?»

–   «Весёлые матрёшки»

–   «Три медведя»

–   «Лесенка-чудесенка»

– «Прогулка»

– «Ритмические кубики»

– «Кто как идёт»

– «Угадай-ка»

– «Лесная прогулка»

– «Научи матрёшек танцевать»

Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».

                        

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.

- занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей

дошкольного возраста;

- следить, чтобы дети пели без напряжения;

- не допускать крика во время пения;

- по возможности ограничить пение во время болезни;

- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в

холодное время года, необходимо несколько остыть;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно

обращаться к врачу.

Вывод: Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, довожу до их сознания представленияо важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях, Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...

Консультация для родителей "Охрана детского голоса"

Консультация музыкального руководителя для родителей...

Консультация для педагов и родителей "Охрана детского голоса"

Материал освещает вопросы развития и охраны голоса детей дошкольног возраста,задачи,необходимые условия.Статья предназначена для педагогов,воспитателей,родителей....

Консультация "Об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению"

Поговорим об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению-КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. А так же НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу...

Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...

Консультация для родителей: «Как охранять детский голос, детские голосовые связки?»

Рекомендации для родителей: "Как охранять детский голос, детские голосовые связки?"...