Артикуляционная гимнастика
картотека на тему

Третьякова Наталья Георгиевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_skazkah.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в сказках

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, дети сами становятся активными участниками этой сказки, и звуки преображаются.   

 Сказка «Язычок и Змейка»

Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и отодвигать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой»

Жили-были дедушка и бабушка.

Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)

С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)

Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)

Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким

языком.)

Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек – губы непропускают воздух.)

И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы.)

Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней

губе.)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)

Блинчик жуем, завернем и прикусим, (жуем распластанный язык, потом

прикусываем его, завернув за нижние зубы.)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье».)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».)

На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)

Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)

И на зигзаг ее переключила. («Иголка» двигается влево – вправо.)

Петли иголкой она обметала, (кончик языка описывает круг за губами)

Пуговки круглые попришивала. (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)

Дедушка сделал для внуков качели,

Все мы на них покачаться успели. (Упр. «Качели».)

После качелей мы в прятки играли, (широкий язык убирается под верхнюю губу)

Прятались на чердаке и в подвале. (Широкий язык под нижнюю губу.)

Дедушка скачет на лошадке ловко,

Звонко стучат по дороге подковки. (Упр. «Лошадка».)

Вот замедляет лошадка шажочки, (упр. «Лошадка» в медленном темпе с

натягиванием подъязычной связки)

И на опушке мы видим грибочки. (Упр. «Грибок».)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл-бл-бл-ла». (Упр. «Индюк».)

И ушла.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять мы будем гулять.

Считалка:

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри. Улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

Артикуляционная гимнастика - сказка «Невоспитанный мышонок»

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошёл он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистить зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался  (упражнение «Расчёска»). Видит, зайчик сидит на качелях и качается (упражнение «Качели»). Пошёл он и громко пропищал: «Доброе утро!». Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошёл. Навстречу ему змейка ползёт, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык – силач»). И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы  ещё  с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит (упражнение «Бублик»). Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!». Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. 

А мышонок всё бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»). Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – ещё не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер мышонок!»  И мышонок засвистел, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...