Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бирюлинский детский сад «Белочка»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Выступления из опыта работы на педагогическом совете
«Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста»:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Галимзянова Лилия Хабибрахмановна
2017
Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» , «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03 1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится направлением в работе дошкольных учреждений. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, зелени, образовавшейся в результате производственной деятельности человека и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения , угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, любить свою Родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеется, что эти росточки доброты заложенные в детстве обязательно вырастут в могучее дерево, крепко привязанное к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и интеллектуально, духовно.
Задачи экологического воспитания:
1. Понимание человеком самоценности природы.
2. Осознание себя как части природы.
3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4.Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение основу экологической безопасности.
7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
9. Активизация познавательных интересов в экологическом воспитании
Экологическое образование дошкольников по ФГОС
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Пути использования разнообразных форм и методов работы:
познавательная НОД;
экологические экскурсии;
Лаборатория юного эколога(дет. энциклопедия, пособия для экспериментирования, исследования, дневники наблюдения.;
КВН, викторины;
Экологические акции;
Обсуждение и обыгрывание ситуаций;
Экологическая тропа, опытный участок, метеостанция;
Экологические музеи;
Экологические праздники и развлечения;
Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры , соревновательные игры – путешествия и так далее)
Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой:
«Не навреди»
«Познавая, не разрушай».
«Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
«Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
Что я хочу сделать?
Зачем мне это нужно?
Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
Подумай о последствиях!
Игра – ведущая деятельность в дошкольном
возрасте.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости»
В.А.Сухомлинский
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка», «Назови одним словом» , «Дерево во все времена года».
Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?»
Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо-плохо», «Что будет, если..», «Берегите природу!» , «Зеленый город» и так далее.
Игры на развитие навыка анализа ситуации через целенаправленное суждение поля поиска : «Летает-не летает».
При организации игры я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы
Проектная деятельность.
Проект «Как дикие животные готовятся к зиме» (младший дошкольный возраст)
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта : 2 недели.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках , питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, на умеют описывать предметы.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
Дать представление о диких животных лесов родного края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся дикие животные к зиме в лесу.
Обогатить словарь за счёт имён существительных(дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий , лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и т. д).Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Анкетирование, проведение опросов.
Совместные досуги, КВНы, викторины.
Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах.
Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
Ширмы, экологические стенды.
Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями.
Информационные проспекты для родителей.
Организация дней открытых дверей.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированы начала экологической культуры у детей;
Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление:
Дети учатся практическим действиям по охране природы;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы:
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Мы за 3 месяца прошли блок «Свой родной край-люби и знай. Работа ещё не завершена. Будет продолжаться и в других блоках и я надеюсь, что наши воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»
Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...
Консультация «Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей....
Статья. «Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста....
статья «Организация экологического воспитания и природоохранной деятельности детей дошкольного возраста»
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитан...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики
laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...
Тема: «Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Актуальность.сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.Цель:Формирование экологической культуры дошкольни...