консультация для педагогов ДОУ "Здоровье сберегающие технологии в ДОУ"
консультация на тему
материал для работников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_2.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 г. Павлово
Консультация для педагогов
музыкального руководителя МБДОУ детского сада №20 г. Павлово
Егоровой Елены Борисовны
на тему
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности».
г. Павлово – 2016 г.
Актуальность.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. С помощью здоровьесберегающих технологий повышаются адаптивные возможности детского организма (активизируются защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Целью включения здоровьесберегающих технологий в музыкальную деятельность является:
- Организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья.
- Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Для решения цели, были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- Развивать музыкально-творческие способности дошкольников, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии;
- Развивать звуковую культуру речи воспитанников;
- Формировать начала музыкальной культуры;
- Формировать гармоничную, духовно богатую, физически здоровую личность.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города;
- Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств детей.
Оздоровительные:
- Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье воспитанников;
- Создавать условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- Формировать правильную осанку и гигиенические навыки детей;
Широко используя здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, ожидали следующих результатов:
От детей:
- Повысятся показатели общего физического развития, развития дыхательной системы воспитанников;
- Улучшатся двигательные навыки детей, качество выполнения движений (пластичность, скоординированность, ориентирование в пространстве, выносливость и др.);
- Совершенствуются вокальные навыки и умения воспитанников.
От педагогов:
- Систематизируются знания о видах здоровьесберегающих технологий, их применении в образовательном процессе ДОУ;
- Педагогами шире включаются в воспитательно-образовательный процесс разнообразные формы музыкально-оздоровительной работы с детьми.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ созданы все необходимые условия.
Помещения | Процессы | Участники |
1 | 2 | 3 |
Совмещённый музыкальный и спортивный зал. | Утренняя гимнастика Музыкальные занятия Физкультурные занятия Индивидуальные занятия Праздники и развлечения | Дети. Музыкальный руководитель. Воспитатели Родители. |
Групповые комнаты | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных центрах. Индивидуальная работа с детьми. | Дети. Музыкальный руководитель. Воспитатели.
|
Спортивная площадка и территория детского сада. | Праздники и развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. Спортивные праздники развлечения. | Дети. Музыкальный руководитель. Воспитатели. Родители. |
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - это непосредственно организованная образовательная музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей детей.
Виды занятий - индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
В совмещённом музыкальном (спортивном) зале проводятся утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, музыкальные занятия, индивидуальные занятия, как с музыкальным руководителем, так и с воспитателями, праздники и развлечения.
Во всех групповых комнатах оформлены центры музыкального развития.
Для снятия эмоционального напряжения, обретения детьми спокойствия и уравновешенности, педагоги проводят релаксационные упражнения. Для поднятия настроения, мышечного тонуса детей, после сна проводим под музыку бодрящую гимнастику (с постепенным нарастанием звучания музыки).
В заключение комплекса гимнастики пробуждения включаем ходьбу по коррекционной дорожке.
В центрах музыкального развития дети занимаются самостоятельной музыкальной и театральной деятельностью.
Содержание музыкальных центров используется педагогами (музыкальным руководителем, воспитателями ) для проведения с воспитанниками индивидуальной и подгрупповой работы.
На спортивной площадке и территории детского сада проводятся музыкально-физкультурные праздники и спортивные развлечения.
Система музыкально-оздоровительной работы включает в себя следующие формы работы:
- Валеологические песенки-распевки
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Оздоровительные и фонопедические упражнения
- Игровой массаж
- Пальчиковые игры
- Коммуникативные игры
- Музыкотерапия.
Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос ребёнка к пению.
Я использую валеологические песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физкультминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку возможность полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей не только психотерапевтическое, но также и оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей
2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.
Артикуляционная гимнастика.
Основная её цель – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, в результате чего повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память и внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Эти виды упражнений проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В работе использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно- фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Благодаря чему частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), формируют образно – ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества, а также развивают двигательные качества детей.
Коммуникативные (речевые) игры – одна из форм творческой работы с детьми. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей; снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Для встречи детей и их свободной деятельности мною используется как классическая музыка (перечислить 2-3 авторов), так и детские песенки современных поэтов и композиторов (перечислить 2-3)
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
- И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
- И.С.Бах. "Шутка".
- И.Брамс. "Вальс".
- А.Вивальди "Времена года"
- Й.Гайдн. "Серенада"
- Д.Кабалевский "Клоуны"
- Д.Кабалевский "Петя и волк"
- В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
- В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
- И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
- "Антошка" В.Шаинский
- "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
- "Будьте добры" А.Санин
- "Веселые путешественники" М.Старокадомский
- "Все мы делим пополам" В.Шаинский
- "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
- "Если добрый ты" Б.Савельев
- "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
- "Настоящий друг" Б.Савельев
- "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Для пробуждения после дневного сна можно использовать музыку:
- Э.Григ "Утро"
- А.Дворжак "Славянский танец"
- Лютневая музыка XVII века
- Ф.Лист "Утешения"
- Ф.Мендельсон "Песня без слов"
- В.Моцарт "Сонаты"
- М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
- М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
- К.Сен-Санс "Аквариум"
- Л.Боккерини "Менуэт"
Для релаксации использую:
- И.С.Бах «Ария из сюиты №3»
- Л.Бетховен «Лунная соната»
- К.Глюк «Мелодия»
- Э.Григ «Песня Сольвейг»
- К.Дебюсси «Лунный свет»
- Т.Альбиони «Адажио»
Колыбельные
- Н.Римский-Корсаков «Море»
- Г.Свиридов «Романс»
- К.Сен-Санс «Лебедь»
Проведённая работа показала следующие результаты:
- Повышение показателей общего физического развития и развития дыхательной системы детей.
- Улучшение двигательных навыков и качеств детей (пластичность, скоординированность, выносливость, ориентирование в пространстве и пр.);
- Совершенствование вокальных навыков и умений воспитанников.
- Систематизация знаний педагогов о видах здоровьесберегающих технологий, их применении в образовательном процессе ДОУ;
- Включение педагогами в воспитательно-образовательный процесс разнообразных форм музыкально-оздоровительной работы с детьми.
В заключении хотелось бы отметить, что музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместного, целенаправленного, системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Используемая литература.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка, издательство «Линка- Пресс», 1993 г., 87 с.
- Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. , издательство «Речь», 2007, 160 с.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
- Красикова И.С. Дыхательная гимнастика для детей, издательство «Корона», 2004 г., 160 с.
- Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель» 2009 г.
- Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей. Специальные рекомендации для родителей. Игровые варианты упражнений, издательство «Метафора», 2012 г.
- Журнал «Музыкальный руководитель». Пальчиковая гимнастика и игры, музыкально-игровая гимнастика. №№ 1-6, 8/2008, 1,2,3/2009; 1,8,10/2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Консультация по здоровье сбережению...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
Мастер – класс для педагогов « Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
В данном материале представлены психологические игры, упражнения, здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, танцевальная тер...
Консультация для родителей «Здоровье-сберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
Здоровье — это состояние полного физического,психического и социального благополучия, а не простоотсутствие болезней или физических дефектов....
Мастер-класс для педагогов «Здоровье-сберегающие технологии: самодельный мини-футбол для дыхательных упражнений».
Зачем нам нужны дыхательные тренажеры скажите вы. А ведь на самом деле от дыхания много зависит. А именно правильное дыхание укрепляет дыхательную мускулатуру от которой зависит насыщения организма ки...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
здоровьесберегающие технологии...