ЗОЖ
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Здоровье означает не только отсутствие болезни, но и психическое и социальное благополучие.
Цель: изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Объект работы : процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Предметом работы : условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 2. Определить особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников. 4. Разработать проект формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 5. Осуществить анализ проведенной работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Исследование проводилось в три этапа. I этап – исследовательский: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определялось, что реально и потенциально может получить ребенок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ ; определялись формы и методы работы педагога с детьми и их родителями, которые могут служить средством доступа родителей к необходимой для этого информации; формулировалась рабочая гипотеза и моделировались ситуации для ее экспериментальной проверки. II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводился формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни ; посредством повторного опроса и наблюдения собиралась информация о полученных результатах. III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточнялись выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы, осознавалась практическая значимость полученных выводов.
Путешествие в страну Здоровья Цель : Формировать здоровый образ жизни. Задачи: Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; Развивать интерес к здоровому образу жизни, к значению спорта для здоровья человека. воспитывать желание заботится о своем здоровье;
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Цель: расширение и закрепление знаний о влиянии витаминов на здоровье человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, учить детей заботиться о своём здоровье. Задачи: дать представление о витаминах и продуктах, в которых содержится их наибольшее количество; познакомить детей с группами витаминов, объяснить, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека; развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной; воспитывать у детей потребность в сохранении своего здоровья.
Ознакомление детей и родителей с произведениями детской художественной литературы о здоровье Задачи : Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек . Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. Воспитывать желание быть бодрыми, здоровыми , оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
Заключение Были решены все поставленные задачи. Мной были изучены следующие темы: Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни » Факторы, определяющие особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольников Условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольников Игры по формированию здорового образа жизни , требования к ним Были составлены рекомендации для родителей. Повысился уровень физической подготовленности детей, снижение случаев заболеваемости ОРВИ, цель проекта достигнута. Работа в данном направлении, не может быть ограничена рамками какого- то времени, а требует постоянной и систематически продуманной работы по всем обозначенным направлениям. Я продолжаю решать эту важную и нужную задачу.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. В режимных моментах важно применять художественное слово с целью создания благоприятной речевой среды. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, литературно-художественные произведения, фольклор практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее. Давно доказано, что стихотворный язык и поэтическая речь воспринимается ребёнком на слух намного эффективнее и лучше. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребёнок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Итак, наш день должен начинаться с « Доброго утра». Нужно дарить свое хорошее настроение детям, приучать их приветствовать друг друга и взрослых, при этом можно использовать потешки, стихи, которые создают положительный эмоциональный настрой: а также цитаты из песен: «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают».
Каждое утро в детском саду дети выполняют утреннюю зарядку. И им было бы очень интересно, если бы в группе был свой девиз, который они сами придумали бы воспитателем.
Сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!
В данном случае уместно использовать пословицы: «Где здоровье, там и красота», «Кто ходит больше, живет дольше», « В здоровом теле здоровый дух.
В детском саду мы должны воспитывать у детей уважение к труду и желание помогать взрослым. Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение. Из множества русских пословиц и поговорок я выбираю и те, которые могут сопровождать трудовую деятельность. Дети учатся понимать значение пословиц. Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: "От скуки бери дело в руки" и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалю и спрашиваю, почему так говориться. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, осудить неверное или грубое действие. Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.
Дети знают, что перед каждым приемом пищи, нужно помыть руки. И им будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно отказываются от еды. Шутливые стишки и потешки помогут их отвлечь, и дадут возможность спокойно поесть:
Часто бывает так, что дети во время еды начинают разговаривать. Вот здесь и будет уместно включать пословицы и поговорки, для того чтобы успокоить детей и настроить на приём пищи.
«Когда я ем, я глух и нем», « Когда я кушаю, никого не слушаю». Или с помощью тех же пословиц и поговорок, можно рассказать детям о пользе еды:
Хлеб- всему голова.
Щи да каша пища наша.
Без хлеба нет обеда.
Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол.
Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться. Для этого с детьми можно провести динамическую паузу или пальчиковую гимнастику с художественными словами, после чего дети могут спокойно продолжить играть в свои игры.
После того как дети поиграли, они начинают наводить порядок в групповой комнате. И как правило для большинство детей это занятие, им не по душе. В этот процесс можно включить речевое сопровождение: «А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно,
Не бросать, и не ломать,
А на место убирать».
Очень полезно напомнить детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Можно предложить им использовать разные короткие считалки для решения спора.
Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дерутся, обижают друг друга. Тогда можно использовать короткую фразу «Доброе слово - сильнее кулака».
«Можно весело смеяться,
Пошутить, побаловаться
И поспорить иногда
Ну а драться - никогда!»
Из песен:
«Всем советую дружить, ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете».
После этого дети смогут осмыслить свои отрицательные поступки и сделать вывод.
Можно напомнить детям пословицу: «Один за всех - и все за одного».
Короткие фразы как «Сделай сам - помоги товарищу», «Где взял - клади на место» воспитывает трудолюбие, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам при раздевании, одевании, расставить стулья, книги, игрушки.
Бывает один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу, в этом случае помогут русские пословицы «Одна голова хорошо, а две лучше», «Нет друга, ищи, а нашел - береги».
Прогулка для детей это, пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду.
С помощью художественного слова легко заинтересовать детей и во время прогулки. Стихи это прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития дошкольников. Но не только можно сопровождать словами наблюдение, но и свободную игровую деятельность детей то же.
Н-р:Когда дети катаются на качелях, или лепят снежную бабу.
Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением « У медведя во бору», Кот и мыши» «Карусели»
Прогулка заканчивается, когда дети заходят в группу и начинают раздеваться. Со словами: Любит шкафчик мой порядок! Всё лежит в шкафу как надо! Вся одежда по местам! Всё в шкафу убрал я сам!
Во время укладывания спать, детей нужно подготовить и успокоить, ведь дневной сон очень важен для формирования крепкого здоровья детей.
«Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко».
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, вроде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазки устали, все отдыхает». На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни.
Каждому ребёнку поднимаем настроение, если разбудить словами:
Реснички поднимаются, глазки открываются. Вы спокойно отдыхали, сном волшебным крепко спали. Но уже звенит звоночек, Ты вставай скорей дружочек Одеяло убери и зарядочку начни.
Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах для детей может стать с помощью художественного слова, намного интереснее и веселее.
Предварительный просмотр:
Использование художественного слова в режимных моментах.
Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, загадках, сказках.
Народные песенки, потешки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.
Художественное слово помогает:
- развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
- развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
- формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.
- Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.
Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В детском саду во время режимных моментов и выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученных к выполнению гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, ребенок активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи. При проведении режимных моментов использую художественное слово, игровые приемы.
Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём.
С добрым утром,
С новым днём!
Вот как весело живём.
Предлагаю друг другу улыбнуться.
Утреннюю гимнастику начинаю словами:
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Малыши, малыши,
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Вышли на зарядку!
И дети весело зашагали на гимнастику.
Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те использую чаще:
Знаем, знаем да-да-да,
Дом, где прячется вода.
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Кран откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся,
Грязь, смывайся!
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Вместе улыбаемся.
Каждый день я мою мыло
Под горячею водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись.
Ой, опять оно упало!
Будем мыть его сначала.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чём не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.
Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:
На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «Спасибо».
За едой – не сори,
Насорил, так убери.
Скатерть, платье не марай,
Рот салфеткой вытирай.
Посадим на ложку
Капусту, картошку,
И спрячем!
Попробуй, найди!
Не видно на ложке
Капусты-картошки,
И нет на тарелке –
Гляди!
Не все дети любят убирать игрушки, но я знаю, как их к этому привлечь:
Вот лежит половичок,
Мы потрём ему бочок.
Убираем игрушки с песней:
Тили-бом, тили-бом,
Убираем весь наш дом,
Вот и кончилась игра,
Убирать нам всё пора,
Все игрушки ждут,
Когда их уберут.
Эти слова я читаю во время одевания на прогулку:
1,2,3,4,5.
Собираемся гулять,
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться,
Будем дружно играть
И друг другу уступать!
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть – чуть поспать.
Ты закроешь глазки –
И приснится сказка:
Про кота – мурлыку,
Журавля – курдыку,
Лисоньку – хитрюлю,
Мышку – крохотулю,
Зайчика – хвастушку,
Про жужжалку мушку,
Про шмеля – гуделку,
Хлопотушку – белку,
Про сластену – мишку.
Спи моя малышка!
(Для девочек)
Засыпайте, мои милые!
Набирайтесь силы!
(Для мальчиков)
Нельзя шуметь,
Нельзя толкаться,
Нельзя шептаться и смеяться,
Потому что у нас
Наступает «Тихий час».
Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:
Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!
Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается!
Новый день, новый день начинается!
Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?
Или
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки.
Мы потянемся - потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём!
После сон часа, причесывая волосы детям приговариваю:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым.
Использование художественного слова и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыком имеют свои положительные результаты: дети умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом.
Укладывание спать
Одевание
Кормление и реклама блюд
Умывание