"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка"
статья на тему

Проскурякова Елена Анатольевна

В работе затронуты проблемы здоровья детей дошкольного возраста и способы решения проблемы путем взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_vospitanii_zdorovogo_rebenka.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы»

Автор работы

Проскурякова Елена Анатольевна

                                              ГБДОУ Детский сад 14

Санкт-Петербург

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%),  которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения; среди хронической патологий – болезни нервной системы, дыхательной, костно-мышечной,  а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

  «Забота о здоровье ребенка – это комплекс  санитарно-гигиенических норм и правил … не свод требований к режиму,  труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», (В.А.Сухомлинский).

В большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Всемирная организация здравоохранения трактует понятие здоровья как «состояние благополучия, а не только отсутствие болезней». Известное высказывание Шопенгауэра: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее богатого короля». Хотя по современным социологическим опросам на первом месте идут финансы, счастье, любовь.

И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответственно возрасту устойчивость в условиях разных изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В работах Л.Г.Татарниковой главные смысловые «корни» категории, обозначающей здоровье, принадлежат гармонии. Применительно к категории «здоровье»,  «здоровый образ жизни», следует говорить о глобальной гармонии мира и о гармонии человека с самим собой и миром.

Применительно к категории «здоровье» следует подразумевать порядок, уклад образа жизни – здорового образа жизни.

В исследованиях наших современников (А.И.Субетто) понятие «здоровье» в широком смысле как «здоровье системы» предстает как определенная норма функционирования и развития системы, сохраняющая ее динамическую гармонию, а значит и целостность. Гармония есть отражение «здоровья системы». А.И.Субетто и В.П.Казначеев вводят новые категории: «здоровье этноса», «здоровье нации», «историческое здоровье», «здоровье человечества» и прочие.

«Здоровье нации», как и здоровье человека, включает в себя образование и просвещение, определяющие норму культуры, науки, образования, интеллекта личности, качества здоровья. «Мировозрение  личности, общественный интеллект духовное состояние общества определяют тенденцию к возвышению Здоровья, или его деградацию». (Л.Г.Татарникова). Недостатки воспитания и самовоспитания в последствии могут быть разрушительны в социальном значении, в экологическом и валеологическом незнании.

В семидесятые года прошлого века появилось понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ). Поведение человека, его социальные аспекты «есть вектор его совокупной жизнедеятельности и потому не может быть чем-то независимым или случайным по отношению к организму человека…» (В.Ф.Сержантов). Любые существенные изменения поведения влияют на здоровый образ жизни, обеспечивают его или разрушают.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни – социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая особенности жизни человека. Уровень жизни и качество жизни носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Здоровый стиль жизни имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, его развитие, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья и его расширенное движение. Есть множество определений ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – это сознательная и счастливая жизнь индивида, основанная на понимании и толковании различных сфер жизненной реальности человека на основе достаточно строгих законов «дабы все более приблизить наши представления о вещах к их собственной природе. Так развертывается наше сознание». (Сержантов В.Ф.)

Здоровый образ жизни – управление здоровьем посредством адекватизации поведения.

Здоровый образ жизни – это максимальное количество биологически социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению адекватного долголетия. (В.В.Колбанов)

В основе здорового образа жизни лежат биологические и социальные принципы. К биологическим принципам относятся:

- образ жизни должен быть возрастным;

-образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

-образ жизни должен быть укрепляющим;

-образ жизни должен быть умеренным;

- образ жизни должен быть ритмичным.

К социальным принципам относят:

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть самоограничительным.

Основные составляющие структуры здорового образа жизни:

- оптимальный режим дня (чередование разных видов деятельности, в том числе активный двигательный режим);

-рациональное сбалансированное питание;

-закаливающие процедуры в режиме дня: воздушные ванны, сон при открытом окне, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, контрастный душ, мытье ног прохладной водой, плавание, солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах;

- личная гигиена;

- превалирование положительных эмоций;

- отказ от вредных пристрастий.

1.2. Особенности ситуации здоровья дошкольников в Санкт-Петербурге.

                                                                                                             Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. На этапе дошкольного развития у ребенка 3-7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. Значительная для ответственности лежит на родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения не учитывают возрастные и индивидуальные возможности детей, что приводит к неблагоприятным для детского организма последствиям.

В послании Федеральному собранию Российской Федерации президент нашей страны В.В.Путин самой главной и острой проблемой современной России назвал демографическую. Демографическое развитие Санкт-Петербурга характеризуется неблагоприятными процессами воспроизводства населения. Своеобразие современной ситуации заключается в том, что численность населения Санкт-Петербурга уменьшается. В 2000 году проживало детей и подростков в возрасте до 18 лет – 878тыс., в 2005 году – 792,7 тыс., 2012 году – 671,1 тыс. детей (это составляет всего 14% от городского населения). Данные по последней численности детей взяты из Приложения к постановлению правительства СПб  СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ на 2012-2018г. По данным Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, каждый ребенок, посещающий детское дошкольное учреждение, перенес то или другое острое инфекционное заболевание, практически все дети переболели ОРЗ или гриппом. Управлять данными инфекциями практически невозможно, но такой фактор как закаливание оказывает укрепляющее действие. Происходит высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями – 20 случаев на 1000 детей. Причем источник инфекции, как правило, не связан с детским учреждением: это употребление приобретенных недоброкачественных продуктов, таких как глазированные и творожные сырки, соки или продукты  с истекшим сроком хранения; в летний период источником инфекции являются зараженные кишечной палочкой водоемы. Родители позволяют купаться детям, игнорируя запрещающие знаки. Больше всего дошкольному возрасту присуще следующие проблемы – каждый пятый ребенок этого возраста состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания. Лидируют болезни глаз – более 30 случаев на 1000 детей, примерно с такой же частотой встречаются болезни нервной системы, органов дыхания, пищеварения и костно-мышечной системы.

Факторы, определяющие здоровье: на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, 50% - от образа жизни, 10% - от медицинского обслуживания. Если на наследственность и окружающую среду воздействовать возможности не имеется, то необходимо направить усилия на самый значимый фактор (50%) – образ жизни.

Медико – демографические проблемы Санкт-Петербурга отражают ситуацию в стране в целом. За прошедшие десятилетия медико-демографическая ситуация в стране характеризовалась сокращением численности детского населения на 7 млн. человек, негативными тенденциями в состоянии здоровья. 10 лет отмечается увеличение заболеваемости детей на 42,5% , подростков – на 64%. Зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем классам болезней, формирующих хроническую патологию. Всероссийская диспансеризация детского населения  России в 2002 году позволила уточнить состояние здоровья детей и подтвердила, что за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: рост распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья, увеличение заболеваемости и инвалидности. Доля здоровых детей снизилась (с 45,5%  до 32,1%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию, которая выявлена у 16% детей (более 4 млн. детей).

 Проблема сохранения, укрепления и улучшения здоровья подрастающего поколения является крайне сложной, и ее решение не может быть прерогативой только системы здравоохранения.

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

2.1.Изучение современного состояния взаимодействия семьи и ДОУ

         

          Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная каждодневная работа в семье и ДОУ. Единое  информационное пространство помогает родителям и педагогам в решении вопросов, связанных со здоровьем детей.

Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, кто жизнерадостен, активен, любознателен, чей организм устойчив к патологическим и экстремальным воздействиям внешней среды, вынослив, имеет высокий уровень физического и умственного развития. Педагогам для определения состояния здоровья детей необходимо учитывать не только биологический анамнез детей, но и социальный анамнез семьи.

Возраст родителей (он позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей) :

- до 25 лет (превалирует решение карьерных вопросов, личных проблем, в то время как воспитание ребенка находится на втором плане);

- старше 25 лет (родители, как правило, целиком «отдают себя ребенку», его интересы и потребности занимают доминантное положение в иерархии потребностей семьи);

- образование и профессии (позволяют определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия);

- состав семьи ( говорит об участии в воспитательном процессе ребенка бабушек, дедушек, а также о наличии в семье других детей).

Анализ биологического и социального анамнеза развития ребенка позволяет оценить физическое развитие (нормальное или с отклонениями), оценить нервно-психическое развитие ребенка, дать характеристику устойчивости к острым инфекционным заболеваниям.

И родителям, и педагогам важно знать, что любые отклонения в раннем развитии ребенка это повод задуматься: форсировать дальнейшие развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действие факторов риска.

Для того, чтобы родители смогли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медработниками детского сада. Индивидуальные программы оздоровления предусматривают «гибкий режим» дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, участие родителей в общих и индивидуальных мероприятиях.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры родителей, уровня развития здравоохранения, социально-экологической ситуации в стране. Семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека, что в той или иной мере решается в семье. Семья призвана передать ребенку культурную, историческую и национальную традиции.

Специфическая функция семьи – воспитательная, обладающая тремя аспектами:

- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов;

- передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта;

- выработка у детей мировоззрения, трудолюбия, потребности и умения быть гражданином и хозяином своей жизни, соблюдать общечеловеческие моральные нормы;

- обогащение интеллекта детей, эстетическое и физическое развитие…

В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. Семья как социальный институт особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Ситуация нынешнего периода требует от семьи пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе, и в сфере воспитания.

В условиях, когда состояние здоровья населения России вызывает всеобщую тревогу, забота о здоровье становится прерогативой семьи. Воспитательная деятельность родителей в связи с этим должна быть нацелена на формирование здорового образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.

Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:

- отношение к ребенку;

- представление о нем и способы воздействия (контроль, наказание поощрение, предъявление требований и т.д.);

- характер обращения с ребенком.

Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений.

Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений. В связи с этим следует организовать специальную работу, направленную на обучение родителей навыками общения с собственным ребенком.

Ребенок – связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается образовательно-воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только игровой деятельности, но и собственного воспитания, активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. В нормативно-правовых документах указано, что родители – участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В Законе РФ «Об образовании» (ст.18) записано, что « родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.

Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

- непонимание родителями самоценности периода детства;

-неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

- выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

- недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.

Одной из составных частей педагогической культуры родителей является желание как можно лучше воспитать своих детей, ответственно относиться к своим родительским обязанностям.

Педагогическая компетентность родителей складывается из культуры:

- общения и межличностных отношений;

- эмоций и чувств;

- речи родителей;

- нравственного сознания и поведения;

- детской игры;

-детского труда;

- здоровья детей;

- личной безопасности.

Аспекты культуры родителей как ориентира работы с семьей могут быть конкретизированы по следующим компонентам общей культуры: знания, компетентность, ценность и смысл, рефлексия, творчество.

Характеристика педагогической культуры  родителей по культуре здоровья детей:

Знание:

-основных режимных моментов, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха;

-элементарных правил здорового питания;

- культурно – гигиенических навыков детей.

Компетентность:

- сохранение правильной осанки ребенком в различных видах деятельности;

- соблюдение некоторых приемов закаливания организма ребенка дома;

- владение распространенными подвижными и спортивными играми;

- координация движений ребенка;

- готовность освоить комплекс гимнастических упражнений для определенной возрастной группы.

Ценностно-смысловой компонент:

- принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье и здоровье семьи;

- проявление устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортивным играм;

- проявление потребности в ежедневной двигательной активности.

Рефлексия:

- адекватная самооценка участия ребенка в подвижных и спортивных играх;

- самоконтроль при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил.

Творчество: внесение творчества, творческого самовыражения в спортивные и подвижные игры.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1.Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям, и родителям, если семья знакома с содержанием, технологиями физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Системность и последовательность работы.

3. Индивидуальныйальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Особенности современной семьи влияют на взаимодействие с дошкольным учреждением. Необходимость к увеличению рабочего времени, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Работа по физическому развитию и укреплению здоровья включает в себя:

- создание в дошкольном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедуры, массаж и т.п.)

-проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований, рациональный режим дня, полноценное сбалансированное питание, закаливание;

- ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;

- тренинг родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания) с целью профилактики заболевания детей;

- согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления и режима лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении;

- создание семейных клубов по интересам;

- использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сферы: проведение викторин, фото и видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, на самую интересную спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи;

- выпуск газет с целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о новых формах семейного оздоровительного досуга;

- проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов для знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,

- создание и поддержание традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья;

- проведение совместных физкультурных занятий «Гимнастика вдвоем».

2.2. Система работы по воспитанию здорового ребенка посредством взаимодействия ДОУ и семьи.

Предполагаемая работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей проводится на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида №14 Василеостровского района города Санкт-Петербурга. Участвуют дети старше-подготовительной группы «Капелька», педагоги группы, руководитель физического воспитания, родители.

Учитывая реальное состояние здоровья детей (речевые нарушения, ослабленное здоровье, отклонения в психическом развитии, гиперактивные и малоподвижные дети),  изучив особенности детско-родительских отношений, проанализировав состав и особенности семей, педагоги нашей группы пришли к ряду выводов:

- родители практически не осознают важности влияния положительных детско-родительских отношений, влияющих на процесс физического развития ребенка и на его психологический комфорт;

- родители часто излишне требовательны к своему ребенку или чрезмерно его опекают;

- во многих семьях наблюдается дефицит общения родителей с детьми.

В связи с этим было решено использовать в своей работе совместные физкультурные занятия. Совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает родителей, проявляет имеющиеся в семье конфликты и противоречия в детско-родительских отношениях. Родители в совместной деятельности наблюдают за своими детьми, что дает им возможность оценить результаты своего воспитания, физического развития ребенка. Родители знакомятся со здоровьесберегающими техниками и способами выполнения отдельных элементов, правильной осанке ребенка. На занятиях отсутствует соревновательный момент, так как возможности детей разные.

Предшествует проведению совместной деятельности детей, педагогов и родителей анкетирование родителей (приложение 1,2), семинары по вопросам здорового образа жизни.

Необходимо донести родителям, что они становятся участниками педагогического процесса, проводимого в детском саду.

Цель совместной деятельности – вовлечение родителей в совместную деятельность средствами физической культуры, повышение уровня знаний родителей в области физического развития и воспитания, психологическое просвещение.

Задачи совместной деятельности:

Для детей:

- формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;

- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать мышечную сила, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;

- развивать психические процессы,

- развивать ручную умелость и мелкую моторику;

-совершенствовать эмоционально-волевую сферу; способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

Для родителей:

- формировать практические умения в области физического воспитания ребенка;

- повышать уровень психологической и педагогической культуры.

Для детей и родителей:

- формировать двигательные умения в детско-родительской паре;

- содействовать вербальному и невербальному общению;

- содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями;

- развивать творческую, познавательную активность, инициативу, кругозор.

Участвуют в разработке совместной деятельности воспитатели, педагог по физической культуре. Количество и время проведения определяется по ответам родителей на вопросы анкеты.

Для того, чтобы родители могли познакомиться со здлровьесберегающими технологиями и закрепить знания о проводимых упражнениях, предполагается выпуск миниальбомов, описывающих проводимые упражнения.

Для обратной связи в работе с родителями  в группе существует «родительская почта». Родители в письменной форме могут задавать вопросы, касающиеся также физическому воспитанию ребенка.

Параллельно  с детьми ведется работа валеологического направления: валеологическое сопровождение ребенка (создание условий пребывания ребенка в детском саду, не наносящих вред его здоровью) – гибкие режимы дня, режим для ослабленных детей, организация учебного процесса с учетом физических и психических возможностей детей;

Валеологическое образование: овладение детьми системой валеологических знаний: («кто такой здоровый человек?», «моя здоровая семья», «я и мое здоровье»).

Результатом деятельности с детьми является создание альбома «Капельки здоровья». В этот альбом помещаются ответы детей на вопросы о здоровье, например: кто такой здоровый человек – это человек, который «много бегает; у него хорошая память; красивый; любящий; катается на льду; занимается спортом; веселый). Также в альбом помещаются рисунки детей, фотографии.

Таким образом, выстраивается система работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, включающая в себя:

- консультирование родителей по вопросам здоровьесбережения и здорового образа жизни

- привлечение родителей к совместной деятельности;

- наглядная информация;

- знакомство родителей с деятельностью детей.

 В высказывании великого педагога В.А.Сухомлинского говорится: «От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Наибольшие положительные результаты предложенной работы возможны только при условии тесного взаимодействия с семьей, преследования единых целей, ориентиров у всех взрослых, сопровождающих ребенка в процессе его взросления. Бережное отношение к своему здоровью, к здоровью других людей, живущих рядом является необходимым фактором благополучия жизни любого человека.

Заключение.

Здоровье детей социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической ситуации в стране, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении,  санитарной и гигиенической культуры родителей,

Значительными факторами, формирующими положительное отношение детей к своему здоровью, является система воспитания и обучения, включающая в себя овладение ребенком системой валеологических знаний, формированием условий чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, ценностных ориентаций на индивидуальное здоровье, мотиваций к его формированию и развитию.

Анализируя современные подходы к проблемам формирования здорового образа жизни, можно выделить предпосылки результативности работы в области сбережения здоровья: формирование потребностей к мотивации здорового образа жизни; перенос  в практическую деятельность усвоенных детьми знаний.

Эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни обеспечивается совместной деятельностью, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 

Приложение 1.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

  1. Каково состояние Вашего здоровья?

А) очень хорошее

Б) хорошее

В) нормальное

Г) плохое

                 2. Каково здоровье Вашего ребенка?

                      А) хорошее

                      Б) нормальное      

                      В) плохое

                 3. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

                 4. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

                 5. Вы курите?

                 6. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

                 7. Как Вы проводите свой отпуск?

                 8. Как Ваш ребенок проводит досуг?

                 9. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

               10. Откуда Вы получаете знания о ЗОЖ?

               11. Вы ведете ЗОЖ?

     12. Вы прививаете ЗОЖ своему ребенку?

     13. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физичес

         Кого развития Вашего ребенка?.

Приложение 2.

  1. Хотели бы Вы вместе со своим ребенком стать участником совместной физкультурной деятельности?
  2. Как часто Вы смогли бы посещать такие мероприятия?
  3. В какой день недели Вам наиболее удобно посещать?
  4. Когда, по Вашему мнению, лучше начинать мероприятие?

         


Приложение 3.

     

Игровой физкультурный тренинг для всей семьи:

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Всем встать в круг, взяться за руки)

Солнце встало за окошком.

Потяни к нему ладошки.

(Потянуться руками наверх)

Руки выше поднимаем,

А потом их отпускаем.

(Опустить руки вниз, повторить 5-7 раз)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны, по швам

И согнуться пополам.  

   (Наклониться вниз, достать руками до пола)

 

Друг на друга поглядим

И все снова повторим.

(Повторить 5 раз)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так!

(Руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнить наклоны вправо – влево)

На одной ноге, как цапля,

Постоим сейчас, ребята.

Надо ножку поменять

И на другой теперь стоять.

(Стоять поочередно на правой, левой ноге под счет от одного до пяти)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседать, вытягивая руки вперед)

Колобок, колобок,

У него румяный бок.

(Присесть, обхватив руками колени)

По тропинке, по дорожке

Будут прыгать наши ножки.

(Прыжки на двух ногах)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте.

Раз, два, три, начинай,

От меня не отставай.

(Бег на месте)

Вдох и выход, наклонились.

( Глубокий вдох, выдох, наклон, Повторить 3 раза)

Всем спасибо, потрудились.

 

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.

Уважаемые коллеги! В этой статье расскрыта совместна работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья воспитаннников, в помощь воспитателям для работы с родителями....

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....

Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обе...

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...

Взаимодействие педагогов и семьи в воспитании здорового ребенка посредством приобщения к подвижным играм народов Поволжья

Давыдова Н.А., Самылова С.А., Солодилова С.М. Взаимодействие педагогов и семьи в воспитании здорового ребенка посредством приобщения к подвижным играм народов Поволжья...