закаливание
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Закаливание
— система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Основные виды закаливания:
- водные процедуры,
- воздушные,
- Солнечныеванны.
Один из главных принципов закаливания – систематичность. Она позволяет нервной системе адекватно реагировать на изменение условий внешней среды. Второй принцип – постепенность. Начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным. Третий принцип – индивидуальный подход к ребенку. Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.
«Босохождение» - это отличное закаливающие средство для детей, особенно с ослабленным здоровьем. Очень полезно пройтись, пробежаться босиком по полу, по земле, по специально подготовленным дорожкам в физкультурном зале, группе. Босохождение следует начинать в теплое время года, и продолжать в холодное.
Солевое закаливание. Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Солевая дорожка, представляет собой, коврик их холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли). Возможен и другой вариант солевой дорожки: 4 -6 холстяных мешочков шириной 15 см. и длиной 30 см., наполненные морской солью крупного помола, в два слоя, смачивают водой (лучше из пульверизатора), после использования мешочки необходимо постирать и просушить, по мере таяния соли, мешочки следует пополнять солью.
Процедура закаливания начинается с разогрева стопы. Для этого используют массажеры для стоп, по которым дети проходят босиком. Это могут быть ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т.д. Различные виды ходьбы и бега, включаются в вводную часть занятия. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой и обливанием стоп прохладной водой.
Обливание стоп производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.
Температура на уровне ребенка от 2 лет до 3 лет +19° - +20о. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находиться в 2-слойной одежде:
— у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
— у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы; босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5—7 мин) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже +18 градусов.
Комплекс занятий по закаливанию
проводимый после дневного сна.
ЦЕЛЬ: Продолжаем знакомить детей с оздоровительными процедурами, формировать потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приучать ценить своё здоровье; развиваем образное мышление и воображение; упражнять в различных видах ходьбы по массажным дорожкам, по мокрой и сухой дорожке; закреплять умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, весёлое настроение.
СОН БЕЗ МАЕЧЕК - Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ -
1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7 . Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри–раз,два,три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ Проводится 2—З раза в день. «Поиграем с носиком»
1. Организационный момент.
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и - левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: «Поиграем с носиком»
Подходи ко мне, дружок
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _____________ покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
ХОДЬБА
(повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлажденю)
- по массажным дорожкам, босиком (разогревание стоп).
- Ходьба по мокрой и сухой дорожке(мокрому и сухому махровому полотенцу)
ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ
Ребёнок должен:
• открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. Надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции
ИТОГ: Спросить у детей:
- Что мы сейчас делали?
-Вам понравилось?
- Зачем мы это делаем?
ЗАКАЛЯЙСЯ,
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Группа №4 «КОРАБЛИК»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.
Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма» Подготовила и прове...
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....
Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской
В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...