Программа-инклюзия
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание программы
1. Пояснительная записка стр. 2
2.Цель и задачи программы стр. 6
3.Содержание программы стр. 7
3.1материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ стр. 7
3.2Воспитательно-образовательное направление стр. 7
3.3Коррекционно-оздоровительное направление стр.10
3.4Профилактическая работа с семьей стр.14
3.5Мониторинг реализации программы стр. 16
4. Педагогический эксперимент стр. 18
5.Библиографический список стр. 21
Приложение №1 Паспорт физкультурного зала
Приложение №2 Модель режима двигательной активности детей
Приложение №3 Комплекс дыхательных упражнений
Приложение №4 Комплекс упражнений для массажа и самомассажа
Приложение №5 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки-фитбол
Приложение №6 Комплекс релаксационных упражнений
Приложение №7 Комплекс кинезиологических упражнений
Приложение №8 Индивидуальный образовательный маршрут
Приложение №9 Диагностическая карта
Пояснительная записка
«Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человечеству и его здоровью.
Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.
Актуальность программы.В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр.Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, тоесть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии - избыточное отложение жира.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, 3% - детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с различными расстройствами, в том числе и речевыми. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.
Причин роста патологии множество: плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Теоретическая обоснованность программы.
Теоретические идеи и практические исследования интегрированного обучения заложили ученыеЭ.И.Леонгард, Б.Д. Корсунский, Г.Л. Зайцев, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, А.Н. Коноплев, Т.С. Зыков, Т.В.,Т.Л. Лещинский, М.Л. Любимов, Н.М. , Назаров, Л.И. Тигранов, Е.А. Шкатов, Л.Е. Шевчук, Л.М. Кобрин, Л.М. Щипицин, Т.В. Фуряев. Малофеев Н.Н., академик РАО, Институт Коррекционной педагогики РАОсчитает: «Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности.
Теоретико-методологическую основу программы составили фундаментальные концепции: теории и методики физической культуры (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Ю.Н.Николаев, Ю.Ф.Курамшин); теории и методики адаптивной физической культуры (С.П.Евсеев, A.A.Потапчук, Л.Н.Шапкова); коррекционной педагогики и психологии (Л.М.Шипицына, Л.Н.Ростомашвили);инклюзивного образования (Т.С.Овчинникова, H.H.Матвейчук, Д.Митчелл, Г. Банч, J. Thousand, А. Nevin, W. Fox).
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
2.Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
3.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
5.Приказ ДОиМП № 1291 от 25.08.2016«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в ХМАО-Югре на 2016-2018 годы».
6.Локальные акты учреждения (положения, нормативные документы, распорядительные акты и т.д.).
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (Д. Митчелл, 2008; Г. Банч, 2002; И.Н. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, 2002; Н.С. Грозная, 2006 и др.).
В концепциях Л.С. Выготского отмечается, что реализация личности носителя дефекта в большей степени зависят от социальных и психологических условий, чем от наличия самого дефекта. Также определены приоритеты помощи как психолого-педагогические или социальные, а не медицинские или биологические.
Процесс включения детей с ОВЗ в образовании оказывается очень сложным как в своей организационной составляющей так в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Создание и внедрение в образовательный процесс новых механизмов построения адаптивной образовательной среды, обеспечивающей минимизацию образовательных, материальных и социальных барьеров, комплексное развитие и сохранение здоровья детей с ОВЗ, гарантирует доступное качественное образование для детей с разными образовательными потребностями.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающихтехнологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
К сожалению, в дошкольных заведениях общего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе. Поэтому инклюзивные занятия по физической культуре в этих условиях, на наш взгляд, приобретают особую актуальность и значимость.
В соответствии с ФГОС ДОО в 2016 году в дошкольном учреждении были открыты 2 комбинированные группы, с целью реализации прав детей на образование на основании Закона РФ «Об образовании».
Таким образом, возникла необходимость написания программы «Физическое развитие и оздоровление детей в условиях инклюзивного образования».
Программно-методическое обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ:
1.Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.
3.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008.
4.Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003. Тяжёлые нарушения речи Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
5.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. 2008.
6.Ранний детский аутизм Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М., ВЛАДОС, 2007. С.В.Исханова «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей».
Концепция программыспособствует укреплению здоровья детей в воспитательно-образовательной работе ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, включение родителей с образовательный процесс.
Новизна программы выстроена на модели системного интегрированного подхода в образовательном процессе во взаимодействии со специалистами и родителями, направленного на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Цель программы: сохранение и укрепление физического здоровьядетей в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1.Развиватьздоровьесберегающую среду в ДОУ.
2.Организовать рациональную двигательную активность детей и формироватькультуру здорового образа жизни.
3.Организовать систему эффективного педагогического сопровождения физического развития детей в условиях инклюзивного образования.
4.Овладеть приемами и технологиями, способствующие эффективной коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития.
5.Экспериментально проверить методику инклюзивного физического воспитания детей дошкольного возраста и оценить ее эффективность.
Программа оздоровления и физического развития детей в условиях ДОУ разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения, формирование навыков здорового образа жизни.
Программа включает целый комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие.
Отличительными особенностями этой программы являются:
- включение нетрадиционных форм оздоровления (дыхательная гимнастика, самомаcсаж, психогимнастика, элементы йоги гимнастика для глаз) в занятия физическими упражнениями;
- введение дополнительных форм работы с детьми - занятия в тренажерном зале, динамический час, кружковая работа.
- комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению, разработанный и реализуемый медицинским работником и инструктором по физическому развитию.
- оборудование дополнительных помещений для занятий с детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы:
а) обновление материально-технической базы:
- пополнить спортинвентарь физкультурного зала, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками;
б) создание адаптивной среды:
- оборудовать «Тропу здоровья» различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
- создать «Центр здоровья» для проведения индивидуальных занятий и групповых с детьми ОВЗ;
- восстановить центры уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе.
в) совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и педагогического сопровождения:
- внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии как средства оптимизации нагрузки, формирования мотивации и приоритета здорового образа жизни.
- организоватьиндивидуализацию учебного процесса как средства адаптивности;
- внедрение инновационных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации;
- организовать проведение семинаров-практикумов для участников образовательного процесса с целью повышения компетентности в условиях инклюзии.
Содержание программы
Разработка содержания и использования разнообразных организационных форм инклюзивного физического воспитания опирается на следующие положения:
-учет противопоказаний для детей с ограниченными возможностями здоровья по использованию средств и методов физического воспитания;
-создание условий для эффективного личностного и физического развития как детей, с ограниченными возможностями здоровья, так и их здоровых сверстников;
-максимально возможное использование урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями в системе инклюзивного образования.
Основные направления программы
1.Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Материально-техническое оснащение:
1.Физкультурный зал, оборудован имеющимся необходимым инвентарём: ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и др. оборудованием в соответствии с ФГОС ДОО (Приложение 1 «Паспорт физкультурного зала»).
2.Библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений.
3.В каждой возрастной группе имеются Центры здоровья, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
4.В ДОУ работают узкие специалисты узкой направленности: музыкальный руководитель, учитель-логопед. Привлечение специалистов с Леушинской коррекционной школы (обмен опытом, транслирование, консультации и т.д.).
2.Воспитательно-образовательное направление
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Активная двигательная деятельность способствует:
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
1.Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2.Двигательную активность сочетается с общедоступными закаливающими процедурами.
3.Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
4.Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
5.Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков мед.отводов.
6.Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
- выполнение режима двигательной активности детей (Приложение № 2 – Модель режима двигательной активности детей);
- преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;
- использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.
Эта задача решается через реализацию рабочей образовательной программы ДОУ:
- фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
- организацию игровой деятельности детей;
- индивидуальную коррекционную работу с детьми учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:
- обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей (анкетирование родителей, ведение и адаптационных листов наблюдений, гибкий график, использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей, фотографий и др.); создание эмоционального комфорта, психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации), проведение психолого-медико-педагогических консилиумов);
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:
3.Коррекционно-оздоровительное направление.Становление культуры человека обусловлено, прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Компоненты инклюзивного физического воспитания
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1.специфической иммунопрофилактикой – вакцинация.
2.неспецифическая иммунопрофилактика:
- плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия);
- закаливающие мероприятия (босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом);
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, йога;
- профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия.
Новые, нетрадиционные методы:
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному, длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключений движений глаз и языка к движениям рук;
- подключения дыхательных упражнений и метода визуализации.
Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательные упражнения предшествуют самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — педагога-психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.(Приложение №3 -Комплекс дыхательных упражнений).
Массаж и самомассаж: Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.(Приложении № 4 - Комплекс упражнений для самомассажа)
Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия: В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.(Приложении № 5 - Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки (фитбол).
Релаксационные упражнения с элементами йоги, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Детская йога – это комплекс упражнений, которые способствуют нормальному психическому и физическому развитию ребенка Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.
Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (Приложение №6 –Комплекс релаксационных упражнений – йога).
Кинезиологические упражнения.Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов - это кинезиология.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. (Приложение №7 – Комплекс кинезиологических упражнений).
Профилактическая работа с семьей. Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей и ребенка с ОВЗ является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:
∙ готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
∙ распределение ответственности за успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями;
∙ обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
При работе с родителями ставятся следующие задачи:
1.Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.
2.Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.
3.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
4.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.
5.Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.
Инструктор по физической культуре:
Чтобы решить проблему оздоровления детей - необходимо создать доверительно-деловые контакты с родителями, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:
- Знакомство с родителями (установление доверительных отношений с родителями),
- Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка (продолжать формировать установку на сотрудничество),
- Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей (осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей).
Воспитание потребности в здоровом образе жизни должны осуществляться по следующим направлениям в детском саду и семье:
На основании всего выше сказанного можно сказать о том, что физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей является важной ступенью в формировании в будущем активной жизненной позиции ребенка.
4.Мониторинг реализации программы.Мониторинг психофизических процессов дошкольников с ОВЗ Опыт работы в ДОУ с детьми с ЗПР и ОНР, ТНР, РАС показал, что успех коррекционной работы зависит от того, насколько глубоко и детально проведено обследование ребенка на начальном этапе коррекционной работы.
Согласно концепции развития современного образования мониторинг рассматривается как основной способ повышения качества и расширения доступности образования. Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья реализация этих задач особенно актуальна.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать программу, соответствующую образовательным и социальным потребностям ребенка. Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данного направления он владеет и какие проблемы у него имеют место.
Педагогический мониторинг – средство, позволяющее гибко и действенно осуществлять педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, достигать поставленных образовательных целей.
В проведении мониторинга участвуют: воспитатели; учитель - логопед; музыкальный руководитель; инструктор по ФИЗО; медицинский работник.
Каждый специалист подбирает инструментарий для мониторинга в соответствии со своим направлением.
Основные задачи мониторинга:
Методы сбора информациив системе мониторинга в коррекционном процессе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности воспитанников.
С помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми, либо для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Согласно ФГОС, «периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».
Педагогические рекомендации - для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
∙ предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
∙ начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
∙ сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
∙ оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;
∙ привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;
∙ помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;
∙ старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;
∙ включать в программу обучения коррекцию нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Результатом мониторинга является индивидуальный маршрут развития ребенка, который поможет корректировать и выявлять динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого воспитанника с ОВЗ. (Приложение№ 8 – Индивидуальный образовательный маршрут)
Педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования:Предполагалось, что разработка методики инклюзивного физического воспитания позволит повысить эффективность процесса физического воспитания и психофизического развития детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, обеспечит адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к социуму и воспитанию толерантности здоровых детей.
Цель исследования:Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику инклюзивного физического воспитания, способствующую повышению эффективности процесса физического воспитания детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Объект исследования:Инклюзивное физическое воспитание детей.
Предмет исследования:Процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и здоровых сверстников при организации и проведении физкультурных занятий в условиях дошкольного учреждения.
В диагностической карте (Приложение №9 – Диагностическая карта) представлены результаты физической подготовленности детей комбинированной группы до и после педагогического эксперимента.
Показатели уровня физической подготовленности здоровых детей школы №
593 до и после педагогического эксперимента
Показатели Группа здоровых детей (п=5)
1 Стат. вывод
До эксперимента Послеэксгеримета
1.Челночный бег 3x1 Ом, с 9,93±0,19 9,69±0,24 3,29 р<0,05
2.Прыжок в длину с места, см 148±9 152±8 2,80 р<0,05
3.6-минутный бег, м 830±60 880±80 2,53 р>0,05
4. Наклон вперед из положения сидя, см 1,2±4,0 ■2,6*4,1 2,74 р>0,05
Анализ результатов уровня физической подготовленности здоровых детей до и после педагогического эксперимента показал, что произошло улучшение показателей.
Это подтверждает тот факт, что занятия в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не сказались отрицательно на физической подготовленности здоровых детей. Уровень их физической подготовленности соответствует возрастной норме.
Завершая описание результатов проверки эффективности использования методики инклюзивного физического воспитания детей, можно сделать ряд обобщений:
Во-первых, инклюзивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников возможно.
Во-вторых, для обеспечения условий для эффективного физического и личностного развития детей с ОВЗ и их здоровых сверстников необходимо использовать разработанные методические приемы обеспечения равных возможностей всех участников инклюзивного физического воспитания, а такжезадействовать не только урочные, но и все возможные внеурочные формы занятий.
В-третьих, при соблюдении перечисленных условий инклюзивное физическое воспитание оказывается не только возможным, но и эффективным как для здоровых детей, так и для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В-четвертых, проведенное исследование показало исключительную сложность рассматриваемой проблемы, решение которой еще очень далеко от завершения и находится в самом начале пути, что требует дополнительных экспериментальных исследований.
Научная новизна исследования заключается в следующем - научно обоснованы пути создания равных возможностей развития для здоровых учащихся и детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, разработаны требования к организации инклюзивного физического воспитания, обосновано содержание методики инклюзивного физического воспитания и экспериментально доказана её эффективность.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика инклюзивного физического воспитания для ДОУ;
- разработаны методические рекомендации для родителей по организации и проведению совместных занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и их здоровых сверстников;
- занятия инклюзивным физическим воспитанием школьников положительно воздействуют на уровень физической подготовленности и психического состояния всех участников этого процесса.
Выводы:
Анализ научно-методической литературы, изучение и обобщение опыта применения инклюзивного образования выявили ряд преимуществ для всех участников процесса:
У детей с ОВЗ повышаются возможности: осуществлять более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками; улучшать свои социальные компетенции и навыки коммуникации; дружить со здоровыми сверстниками.
У здоровых детей возникают возможности:получать уникальный социальный опыт общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению их самооценки, формированию умений и навыков рефлексии;развивать толерантность, доброжелательность, милосердие и уважение к лицам, имеющим значительные отличия от обычных детей.
Практические рекомендации:
С целью повышения эффективности процесса инклюзивного физического воспитания в образовательных учреждениях педагогу, осуществляющему инклюзивное физическое воспитание, рекомендуется:
1.Проводить комплексные уроки инклюзивного физического воспитания, включающие общеразвивающие, коррекционные, прикладные упражнения, игры и эстафеты.
2.Занятия проводить в различных построениях: в кругу, в свободном распределении по залу, в колонне, в разомкнутой шеренге, на месте и в движении.
3.Общеразвивающие, коррекционные и прикладные упражнения в ДОУ целесообразно проводить в форме имитационных упражнений и игровых заданий, объединенных в комплексы;
4.К каждому занятию педагогу следует подбирать разнообразные упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на организм занимающихся и доступность выполнения каждому ребенку.
5.Педагогу, осуществляющему инклюзивное физическое воспитание, необходимо работать в тесном контакте с врачами, которые дают сведения об индивидуальных особенностях детей.
6.Педагогу, осуществляющему инклюзивное физическое воспитание, необходимо помнить о наиболее типичных противопоказаниях:
- длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений;
- упражнение с длительным статическим напряжением;
- упор и висы (для учащихся, страдающих нарушением функций верхних конечностей);
- упражнения, развивающие подвижность в суставах (при артродезах суставов);
- наклоны и повороты туловища с большой амплитудой (после фиксации позвоночника).
7.Во избежание переутомления детей педагог должен осуществлять индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок на занятии. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения, введения дыхательных упражнений.
8.Педагогу, осуществляющему инклюзивное физическое воспитание, рекомендуется проводить планирование в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к проведению занятия по физической культуре: постепенное повышение нагрузки к середине урока и снижение в его конце, чередование различных видов упражнений в соответствие с возможностями детей.
9.Педагогу, осуществляющему инклюзивное физическое воспитание, необходимо помнить, что помещение, отведенное для занятий, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано спортивным инвентарем и аптечкой первой медицинской помощи.
Список используемых источников
Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова (с. 249)
Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой (с. 71)
Воспитатель ДОУ № 1-2008 г. (с. 9)
Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (с. 64)
1. Дьяченко, В.Г., Рзянкина М.Ф., Солохина Л.В. Руководство по социальной педиат-
рии. Под. Ред. В.Г. Дьяченко / В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина – Хабаровск:
Изд-во ДВГМУ, 2010, – 124 с.
2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов
/ С.П. Евсеев . // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» СПб. 1-4 декабря 1998 г. –
СПб., 1998, - С. 99-100.
3. Косс, В.О. Инклюзивное образование. К постановке проблемы / В.О. Косс // Соци-
альная работа в России: образование и практика: сб. науч. Тр. Под ред проф. Н. А. Гри-
ка.–Томск, 2009, – С. 114–117.
4. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Овчаренко, С.А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидизации с
детства / С.А. Овчаренко // Здравоохранение Российской Федерации. – 1993. – № 11 .– С
21–23
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М. : Издательство «Права человека», 2001. С. 18-23.
2. Алехина, C.B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / C.B. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. - С. 104-116.
3. Алехина, C.B. Образование в Москве. Инклюзивное образование / C.B. Алехина // Сборник метод, публикаций. Вып. 1. М. : Центр «Школьная книга», 2010. - С. 6-12.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. М. : Просвещение, 1989. - 77 с.
5. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Киев : Здоровье, 1988. - 328 с.
6. Бакуленко, И.Н. Авторская программа по физической культуре для учащихся с заболеванием опорно-двигательного аппарата 1-12 класса / И.Н. Бакуленко, Е.А. Гончарова ; С.-Петерб. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. -СПб. :б.и., 2008. 84 с.124 д
7. Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? (Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе) / Гэри Банч ; пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. М. : РООИ «Перспектива», ООО «Издательство МБА», 2008. - 88 с.
8. Банч, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников / Г. Банч, Э. Валео // Журнал исследований • социальной политики. 2008. - Т. 6. - № 1. - С. 23-52 .
9. Батова, A.B. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду :дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / : Батов Алексей Викторович. М., 2001. - 211 с.
10. Башкирова, М.М. Организация массовых соревнований среди инвалидов в разных странах мира: сравнительный анализ / М.М. Башкирова // Физическая культура и здоровый образ жизни : тезисы докладов науч.-практ. конф.-М., 1990.-С. 12-13.
11. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная . физическая культура при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. JI.: Медицина, 1971. - 247 с.
12. Бортфельд, С.А. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. — Л. : Медицина, 1986. 176 с.
13. Винник, В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности :автореф. дис. . канд. пед. наук / Винник В.А.; Всерос. науч.-исследват. ин-т физ. культуры. М., 1991. - 24 с.
14. Вишневский, В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР :автореф. дис. . канд. пед. наук / Вишневский В.И.; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. М., 1987. -24 с.
15. Включающее образование. История и зарубежный опыт // Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра : материалы конференции. Самара : СООИК «Ассоциация Десница», 2007. - С. 31-34.
16. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата : учебно- методическое пособие / под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. СПб. : Издательский дом СПб МАПО, 2004. - 317 с.
17. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 / JI.C. Выготский ; гл. ред. A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
19. Выдрин, В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры : учебное пособие / В.М. Выдрин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1997. - 169 с.
20. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. -31 с.
21. Голиков, Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. -2006.-№ 1.-С. 2-7.
22. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
23. Грозная, Н.С. Включающее образование. История и зарубежный опыт // Вопросы образования. 2006. - № 2. - С. 90.
24. Гудков, Ю.Э. Занятия физическими упражнениями в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды / Ю.Э. Гудков // Адаптивная физическая культура. 2010. - № 4 (44). - С. 38-44.
25. Гусева, Т.Н. Инклюзивное образование. Вып. 1 / Т.Н. Гусева. -М. : Центр «Школьная книга», 2010.-272 с.
26. Гусева, Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития германизации общества / Т.Н. Гусева // Сборник метод, публикаций. Вып. 1.- М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 3-6.
27. Гутин, А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов :дис. . канд. пед. наук / Гутин А.Т. ; Омский гос. ин-т физ. культуры. Омск, 1988. - 17 с.
28. Дмитриев, A.A. Интегрированное обучение детей с особыми • образовательными потребностями: за. и против : учебно-методическое пособие для студ. психолого-педагогических специальностей / A.A. Дмитриев. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2006. - 95 с.
29. Дмитриев, A.A. Основные тенденции и направления развития специального образования в России и за рубежом / A.A. Дмитриев // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования.- Красноярск, 2004. С. 97-99.
30. Евсеев, С.П. Подходы к определению процентов гандикапа в адаптивном спорте / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. .- 2008. № 2 (34). - С. 31-34.
31. Ефименко, H.H. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом / H.H. Ефименко, Б.В. Сермеев. -М.: Советский спорт, 1991. 56 с.
32. Жилая среда для инвалидов с нарушением функции нижних конечностей / Э.Н. Демина, С.Ф. Курдыбайло, С.Е. Соболев, В.Г. Сусляев, Г.Д. Лопатков, A.M. Жамкочян // Вестник Всероссийской гильдии протезистов ортопедов . - 2004. - № 17. - С. 36-39
33. Журба, JI.T. Нарушение психомоторного развития детей первого . года жизни / JI.T. Журба, Е.М. Мастюкова. М. : Медицина, 1981. - 272 с.
34. Гутников, C.B. Из Америки с золотом, серебром и бронзой /C.B. Гутников // Адаптивная физическая культура. 2009. - № 1 (37). - С. 40, с. 1, 3 обложки.
35. Инклюзивное образование: перспективы развития в России -материалы к конференции // http:/ www.perspektiva-inva.m/index.php?id=308. -Дата обращения 12.12.2009.
36. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. СПб. : Галлея принт, 2011. - 256 с.
Приложение №1
Паспорт физкультурного зала
Приложение №2
Модель режима двигательной активности детей в ДОУ
Виды занятий и форма двигательной активности | Мл. возраст | Ср. возраст | Ст. возраст | Подг. возраст | Особенности организации | |
1. Физкультурно-оздоровительные занятия | ||||||
1.1 | Утренняя гимнастика | 6-8’ | 6-8’ | 8-10’ | 8-10’ | Ежедневно в сп/зале,группе, на воздухе |
1.2 | Двигательная разминка во время перерыва м/занятие | 10’ | 10’ | 10’ | 10’ | Ежедневно |
1.3 | Физкульт. минутка | 1,5-2’ | 2’ | 2’ | 2’ | Ежедневно по необходимости от вида, содержания занятия |
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулках | 6-10’ | 10-15’ | 20-25’ | 20-25’ | Ежедневно во время прогулок |
1.5 | Дифференцированные игры-упражнения на прогулке | 5-8’ | 5-8’ | 12-15’ | 12-15’ | Ежедневно во время вечерних прогулок |
1.6 | Физ. упражнения после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | 5-10’ | 5-10’ | 5-10’ | 10-12’ | Ежедневно |
1.7 | Оздоровительный бег | --- | 3-7’ | 3-7’ | 8-10’ | 2 раза в неделю подгруппами (5-7 чел.) в утр. прогулку |
2. Учебные занятия | ||||||
2.1 | По физической культуре | 15’ | 12’ | 25’ | 30’ | 3 раза в неделю, одно - на участке для детей 5-7 лет (до 15ОС) В непогоду - в спорт/зале |
3. Самостоятельные занятия | ||||||
3.1 | Самостоятельная двигательная активность | Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей | Ежедневно в помещении и на открытом воздухе | |||
4. Спортивно-оздоровительная деятельность | ||||||
4.1 | Неделя здоровья (каникулы) | 2 раза в год | ||||
4.2 | Физкультурный досуг | 20-30’ | 20-30’ | 35-40’ | 40-50’ | 1 раз в 2 месяца во IIой половине дня 2-3 раза в год |
4.3 | Физкультурный спортивный праздник | 30-40’ | 50-60’ | 60-80’ | 60-80’ | 2 раза в год в сп/зале или на воздухе |
5. Дополнительные виды занятий | ||||||
5.1 | Секционно-кружковые занятия | 15’ 1 раз в неделю | 20’ 2 раза в неделю | 25’ 2 раза в неделю | 30’ 2 раза в неделю | По желанию родителей и детей |
6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | ||||||
6.1 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья |
Приложение №3
Комплекс дыхательных упражнений
Универсальным является обучение четырехфазовым дыхательным упражнениям, содержащим равнее по времени этапы: «вдох—задержка — выдох—задержка». Вначале каждый из них может составлять 2 — 3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось, вначале необходима фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних, состоящее из следующих четырех этапов:
1-й — вдох: расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперёд; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2-й — пауза.
3-й — выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4-й — пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5раз.
1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2 — 5сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится, желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза {задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем. чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.
4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, припевая отдельные звуки (а, о, у, щ, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в г ц, х и и т.п.).
5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи, Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.
После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.
7. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую) затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого У. выполняется лежа на животе.
8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.
9. И. п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.
10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.
11. И. п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.
12. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.
13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.
14. И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п.
15. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе, поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание На выдохе руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.
16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).
В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует дополнительного внимания со стороны специалиста.
Приложении № 4
Массаж и самомассаж
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, стали тяжелыми и т.п.
Упражнения:
«Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по проф. А.А.Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 1 даны точки, которые следует массировать последовательно.
Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем обучить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 с (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других эффектов постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:
точка 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение;
точка 2 регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
точка 3 контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани;
точка 4 - зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же, как и точку 5;
точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам;
точка 6 - массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит;
точка 7 - улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга;
точка 8 - массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат;
точка 9 - массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.
1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около 1 с); местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони, затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.
2. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняется сначала кулаками, обращенными вверх, затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различные частей тела.
3. «Мытье головы».
А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении; 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
4 . «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно,
5. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение,
6. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
7. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 — 5 раз. После этого проделать 3 — 5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
8. Покусывание и «почесывание» губ зубами: то же — языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.
9.«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
10. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3 — 5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
11. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5 — 10 вращательных движении по часовой стрелке и против нее; то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.
12. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.
13. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.
Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.
14. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
15. «Качалка» на спине и животе, «Бревнышко», «Растяжки» являются прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.
16. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.
Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.
Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики шлепанцы, тренажеры).
Приложении № 5
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
и нарушений осанки (фитбол)
Приложение №6
Комплекс релаксационных упражнений – йога
Релаксацию можно проводить как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — является частью единого процесса. Эти три составляющие создают необходимые условия для осознания ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия. Мы учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, настраиваться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.
Релаксационные упражнения
Несколько возможных сценариев дня релаксации продолжительностью около 5 мин.:
Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.
1). «Пляж». Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».
2). «Ковер-самолет». Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивают; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас», лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.
- сделать 3 — 5 циклов глубокого дыхания;
- потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;
- поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться достать им до пола.
Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону; потереть ладонь о ладонь и подошву, о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться несколько раз на спине вперед-назад, раскачиваясь, как «корзиночка» («качалка»), или перекатываясь, как «бревнышко». Делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
Приложение №7
Комплекс кинезиологических упражнений
- «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем самостоятельно 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении упражнения можно предложить ребенку помогать себе командами («кулак»-«ребро»-«ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
- «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
- «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. в дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
- «Мельница» Выполняется стоя. Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.
- «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
- «Вращение». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом одновременно двумя.
- «Руки-ноги». Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе – руки врозь.
ноги врозь – руки вместе.
ноги вместе – руки вместе.
ноги врозь – руки врозь.
Приложение №8
Приложение №9