ПРОЕКТ "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ"
проект (младшая группа) на тему
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей имеет большое значение и для их здоровья. И самое главное, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №66»
ПРОЕКТ
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»
Автор: воспитатель ТОЛСТЫХ М. В.
Иваново 2017 г.
Тип проекта: ролево-игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Актуальность:
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей имеет большое значение и для их здоровья. И самое главное, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Участники проекта:
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы.
• Родители воспитанников группы.
Цель проекта:
Сформировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста; способствовать приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Сформировать у детей привычку следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
Сформировать у детей навыки столового этикета: умение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом;
Сформировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя во время раздевания-одевания, закрепить порядок раздевания-одевания;
Сформировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Сформировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).
Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .
Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
Познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены у детей.
Предполагаемый результат:
У ребенка сформирована привычка следить за своим внешним видом,
Ребенок умеет правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Ребенок умеет вести себя за столом: пользуется правильно столовыми приборами, салфеткой; не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает за столом.
Ребенок умеет с помощью взрослого одеваться-раздеваться, знает порядок раздевания-одевания.
Ребенок владеет начальными знаниями о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
У ребенка возникает потребность в соблюдении гигиенических навыков.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Основные формы реализации проекта:
Работа с детьми:
- Чтение художественной литературы, заучивание народных песенок, потешек, стихотворений.
- Беседы по теме.
- Дидактические игры по теме.
- НОД по теме проекта.
- Продуктивная деятельность.
- Игры – импровизации, хороводные игры.
- Просмотр презентаций и мультфильмов по теме.
Работа с родителями:
- Консультации, папки-передвижки, стенды, беседы по теме проекта.
- Открытое мероприятие.
- Показ презентации.
Материалы и оборудование: литературный материал по теме проекта; наглядный материал (плакаты, иллюстрации); настольно-печатный материал (пазлы, кубики, игры); атрибуты для сюжетно-ролевых игр; игровой персонаж кукла Катя; аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителями по теме проекта.
2 этап – практический (выполнение проекта):
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
3. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей воспитанников.
4. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
5. Организация тематических выставок, создание фотогазет.
3 этап – итоговый (защита проекта):
Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Оформление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
Подготовка и показ презентации по деятельности проекта.
План реализации проекта:
1-й этап – подготовительный (август 2017г.)
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»). | август | воспитатель |
Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала. | август | воспитатель муз. руководитель |
Познакомить родителей с темой проекта и привлечь их к подборке материала. | август | воспитатель |
2-й этап – основной (сентябрь 2017г. – апрель2018 г.).
Мероприятия | Задачи | Сроки реализации | Ответственные |
НОД «Надо, надо умываться…» | Закрепить последовательность умывания, развивать у детей потребность в соблюдении гигиенических навыков. | сентябрь | воспитатель |
Дидактическая игра «Умывалочка» | Перенести полученные навыки умывания в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания, выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать звучащую образную стихотворную речь, развивать игровой опыт. | сентябрь | воспитатель |
Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…». | Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей. | сентябрь | воспитатель |
Лепка «Мыло для кукол». | Продолжать формировать навыки работы с пластилином; способствовать развитию эстетического восприятия; развивать общую и мелкую моторику; закрепить умение детей отрывать маленькие кусочки от большого комка, катать шарики и сплющивать их; воспитывать аккуратность в работе. | сентябрь | воспитатель |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» | Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями. | сентябрь | воспитатель |
Развлечение с участием родителей «Приключение мыльного пузыря». | Развивать активность детей, слуховое восприятие, связную речь, мышление, внимание; формировать у детей чувство уверенности в себе; доставить детям радость. | сентябрь | воспитатель муз. руководитель |
Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста». | Психолого-педагогическая помощь родителям в формировании у детей культурно-гигиенических навыков. | сентябрь | воспитатель |
НОД «Ложки, чашки, поварёжки». | Сформировать у детей представление об обобщающем понятии «посуда», ее назначении; способствовать развитию навыков столового этикета. | октябрь | воспитатель |
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол». | Формировать умение правильно ставить посуду на стол (последовательность). | октябрь | воспитатель |
Конструирование «Стол и стул для куклы». | Продолжать упражнять детей в построении предметов мебели, умении делать постройку устойчивой; закрепить название конструктивных деталей – кирпичик, кубик; развивать умение действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук, координацию движений, зрительное восприятие, мышление, умение обыграть постройку; воспитывать аккуратность, прилежность. | октябрь | воспитатель |
Просмотр мультфильма «Как обезьянки обедали». | Закреплять навыки столового этикета; доставить детям радость. | октябрь | воспитатель |
Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К. Чуковского. | Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями. | октябрь | воспитатель |
Рисование «Салфеточка для куклы Кати» | Продолжать учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя вертикальные линии, точки и кружечки; закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками и знать основные цвета; воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразия форм и цвета; развивать эстетическое восприятие. | ноябрь | воспитатель |
Заучивание потешки «На моей тарелочке» | Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей. | ноябрь | воспитатель |
Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом". | Формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи; воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам. | ноябрь | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра «Мы в гостях». | Знакомить детей с правилами гостеприимства; учить общению со сверстниками; эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми; воспитывать чувства доброжелательности. | ноябрь | воспитатель |
Папка-передвижка для родителей на тему: «Витамины в жизни ребёнка». | Познакомить с витаминами, их значением для организма; активизировать участие родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты питания. | ноябрь | воспитатель |
НОД «Кукла Катя идет на прогулку». | Формировать навык самостоятельно одеваться: надевать колготки, находить отверстия для каждой ноги, просовывать поочерёдно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, подтягивать колготки так, что бы резинка оказалась на поясе; видеть части одежды; обратить внимание ребёнка на последовательность действий; вызвать у ребенка положительные эмоции, связанные с успехом в самообслуживании. | декабрь | воспитатель |
Дидактическая игра «Что надену я на прогулку». | Закрепить название предметов одежды; формировать умение сортировать одежду в соответствии с сезоном. | декабрь | воспитатель |
Рисование «Варежки для куклы Кати». | Формировать умение рисовать узоры из прямых и волнистых линий, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования; развивать чувство ритма (чередование 2-3 цветов или разных линий); закреплять названия цветов; воспитывать эстетический вкус. | декабрь | воспитатель |
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно». | Педагогическая помощь родителям в формировании у детей навыков самообслуживания. | декабрь | воспитатель |
НОД «Как ухаживать за волосами». | Формировать навыки ухода за волосами; развивать речь и мелкую моторику пальцев через выполнения практических заданий; воспитание опрятности, аккуратности. | январь | воспитатель |
Дидактическая игра «Сделаем куклам разные прически». | Закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид». | январь | воспитатель |
Рисование «Расческа для куклы Кати». | Отрабатывать способ рисования горизонтальной линии всей кисточкой, формировать умение детей рисовать вертикальные линии концом кисточки; закреплять умение рисовать кистью и красками. | январь | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». | Формировать у детей умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас; воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу, эмоционально-положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия. | январь | воспитатель |
Заучивание потешки «Расти коса до пояса». | Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей. | январь | воспитатель |
Ситуативная беседа «Как нужно ухаживать за собой». | Подвести детей к пониманию, что чистота - залог здоровья; побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчёсываться, когда это необходимо, следить за чистотой одежды; повторить названия принадлежностей ухода за собой. | февраль | воспитатель |
Памятка для родителей «Внешний вид малышей». | Познакомить родителей с требованиями к внешнему виду ребенка в детском саду. | февраль | воспитатель |
НОД «Мой носовой платок». | Познакомить детей с предметом личной гигиены – носовым платком, его функциями и свойствами; расширить представления детей о действиях с предметами личной гигиены; вызвать у детей желание действовать с предметами личной гигиены (носовым платком), быть опрятными и чистыми. | февраль | воспитатель |
Ситуативная беседа " Кто опрятен – тот приятен" | Формировать бережное отношение к своему организму; дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей. | февраль | воспитатель |
Аппликация «Украсим носовой платок». | Продолжать совершенствовать навык пользования клеем; формировать умение наклеивать готовые изображения на бумагу, создавая красивый узор; закреплять навык пользования носовым платком. | февраль | воспитатель |
Заучивание потешки «Если носик твой сопит…» | Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей. | март | воспитатель |
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем». | Формировать речь, пространственное мышление, внимание, воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | март | воспитатель |
Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » . | Расширить представление детей о чистоте, аккуратности и опрятности; формировать основы эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в его жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил. | март | воспитатель муз. руководитель |
Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными". | Представить родителям фотоотчет о формировании у детей культурно-гигиенических навыков. | март | воспитатель |
НОД «Путешествие в страну Здоровья». | Формировать у детей потребность заботиться о своем здоровье, привычку здорового образа жизни; развивать способность логически мыслить, познавательный интерес; активизировать словарный запас детей; воспитывать у детей стремление быть здоровыми. | апрель | воспитатель |
Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» | Формировать коммуникативные навыки; расширять представления детей о профессии врача, обеспечить узнавание атрибутов врача; вызвать желание помочь, пробудить чувство сплоченности в совместной деятельности, формировать положительные эмоции в отношениях друг с другом. | апрель | воспитатель |
Папка-передвижка «Растём здоровыми». | Формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни. | апрель | воспитатель |
Ситуативная беседа «Мои здоровые зубки». | Формировать правила культурного приёма пищи; дать информацию о полезной вредной пище; познакомить с мероприятиями по профилактике зубной боли, гигиене полости рта; формировать потребность в сохранении зубов здоровыми; быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов. | апрель | воспитатель |
Дидактическое упражнение «Почистим зубки» | Закреплять умение пользоваться зубной щеткой; формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. | май | воспитатель |
Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка» | Закреплять навыки гигиены полости рта; доставить детям удовольствие. | май | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками необходимую цепочку игровых действий; формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной); формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями; развивать диалогическую форму речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | май | воспитатель |
Рекомендации для родителей "Что делать, если ребенок заболел?" | Познакомить родителей с необходимыми правилами поведения в период болезни ребенка. | май | воспитатель |
3 этап – заключительный (май 2018г.)
Подведение итогов проведенной работы.
Подготовка отчетных материалов для педагогов по работе над проектом.
Показ презентации для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы"
Интереный, нужный материал для воспитателей младших групп...
Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»
В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научитьс...
Статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы."
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Данная статья раскрывает необходимость формирования таких навыков у детей младшего дошкольного возр...
Консультация "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы"
В конспекте описана работа по развитию у детей культурно-гигиенических навыков....
Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!"
Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!»Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему ...