Закаливание детей.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Закаливание детей.
Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение это имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к адекватной реакции на изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности воздуха, ультрафиолетовым лучам.
Дети, которых начали закаливать в раннем возрасте, реже болеют, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Основные принципы закаливания:
- закаливающие процедуры следует начинать, когда ребёнок здоров;
- интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом индивидуальной переносимости;
- эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.
В условиях дошкольного учреждения воздушные закаливающие процедуры входят в режим дня. Воздушные ванны при переодевании и во время утренней гимнастики, сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки), поддержание оптимального температурного режима в групповом помещении (+18 ... +20°С) и ежедневные прогулки (по 3-' ''аса в любую погоду) тренируют организм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха.
Наиболее эффективный метод закаливания - водные процедуры - также прочно закрепился в режиме дня дошкольников: мытьё рук до локтей, лица, шеи, верхней части
груди попеременно тёплой и прохладной водой, чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой и полоскание горла после приёма пищи кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 22°С (на 1°С каждые 5 дней), и самый мощный закаливающий фактор, комплексно воздействующий на весь организм, - плавание.
Комплексы закаливающих процедур после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс проводится в течение месяца и состоит из нескольких этапов. Для создания положительной мотивации пробуждение и выполнение процедур сопровождаются чтением потешек и стихотворений, которые дети постепенно заучивают и затем повторяют вместе с воспитателем. Из спальни дети босиком проходят по ребристым и массажным дорожкам в групповую комнату. Стоя на ковре, выполняют общеразвивающие упражнения (5 мин), самомассаж ладоней'(стоп) или упражнения для развития мелкой моторики рук (2 мин), дыхательную гимнастику (2 мин). Комплекс завершается водными процедурами.
Зайчики и белочки
Сентябрь
Пробуждение. Улетели сны в окошко, Убежали по дорожке. Зайцы, белочки проснулись, Потянулись, улыбнулись. Звери, глазки открывайте, И зарядку начинайте. Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег. Зайчики и белочки, „ Мальчики и девочки, Стройся по порядку, Начинай зарядку! Носик вверх - это раз,
Хвостик вниз - это два,
Лапки шире ~ три, четыре.
Прыгнем выше - это пять.
Все спортивные команды
Мы умеем выполнять!
Общеразаивающие упражнения.
«Зайчишки-шалунишки».
Чередование прыжков, бега, ходьбы (1 мин).
«Цепкие лапки».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-3 - вытянуть руки вперёд, повернуть ладонями вверх, сжать кулаки; 4 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
«Крепкие лапки».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - наклониться вперёд, хлопнуть ладонями по коленям, сказать «крепкие»; 3 - вернуться в и,п. (5-6 раз).
«Весёлые белочки».
И,п.: ноги на ширине плеч, руки полочкой перед грудью. 1-2 - два наклона вправо; 3-4 - два наклона влево; 5 - вернуться в и.п. (5 раз).
Самомассаж.
Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами).
Дыхательная гимнастика.
«Хорошо в лесу»,
И.п.: основная стойка. 1 - руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-5 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»; б - вернуться в и.п. (5 раз).
Водные процедуры.
В речке чистая водица.
Зайцы, белки, ну-ка мыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Мы - спортсмены Октябрь
Пробуждение. Когда мы просыпаемся, То подрасти стараемся. Облака рукой достанем И немного выше станем! Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы стараемся, стараемся,
Физкультурой занимаемся!
Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Весёлыми, спортивными!
Общеразвивающие упражнения.
«Болельщики».
И. п.: основная стойка. 1 - руки на 2 - руки вперёд, хлопнуть; 3 - вернуться в и. п. (5 раз).
«Пловцы».
И. п.: основная стойка. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову, пошевелить пальцами; 3 - вернуться в и. п. (5-6 раз).
«Футболисты».
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - поднять правую ногу; 2 - согнуть её в колене; 3 - вернутьбгв и. п.; 4-6 - то же левой ногой (по 4-6 раз).
«Штангисты».
И. п.: основная стойка. 1 - присесть, сжать кулаки, прижать их к плечам; 2 - встать, вытянуть руки вверх; 3 - вернуться в и. п. (5-6 раз).
Самомассаж.
Прокатывание теннисных мячиков стопой правой (затем левой) ноги.
Дыхательная гимнастика.
«Лыжники».
И. п.: основная стойка. 1-4 - стоя на месте, имитировать движения рук лыжника; 5 -развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 6-8 - вернуться в исходное положение, медленный выдох ртом (5-6 раз).
Водные процедуры.
Воду любят все спортсмены:
И штангисты, и яхтсмены,
Хоккеисты и пловцы,
И гимнасты, и гребцы.
Будем спортом заниматься,
А потом в воде плескаться."-
Весёлый зоопарк
Ноябрь
Пробуждение.
Под сосной лежит не шишка.
Это спит малютка-мишка.
Мишка, глазки открывай,
День с зарядки начинай!
Мишка на бок повернулся,
Потянулся и проснулся.
Ходьба по ребристым и массажным до-рожнам; комбинированный бег.
Зайка по полю бежал,
В огород забежал.
Там морковка растёт,
Там капуста растёт.
Общеразвивающие упражнения.
«Слоны».
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок за головой (уши слона). 1-2 - соединить локти; 3-4 - маршировать на месте; 5 - наклониться вперёд, произнося «у-у-у»; б - вернуться в и.п. (5 раз).
«Лисички».
И.п.: стоя, ноги вместе, ладони прижаты к груди. Выполнять прыжки влево-вправо на двух ногах (10-12 раз).
«Питон».
И,п.: сидя на пятках, руки на коленях. 1-4"- встать на колени, прогнуться влево-вправо, назад-вперёд; 5 - вернуться в и.п. (5 раз).
«Тюлень».
И.п.: лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, ноги на ширине плеч. Выполнять перекаты туловища влево-вправо (5 раз).
Самомассаж.
Прокатывание грецких орехов между ладонями.
Дыхательная гимнастика.
«Птицы».
И.п.: основная стойка. 1 - сделать глубокий вдох; 2-6 - наклониться вперёд, медленно выдыхая, выполнять махи руками-крыльями; вернуться в и.п. (5 раз).
Вс" \ые процедуры.
Звери все по распорядку
Утром делают зарядку.
А потом - на водопой,
Всё равно с какой водой:
Из ручья, или из речки,
Или просто с дождевой.
Валенки, валенки
Декабрь
Пробуждение.
Солнце глянуло в кроватки -
Делать вам пора зарядку.
Пусть подушка спит одна.
Вам, ребята, не до сна.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
По снегу детки маленькие
Ходят в тёплых валенках.
Валенки хорошие,
С чёрными галошами.
Общеразвивающие упражнения.
«Ручками похлопаем, ножками потопаем».
И.п.: основная стойка. Хлопать в ладоши, одновременно топая ногами (12-15 раз).
«Новые валенки».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперёд; 2 - коснуться руками пальцев ног, сказать «ва-лен-ки»; 3 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
«Посмотрите: валенки!»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 - выставить правую ногу вперёд на пятку;
2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой ногой (по 5-6 раз).
«В валенках не холодно».
И.п.; основная стойка. Выполнять прыжки в чередовании с ходьбой.
Дыхательная гимнастика.
«Хороши валенки».
И.п.: основная стойка. 1-2 - поднять руки через стороны вверх, глубокий вдох носом; 3-8 - на выдохе произнести «хо-ро-ши ва-лен-ки», вернуться в и.п. (5-6 раз).
Самомассаж.
Прокатывание теннисных мячиков (снежков) между ладонями.
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!
Любим в ней мы плескаться всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...