Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
методическая разработка (старшая группа) на тему
возраст с 5 до 6 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
Перспективный план работы по здоровому образу жизни в старшей группе.
Месяц | Тема | Цель занятия | Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Виды интеграции |
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. | Познакомить детей с понятием «витамины». | 1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь. | Д/и «Что где растёт» | Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты» | Коммуникация Физическая культура Художественное творчество |
Планируемые результаты : закрепление знаний об овощах , воспитание культуры | ||||||
Октябрь | В гостях у доктора Айболита | Закрепить знания детей о понятии «здоровье». | 1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке. | Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» | В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». | |
Ноябрь | Чистота – залог здоровья | Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. | 1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии. | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки) | |
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку | Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. | 1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию. | Рассматривание книг и альбомов о спорте. | В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний». | |
Январь | Здоровые ушки у моей подружки | Познакомить детей со значением органа слуха. | 1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат. | Д/и «Как органы человека помогают друг другу» | В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха» | |
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели | Познакомить детей со значением органа зрения. | 1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит? | Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье» | Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан». | |
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Дать некоторые представления о видах и значении зубов. | 1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника. | Д/и «У кого какие зубы» | В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» | |
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Познакомить детей с принципами правильного питания. | 1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться? | Д/и «Что лишнее» | В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания. | |
Май | Я и моё настроение | Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению. | 1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне? | Психогимнастика «Спасём доброту» | В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
Перспективный план работы по здоровому образу жизни в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Твой режим дня | Сформировать представления о правильном режиме дня. | 1. И.М. В гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет. Как вы думаете, почему у Вити слабое здоровье? | Д/и «Режим дня» | В учебной зоне– вывесить плакат «Твой режим дня», выложить дидактические игры «Режим дня», «Части судок» и «Что перепутал художник» | |
Откуда берутся болезни | Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах. | 1. П.С. В группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком. Расскажем Незнайке правила поведения человека при простуде. | Д/и «Оденься правильно» | В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». | |
С врачами нужно нам дружить | Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы. | 1. И.М. Дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками? | Разучивание стихотворения «Прививка» | В игровую зону– приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Поликлиника», «Аптека» | |
Мой организм (63, 87) | Дать представления об устройстве человеческого организма. | 1. И.М. Дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма. Ребята, как вы думаете, о чём Знайка хочет, чтобы мы сегодня узнали? | Д/и «Кто что делает» | В физкультурном уголке– выложить игрушки для развития дыхания, вывесить пособие «5 волшебных точек», ростомер и игрушки для подпрыгивания. | |
Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. | Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма. | 1. И.М. В группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры. | Физкультурный досуг «На спортивной площадке» | В умывальной комнате– поместить последовательность мытья рук и обливания ног прохладной водой. | |
Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже. | Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных. | 1. И.М. В группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук. | Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены» | В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» | |
Сон – лучшее лекарство | Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении. | 1. И.М. В группу к детям приходит Незнайка. Он жалуется на то, что вечером долго не может уснуть, а когда спит, то ему снятся страшные сны. Как помочь Незнайке? | Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось» | В уголок творчества — выложить шаблоны звёзд, месяца, кровати, подушки. | |
Зелёная аптека | Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира. | 1. И.М. В гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств? | Загадки детям о лекарственных растениях | В уголок природы– выложить гербарий с лекарственными растениями и иллюстративный материал «Правила поведения в природе» | |
Игра «Что? Где? Когда?» | Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях. | 1. Организационный момент (воспитатель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры, дети делятся на команды, выбирают капитанов и название своим командам, представляются судьи) | Игра – эстафета «Полезные продукты» | В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня» |
Пояснительная записка.
Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребёнок. Организм ребёнка растёт и развивается непрерывно. Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Ребёнок нормально растёт и развивается только при правильном воспитании и уходе за ним, т.е. строгом соблюдении режима дня. При последовательном распределении во времени основных физиологических потребностей, оздоровительных мероприятий, психологического развития, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления.
Здоровье – показатель качества воспитательной работы.
Фундамент здоровья, физического, психического закладывается именно в детстве. Поэтому уже с дошкольного возраста ребёнок должен познавать себя, свой организм и учиться беречь здоровья с детства. Период развития от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Развитие скелета в этом возрасте ещё не закончено, в нём остаётся много хрящевой ткани, что даёт возможным дальнейший рост, но в то же время обуславливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой нагрузки они могут деформироваться. При нарушении осанки особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребёнок быстро утомляется, у него появляются головные боли.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысления к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлёва, Ю.П. Лисицин, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев)
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать коллектив дошкольного учреждения.
Детям необходимо дать знания о собственном теле. Познакомить с его строением и отдельными частями тела. Познакомить с ролью каждой части тела и гигиеной тела. Приучать правильно действовать в случае заболевания, при повреждениях и недомоганиях. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, порезах и ушибах.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Воспитание ребёнка здоровым – это значит с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, т.е научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом.
Список литературы.
· Программа «От рождения до школы»
· Л.В. Абдульманова «Родничок здоровья» (старший дошкольный возраст). Программа, методические рекомендации. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005.
· А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
· И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», для работы с детьми 5 – 7 лет, пособие для педагогов дошкольных учреждений М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
· А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» — М.: ТЦ Сфера, 2004
· Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет» — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
· «Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации»/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель,2008.
· Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)
Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»
. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека. Кроме того, проект поможет детям сделат...
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы"
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоро...
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в рамках программы "От рождения до школы" Подготовительная группа.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоро...
Опыт работы."Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе физкультурно-досуговых мероприятий."
Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеет не только умственное развитие, но и физическое. В этом направлении в детском саду проводится большая работа как воспитателями, так и меня, ...