Проект "Чистюли"
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Снежинка».
Краткосрочный проект «Чистюли» в первой
младшей группе.
Автор проекта воспитатель:
Ефимова Надежда Фёдоровна
с. Выдрино
2014 год
1. Актуальность проекта
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры с использованием малых форм фольклора.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, малые формы фольклора, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта:
Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых форм фольклора.
Задачи проекта:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Проблема:
Не достаточно развиты у детей культурно - гигиенические навыки.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Сроки проекта:
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- С помощью взрослого приводить себя в порядок.
Пользоваться индивидуальными предметами
(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)
Держать ложку в правой руке.
По порядку одеваться и раздеваться.
При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь
(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках).
- Аккуратно складывать снятую одежду
Подготовительный этап | Сбор литературы по данной теме. Диагностика детей по данной теме. Составление плана работы. Разработка содержания проекта. | |
Основной этап | 1.Чтение художественной литературы: К.И.Чуковского «Мойдодыр ». 2.Игровая ситуация «Купание куклы». 3.Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным». 4.Заучивание потешки «Водичка, водичка». 5.Дидактическое упражнение «Покажем, кукле Насти как мы умеем мыть руки и вытираться личным полотенцем». | |
Заключительный этап | Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? » |
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Снежинка»
Конспект по НОД на тему «Водичка, водичка…»
(по формированию элементарных гигиенических навыков)
в первой младшей группе.
Подготовила и провела воспитатель:
Ефимова Надежда Фёдоровна
с. Выдрино
2014год
Цель:
Формировать навыки здорового образа жизни.
Задачи:
- Закрепление навыков в умывании.
2. Знакомство с предметами туалета и их назначением.
3. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Ход:
Мы проснулись рано утром (шагают на месте),
Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх);
Чтобы сон ушел - зевнули,
Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево - вправо. Отводят руки к плечам).
Разбудил нас бег на месте (бегут на место),
К ванне побежали вместе (выполняют упр. «пружинка». Руки на поясе.)
Умывались и плескались.
Зубы вычистить пытались (выполняют круговые движения ладонями около лица).
Причесались аккуратно (гладят ладонями голову от макушки к вискам).
Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам).
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть! (упр. « пружинка», хлопают в ладоши).
- Вот какие молодцы!
Проходите на свои места.
- Раз, два, три, четыре, пять,
Вышло солнышко опять!
- Раз, два, три, четыре, пять
Вышла Настя погулять. ( Воспитатель показывает куклу, волосы взлохмаченные, грязная).
Воспитатель: « Вот так Настя! Ты забыла умыться?»
Воспитатель: « Вышли звери в огород,
Встали дружно в хоровод.
Окружили Настю!
Не узнали что ли?!»
( Воспитатель берет в руки по очереди мягкие игрушки и говорит за них). Говорит собака Настя: « Гав, гав, гав! Иди умойся!»
( Так озвучивает утку, кошку).
Воспитатель: « Лишь свинья от смеха давится: « Как мне эта Настя нравится! Она красива, как и я!»»
Воспитатель: « Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять?»
Дети: «Нет!»
Воспитатель: « Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, все ли в порядке».
Воспитатель обращается к Насти: « Посмотри на себя в зеркало. Ты, наверно, умываться не умеешь?»
Настя: «Не умею».
Воспитатель: « Ребята, научим Настю умываться? А что нужно, чтобы научить Настю умываться?»
Дети: «Вода, мыло, полотенце».
Выносим кувшин с водой, ванночка, мыло, полотенце.
Воспитатель: « Давайте представим, что перед вами настоящая раковина с умывальником. Но что надо сделать перед тем, как открыть кран с водой?» Дети: «Надо засучить рукава, чтобы не намочить платье, рубашку».
Воспитатель: « Правильно! Ксюша, покажи Насти, как нужно закатывать рукава. А ты, Настя, смотри внимательно».
Чтение потешки:
«Руки с мылом надо мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит».
Воспитатель: « Рукава закатали, теперь покажем Насти, как надо мыть руки. Одна ладошка моет другую. Гева, покажи, пожалуйста, Настя как ты моешь руки. Молодцы!»
Чтение потешки:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб не кусался зубок».
Воспитатель: « Вот мы умылись, вытерлись полотенцем. Настя теперь чистая. Осталось ее причесать».
(Подводим Настю к зеркалу).
Воспитатель: « Теперь ты чистая и красивая! Ведь, если человек всегда ходит чистый, то он помогает своему здоровью. А вы, ребята, запомнили, как правильно умываться?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: Ребята давайте повторим, как правильно нужно умываться:
1. Нужно ли пользоваться мылом.
2. Засучивать рукава.
3.Зубная щетка для чего? А вы умеете чистить зубы? Как вы чистите зубы покажите, пожалуйста.
4.Нужно ли пользоваться мылом? Как намыливают ручки?
Воспитатель: «Молодцы!
Воспитатель благодарит детей за работу.
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Снежинка»
Конспект НОД на тему: «Чтение сказки в стихах
«Мойдодыр» в первой младшей группе.
Провела воспитатель:
Ефимова Надежда Фёдоровна
с. Выдрино
2014 год
Цель: познакомить с содержанием сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр».
Программное содержание:
- учить осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия;
- формировать положительное отношение к поэзии;
- воспитывать умение детей эмоционально откликаться на прочитанное.
Словарная работа:
Обогащение словаря: клякса, головомойка, медный таз.
Активизация словаря: грязнуля, Мойдодыр, пузатый.
Оборудование:
Демонстрационный материал: красочные иллюстрации к сказке.
Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей Ожидаемые ответы детей | Методические приёмы и указания |
Вводная часть (2 мин.) | - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это? Вы с ним знакомы? (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Мойдодыра.) - А как вы думаете, зачем он к нам пришёл?
- Да, Мойдодыр пришёл к нам посмотреть, как ребята умеют самостоятельно ухаживать за собой. Расскажите и покажите ему как вы.... - Ручки мыли? - А ушки мыли? - Носик мыли? А щёчки? - Всё помыли, ничего не забыли. А теперь мы чистые, зайчики пушистые. | - Это Мойдодыр. Предположения детей. - Мыли. - Мыли. Дети имитируют мытьё рук, ушей. | Сюрпризный момент Проблемный вопрос |
Основная часть (10 мин.) Физминутка (1,5 мин.) | - Раз вы умылись, тогда подружитесь с Мойдодыром и послушайте про него сказку. (Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций). - Интересная сказка? Я вам напомню, что её написал Корней Иванович Чуковский. О ком рассказывается в сказке? -Да, ребята, мальчик был ленивым, а мы с вами.... Каждый день мы по утрам делаем зарядку, Очень нравится нам всё делать по порядку: Весело шагать, весело шагать, Руки поднимать, руки опускать, Приседать и вставать, прыгать и скакать. - Вы очень хорошо потрудились, Мойдодыр всё видел и ему понравилось. Расскажите, а что же случилось с мальчиком? - Каким он был? Как о нём говорил Мойдодыр? - Кто заставил грязнулю умыться? - Как он сказал? - Давайте вместе скажем слова Мойдодыра: «Надо, надо умываться....» | - О мальчике-грязнуле и о Мойдодыре. Ответы детей - Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок..... - Крокодил. -Уходи-ка ты домой, да лицо своё умой. Ответы детей | Напоминание Вопросы |
Заключительная часть (3 мин.) | - Вам какой мальчик больше нравится: каким он был вначале или каким стал потом? Давайте вспомним, о чём мы говорили и поиграем. Я вам показываю иллюстрацию и говорю начало предложения, а вы заканчивайте. Сначала он был.... А потом стал.... Все от него... А когда умылся..... Грязнулю никто .... А чистым все... Грязь – это.... А чистота..... - А наши дети всегда будут чистыми и не будут грязнулями. Вы очень порадовали Мойдодыра, оставайтесь такими всегда! | - Грязный, неумытый, как поросёнок. - Чистым. -Убежали, умчались. - Все к нему вернулись. - Не любил, никто не дружил с ним. - Его стали любить и уважать. - Плохо. - Хорошо. | Вопросы. Игровой момент. Обобщение. Подведение итогов. Похвала. |
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Снежинка».
Развлечение на тему: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» в I младшей группе.
Провела воспитатель:
Ефимова Надежда Фёдоровна
с. Выдрино
2014год
Задачи:
• Уточнить знания детей о том, что вода – помощник человека;
• С помощью эксперимента показать, что из сухого песка куличики не лепятся, чтобы слепить куличики, песок нужно полить водой;
• Воспитывать у детей потребность мыть руки и лицо.
Оборудование:
Игрушка Капелька, костюм Мойдодыра, формочки, совочки, тазы с песком, лейка, клеенка.
Предварительная работа:
• Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»;
• Заучивание потешки «Водичка, водичка»;
• Работа по формированию КГН;
• Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды».
Ход развлечения:
В уголке песка воспитатель из сухого песка пытается лепить куличики. Ребята подходят, наблюдают, присоединяются.
- «Ребята, у вас получаются пирожки?»
- «Нет»
- «И у меня не получаются, почему? »
- «Потому что песок сухой и рассыпается»
- «Кто нам поможет? »
Воспитатель показывает игрушку Капельку.
- «Ребятки, нам поможет капелька воды»
Капелька:
-«Здравствуйте, ребятки. Я узнала, что вам нужна моя помощь и принесла вам лейку с водой. Давайте польем песок и попробуем слепить пирожки»
Поливаем песок водой.
-«Какой стал песок? »
- (Мокрый)
- «Кто хочет слепить пирожки? »
- «Получились пирожки? Почему получились? »
- «Правильно. Потому что песок стал мокрый и легко лепится».
Рассматриваем, у кого какие пирожки получились. В это время заходит Мойдодыр (взрослый).
Мойдодыр:
- «Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир. Что я вижу, что такое, это что за немытые трубочисты»?
Воспитатель:
- «Подожди, Мойдодыр, не ругайся. Мы с ребятами лепили пирожки из песка, поэтому руки у нас грязные, а ребята у нас знают, что нужно сделать, чтобы руки и лицо стали чистыми »
Мойдодыр:
-«Покажите –ка мне, как вы умеете умываться»
Проходим с детьми в умывальную комнату. Воспитатель обращает внимание детей на схему умывания. После умывания Мойдодыр говорит:
- «Вот теперь я вас хвалю, чистых я ребят люблю. Капелька мне рассказала, что вы знаете потешку про водичку. Кто хочет мне ее рассказать?»
Дети рассказывают, потешку Мойдодыру.
Мойдодыр и Капелька:
-«Какие детки воспитанные в вашей группе. Они умеют умываться и знают потешку. Очень рады, что пришли к вам в гости. А сейчас нам пора, до свидания, детвора».
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Снежинка»
Конспект сюжетно – ролевой игры «Купание куклы Насти»
в первой младшей группы.
Провела воспитатель:
Ефимова Надежда Фёдоровна
с. Выдрино
2014 год
Цель:
1. Помочь детям создать игровую обстановку.
2. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры, использовать предметы - заместители (мыло – кубик, мочалка – кирпичик)) и воображаемые предметы (вода)
3. Помочь детям употреблять в речи названия предметов, действий: ванночка, мыло, мочалка, полотенце, намыливать, смывать, вытирать.
4. Закрепить знания детей о чайной посуде. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, активности, дружелюбия.
Игровой материал: кукла, ванночка, полотенце, кирпичик, детский столик, чайная посуда, кроватка.
Подготовка к игре: рассматривание иллюстраций «Игра с куклой».
Ход игры.
(Дети играют самостоятельно в игровом уголке, кукла заранее немножко испачкана – носик, ручки). Кукла плачет а-а-а-а.
Воспитатель: Посмотрите, что случилось с нашей Настей? (Воспитатель берет куклу в руки и читает отрывок из стихотворения А. Барто, П.Барто «Девочка чумазая» - Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? - Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Воспитатель: - Какие руки у Насти? Носик?
Дети: Она грязная, чумазая.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? Как ей помочь? Дети: Куклу нужно помыть.
Воспитатель: Давайте поможем ей. Настя, хочешь купаться?
Кукла: - Хочу (измененным голосом, за куклу).
Воспитатель:- Ну, давай. А что нам для этого нужно?
Дети: Ванночка.
Воспитатель: Юра принеси, пожалуйста, ванночку.
Воспитатель: Сейчас воду налью в ванночку (Подходит к крану, как будто поворачивает его) Шшшш… Вода льется горячая. Давай Настя, иди купаться. Не хочешь? Что? Вода горячая? Женя, налей еще в ведерко холодной водички, а то очень горячо. Женя (берет ведерко, подходит с ним к раковине, подставляет под кран). Шшшш… (подражает взрослому). Воспитатель: Ну, как Настя, теперь вода хорошая, теплая. Женя подлил холодной. Нужно Настю раздеть Ксюша помоги раздеть Настю. (Ксюша снимает с куклы платье, трусики, туфли). Садись Настя в ванночку (усаживает куклу в ванночку).
Воспитатель как будто поливает куклу водичкой и читает потешку : «Водичка».
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб не кусался зубок.
Воспитатель: А чем мыть? Мыло забыли взять. Алиса принеси мыло. В коробке лежит кубик, принеси его. Это у нас будет мыло. А где же у нас губка? Женя принеси кирпичик. Это у нас будет губка.
Воспитатель: Давай Настя, я тебе помою головку, ручки, носик, ушки и приговаривает:
«Будет мыло пениться. Грязь куда-то денется.
(Дети по очереди помогают воспитателю купать куклу).
Воспитатель: Всё, помыли Настю. Женя налей нам, пожалуйста, воды в кувшин. Женя (берет кувшин и идет к крану): Шшшш… Наливает воду, несет кувшин воспитателю. Воспитатель ставит куклу на ноги, обливает куклу водой из кувшина, приговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Алёнушка»
«Теплую водичку. Льем на нашу птичку». «Вот и вымыли Настю».
Воспитатель: - Настю нужно вытереть. Чем мы будем ее вытирать?
Дети: Полотенцем.
Воспитатель: А где у нас полотенце? Женя принеси мне полотенце (вытирают куклу). Какая наша Настя стала чистая.
Воспитатель: Ксюша, одень Насте трусики. Настя спать хочет. Ксюша подержи Настю и покачай её.
Ксюша : аааа –аа (держит на руках куклу и укачивает ее)
Воспитатель: Катя положи куклу на кровать. Чтобы кукла быстрее заснула. Давайте споем ей колыбельную песенку.
Баюшки – баю,
В огороде заиньки!
Зайки травоньку едят,
Насте спать велят.
Воспитатель: Всё глазки закрылись, теперь Настя спит. Пока Настя спит, пойдемте, накроем стол. Женя постели скатерть на стол. Лиза положи на стол блюдце, поставь чашку, чайник. Накрыли на стол. Вот и Настенька проснулась. Настя, почему такая грустная? Пить хочешь? Дать чаю? Воспитатель: Юра налей Насте чай, напои её. Чай горячий, Лиза остуди чай. (Лиза дует на чай). (Кукла Настя пьет и качает головой).
Воспитатель: Что тебе не нравится чай? (да он без сахара). А где у нас сахарница? Женя поставь сахарницу на стол. А где у нас ложечка? (берет ложечку и размешивает чай). А сейчас нравится чай?
Настя пьет горячий чай. Не облейся, дорогая, возьми салфетку.
Воспитатель включает веселую музыку, дети вместе с куклой танцуют.