Картотека игр по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста
картотека (младшая группа) на тему

Рыбникова Юлия Васильевна

Здесь предоставлена картотека по формированию ЗОЖ для деток ясельной и младшей группы. Надеюсь вам пригодиться этот материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр по ЗОЖ51.92 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

  1.  «Отгадай загадку по картинке » №1_________________________________________________________________   2
  2. « Правила гигиены»№2_______________________________________________________________________   2
  3. « Найди опасные предметы »№3____________________________________________________________________  2
  4. « Мой день»№4_____________________________________________________________________________  3
  5. « Опасно – не опасно»№5_________________________________________________________________________  3
  6. « Если сделаю так »№6________________________________________________________________________  4
  7. « Наши помощники - растения»№7______________________________________________________________  4
  8. « Скорая помощь »№8_________________________________________________________________________  4
  9. « Путешествие в страну здоровья»№9________________________________________________________________  5
  10.  « К нам пришел Незнайка»№10________________________________________________________________  5
  11.  « Подбери пару»№11________________________________________________________________________ 6
  12.  « Полезная и вредная еда»№12 _____________________________________________________________________  6
  13.  « Пищевое лото»№13____________________________________________________________________________  6
  14. « Веселый человек»№14______________________________________________________________________   7
  15.  « Путешествие хлебного комочка»№15_______________________________________________________________ 7
  16.  « Что такое хорошо, что такое плохо»№16____________________________________________________________ 7
  17.  « Что ты знаешь»№17__________________________________________________________________________ 7
  18.  « Цветик - семицветик»№18________________________________________________________________________ 8
  19.  « Подбери предметы»№19_________________________________________________________________________ 8
  20.  «Сложи картинку»№20________________________________________________________________________ 8
  21.  « Как вырасти здоровым»№21__________________________________________________________________ 9
  22.  «Что изменилось»№22________________________________________________________________________ 9
  23.  «Узнай предмет по контуру»№23_______________________________________________________________9
  24. «Почини спортивную форму»№24_______________________________________________________________10
  25. «Что сначала, что потом»№25__________________________________________________________________10
  26. «Лабиринты»№26___________________________________________________________________________10
  27. «Умею – не умею»№27_______________________________________________________________________10
  28. «Этикет – школа изящных манер»______________________________________________________________11


«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ ПО КАРТИНКЕ» №1

Цель: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: Картинки с изображением опасных предметов.

Ход: Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ» №2

Цель: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: Картинки с изображением опасных предметов.

Ход: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причесывание, купание.

«НАЙДИ ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» №3

Цель: Помочь детям запомнить предмет, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не осторожного обращения с ними.

Оборудование: Нож, ножницы, иголка, утюг.

Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  • Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  • Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд. Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
  • Опасно одному выходить на балкон.

«МОЙ ДЕНЬ» №4

Цель: Рассказать детям о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход: Располагать карточки необходимо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант №1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант №2. «Продолжи ряд».

Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант №3. «Исправь ошибку».

Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив ее в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«ОПАСНО – НЕ ОПАСНО» №5

Цель: Учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Ход: Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словестной) ситуации для жизни и здоровья, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно выслушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«ЕСЛИ СДЕЛАЮ ТАК» №6

Цель: Обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: Набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Ход: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: « Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю … » дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

«НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ» №7

Цель: Закрепить представление о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: Предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Ход: Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» №8

Цель: Закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: Картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Ход: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ» №9

Цель: Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться здоровыми.

Оборудование: Игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Ход: Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

«К НАМ ПРИШЕЛ НЕЗНАЙКА» №10

Цель: Научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: Кукла Незнайка, фишки, портфель с поощряющими призами.

Ход: Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным  призом.

«ПОДБЕРИ ПАРУ» №11

Цель: Соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: Предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход: Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

«ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА» №12

Цель: Закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копченная колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Ход: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую карточку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной. Дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«ПИЩЕВОЕ ЛОТО» №13

Цель: Формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: Три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.); большие карты по типу лото.

Ход: Дети раскладывают маленькие карточки в кармашке больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

«ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК» №14

Цель: Развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: Детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ХЛЕБНОГО КОМОЧКА» №15

Цель: Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: Таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Ход: Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» №16

Цель: Учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Ход: Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредную – в раму красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

«ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ» №17

Цель: Рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: Мяч, поощрительные призы.

Ход: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того,  как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

«ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» №18

Цель: Определение нравственного развития группы.

Оборудование: Цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Ход: Каждый ребенок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нем модно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернется к тому ребенку, который загадывает желание. Передавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружаться.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

                                                             В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ» №19

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ход: Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности , полезные продуты.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ» №20

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ход: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. (Можно использовать цветные фотографии).

«КАК ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ» №21

Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроту реакции.

Ход: Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом; б) выполнение физических упражнений; в) прием здоровой пищи; г) игры на улице; д) сон; е) игры дома, в  том числе и совместные со взрослыми; ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» №22

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Ход: Детям предлагают 5-6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т.д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО КОНТУРУ» №23

Цель: Учить детей по контуру подбирать реалистические изображения.

Ход: Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

«ПОЧИНИ СПОРТИВНУЮ ФОРМУ» №24

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Ход: Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» №25

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Ход: Детям предлагают несколько картинок, связанных с одним сюжетом, расположить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«ЛАБИРИНТЫ» №26

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход: Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни. «Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу.  Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки! », «Соня хочет почистить зубы.  Помоги ей пройти к полочке с зубной щетке и пастой».

«УМЕЮ – НЕ УМЕЮ» №27

Цель: Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: Мяч.

Ход: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги.  Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«ЭТИКЕТ – ШКОЛА ИЗЯЩНЫХ МАНЕР» №28

Цель: Научить ребенка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженое, торты, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, длины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста. Гильметдинова А. Р., воспитатель ...

Консультация для педагогов "Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста".

Консультация для педагогов "Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста"....

«Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста»

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях....

Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей раннего возраста

Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье....