Консультация для молодых воспитателей по физическому воспитанию.
консультация на тему

Развитие основных движений через подвижные игры в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx476.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для молодых педагогов

«Развитие и совершенствование основных видов движений через подвижные игры»

Игра основной вид деятельности в дошкольном  возрасте.

А подвижная игра просто необходима для жизни и

 развития детского растущего организма.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

       Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

        Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных  подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.          
https://i.mycdn.me/image?id=838311547451&t=3&plc=WEB&tkn=*CqZYRvY_nGrIGJtztKh-GEafsQs

          Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее
регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших
дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования
этих движений.

       Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.
С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
   Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко). Ведь он не хочет быть пойманным и  ловко преодолеть элементарные
препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
       
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

           Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения: ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности.

         В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как старшие и самостоятельные  дошкольники подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
        Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно  заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

          Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
         Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ
в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
            Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правиламигры.
 https://i.mycdn.me/image?id=838782152507&t=3&plc=WEB&tkn=*2qfFHGX3VOMa7yVKLZ5TUpH_4YU

         Об активности детей в подвижных играх можно судить по так называемой моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей длительности игры.) Она определяется педагогом путем хронометрированния. Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может колебаться от 50 до 80%.
       Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
       Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.        
 
        Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
https://i.mycdn.me/image?id=803581550907&t=3&plc=WEB&tkn=*KR_eHft1wvQagsXdVfFJFzpD_2o

Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.


Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

      Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Приемы физического воспитания детей в условиях группы"

  В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...

Консультация для воспитателей по физическому воспитанию.

Методическая копилка из опыта работы...

Консультация для воспитателей "Организация физического воспитания в ДОУ"

  Укрепление здоровья ребёнка, забота о его правильном, своевременном развитии тесно связанно с обеспечением условий для рациональной организации физического воспитания, при котором полнос...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь инструктора по физической культуре и воспитателя в физическом воспитании детей" 2017 г.

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....

Консультация "Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по физическому воспитанию детей"

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физи...